Он спас Porsche. Вспоминаем, как Cayenne превратился в золотую жилу

Максим Аблов
14 Августа 2022 Все новости / Новости автопрома

Кроссовер, а не минивэн

В начале 1990-х Porsche переживала один из самых серьезных кризисов в своей истории. Компания несла убытки, а к 1991 году продажи сократились до 23 тысяч машин, тогда как пятью годами ранее их было почти 50 тысяч. Пик кризиса был достигнут на рубеже 1992 и 1993 годов, когда покупателей нашли только 14.362 автомобиля Porsche. С выходом модели Boxster в 1996-м фирма начала выбираться из сложной ситуации, однако руководство понимало, что культовый 911 и новая среднемоторная модель не смогут обеспечить предприятию успешное будущее. Поэтому появились планы создания "третьего Porsche", но четкого понимания, к какому сегменту он будет относиться, еще не было.

В итоге руководством Porsche было принято решение в пользу кроссовера, а не минивэна, возможность создания которого также рассматривалась. В Штатах, которые являлись самым крупным рынком для Porsche, SUV были особенно популярны, кроме того, тогдашний председатель правления Венделин Видекинг не упускал из виду и растущий азиатский рынок.

Разрабатывать новый автомобиль было решено вместе с Volkswagen в рамках совместного проекта, получившего внутреннее название Colorado. Задача была сформулирована предельно четко: нужен мощный, динамичный, но при этом пятиместный семейный автомобиль, подходящий для любых дорог, – "спортивный внедорожник с ДНК Porsche", как называли его разработчики.

В 1998 году последовало официальное заявление: Porsche Cayenne и VW Touareg разделят одну платформу. Несмотря на идентичную архитектуру, каждый производитель использовал поначалу собственные двигатели и собственные настройки ходовой части. Компания Porsche занималась разработкой общей платформы, а Volkswagen поделился технологиями производства, необходимыми для массового выпуска. Подготовка к серийному производству обоих SUV велась в тогда строго засекреченном центре в Хеммингене.

Еще в 1999 году было принято решение об организации производства в Цуффенхаузене, однако компания тогда в полную силу работала над новым поколением 911. Стало ясно, что производственных мощностей в Цуффенхаузене не хватит, поэтому было решено построить в Лейпциге новый завод, официальное открытие которого состоялось в августе 2002-го.

Разработка Cayenne к этому времени была завершена – спустя несколько недель Porsche презентовала новинку на Парижском автосалоне. Выпуск родственного Touareg был налажен на заводе Volkswagen в словацкой Братиславе. Оттуда же поставлялись окрашенные кузова Cayenne – окончательная сборка производилась в Саксонии.

Удачный старт

Над внешностью первого поколения Cayenne работала команда под началом Харма Лагая, главного дизайнера Porsche того времени. Первое время на выбор покупателям были доступны две версии с 4,5-литровыми моторами V8 – Cayenne S (340 л.с.) и Turbo (450 л.с.), который мог развивать максимальные 266 км/ч. Оба варианта располагали системой постоянного полного привода Porsche Traction Management (PTM), распределяющей тяговое усилие между передней и задней осями в соотношении 38:62.

Также у Cayenne имелась раздаточная коробка с понижающей передачей, а еще это был первый Porsche с пневмоподвеской PASM, которая помогала и на бездорожье (дорожный просвет мог быть увеличен до 27,3 см). Позже появился базовый Cayenne с 250-сильной "шестеркой" 3.2 от Volkswagen, а в начале 2006 года дебютировала версия Cayenne Turbo S с "табуном" из 521 "лошади" под капотом, за что отвечал 4,5-литровый битурбо-V8.

В 2007 году в ходе планового обновления модели в линейку Cayenne была добавлена еще одна модификация, получившая приставку GTS в обозначении (под капотом располагался 4,8-литровый атмосферный V8 с 405 л.с.). Отдачу топовой версии Turbo S подняли до 550 л.с. В 2008-м подоспел Cayenne Diesel с 240-сильным V6 TDI, ставший первым в истории Porsche автомобилем с мотором на тяжелом топливе.

Всего с конвейера сошло около 276 тысяч Cayenne первого поколения. Проект Colorado удался – Porsche вышла на прибыльность и попутно укрепила сотрудничество с Volkswagen.

Гибридное отступление

В 2007 году Porsche представляет полнофункциональный прототип Cayenne с гибридным приводом, средний расход у которого составлял 9,8 л на 100 км. Серийное производство Cayenne S Hybrid начинается три года спустя с запуском второго поколения модели. Это был первый серийный гибрид Porsche, который оснащался трехлитровым компрессорным V6 (333 л.с.) и 47-сильным электродвигателем.

В 2014-м появился "подзаряжаемый" гибрид Cayenne S E-Hybrid, у которого никель-металлгидридный аккумулятор был заменен литий-ионной батареей с возможностью зарядки от бытовой розетки. Запас хода на электротяге составлял более 30 км. Двигатель внутреннего сгорания остался без изменений, а мощность электродвигателя возросла до 95 л.с., что обеспечило суммарную мощность установки 416 л.с.

Много Cayenne не бывает

"Второй" Cayenne, двигатели которого стали мощнее и экономичнее, лишился понижающей передачи. При этом бензиновые версии получили подключаемый полный привод с электронно-управляемой многодисковой муфтой, в то время как дизельные и гибридные модификации оснащались межосевым дифференциалом Torsen.

И если первое и второе поколения Cayenne выпускались в Лейпциге (а позже еще и в Оснабрюке), то с появлением третьего поколения в 2017 году Porsche перевела все производство Cayenne в Братиславу, чтобы освободить в Лейпциге дополнительные мощности для выпуска Panamera и компактного кроссовера Macan.

"Третий" Cayenne получил новый алюминиевый кузов, позволивший сократить массу, широкий набор электронных помощников, трехкамерную пневмоподвеску и систему подруливающих задних колес.

С выходом третьего поколения Cayenne компания отказалась от дизельных версий кроссовера и сфокусировалась на совершенствовании технологии гибридного привода. В 2018-м появился Cayenne E-Hybrid, а спустя год – модификация Turbo S E-Hybrid (680 л.с. и 900 Нм крутящего момента), которая является самой мощной в гамме кроссовера и до 100 км/ч разгоняется за 3,8 секунды. В электрическом режиме гибридные Cayenne третьего поколения могут разогнаться до 135 км/ч и проехать до 40-44 км. Расход топлива по циклу WLTP составляет от 3,1 до 4,1 л на 100 км в зависимости от комплектации и используемых шин.

Весной 2019 года состоялся дебют Cayenne Coupe с ниспадающей линией крыши. В прошлом году в гамме купеобразной версии появилась "экстремальная" модификация Turbo GT с 640-сильным битурбо-V8 4.0, на счету которой рекорд Нюрбургринга среди кроссоверов – 7 минут 38,925 секунды.

Cayenne стал для Porsche настоящей золотой жилой. Цифры говорят сами за себя: в 2007-2008 годах продажи Cayenne превысили продажи 911 почти на 50.000 единиц, а в 2009-м Porsche рапортовала о выпуске в Лейпциге 250-тысячного Cayenne. Спустя 11 лет с конвейера в Братиславе к покупателю уехал уже миллионный Cayenne. В прошлом году продажи составили 83.071 экземпляр Cayenne.

Cayenne и компания. Porsche в базе объявлений Автобизнеса

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи