Они могут подвинуть "электрички". Как BMW развивает водородные авто

Максим Аблов
20 Марта 2023 Все новости / Новости автопрома

С чего все начиналось

Первое время в BMW пытались приспособить для работы на водороде двигатели внутреннего сгорания. Новаторской в этом плане моделью концерна стал прототип H2R, установивший сразу несколько мировых рекордов.

В сентябре 2004 года автомобиль, весящий 1560 кг и оснащенный 12-цилиндровым двигателем мощностью 285 л.с., на испытательном полигоне компании во французском Мирамасе установил сразу девять рекордов для работающих на водороде автомобилей. В частности, он смог развить максимальную скорость 302,4 км/ч.

В 2006-м BMW представила седан Hydrogen 7 на базе 760Li, оснащенный 12-цилиндровым двигателем объемом 6 л, работающим как на водороде, так и на обычном бензине. Силовой агрегат располагал непосредственным впрыском и системой подачи водорода во впускной коллектор.

Он развивал мощность 260 л.с., разгоняя седан с места до 100 км/ч за 9,5 секунды. Максимальная скорость Hydrogen 7 была ограничена электроникой на отметке 230 км/ч. Этот роскошный седан был выпущен небольшой серией из 100 экземпляров. К слову, среди владельцев водородной "семерки" значились актеры Уилл Феррелл и Камерон Диас, телеведущий Джей Лено, звезда оперы Пласидо Доминго, кинорежиссеры Стивен Гэгэн и Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, а также сопрано Анна Нетребко.

Погоня за эффективностью

В 2013 году баварцы наладили сотрудничество с Toyota в области энергосберегающих технологий. Основным направлением работы инженеров концерна стало изучение технологии топливных элементов, то есть беспоршневого мотора. Синтезировать воду прямо на борту, питая выделяющейся энергией электромотор, оказалось эффективнее, чем сжигать водород в цилиндрах.

Процесс разработки водородных моделей BMW ускорился – этим направлением начали заниматься специалисты подразделения "i", работающие над созданием электромобилей. В 2019-м концерн представил силовую установку i Hydrogen Next, состоящую из модуля eDrive пятого поколения с буферным аккумулятором, электрохимического генератора и преобразователя напряжения, регулирующего, в частности, кинетическую энергию, выделяемую при торможении.

Установка также имеет два бака, в которых под давлением 700 бар хранится 6 кг водорода. Полная заправка водородом занимает 3-4 минуты. Электрохимический генератор развивает 170 л.с. В качестве топлива используется смесь водорода и кислорода из окружающего воздуха, а вместо вредных выбросов система вырабатывает водяной пар.

Такой установкой оснастили кроссовер iX5 Hydrogen, созданный на базе X5. Сперва это была экспериментальная машина, но только в текущем году баварцы освоили-таки ее мелкосерийный выпуск на предприятии в Мюнхене. На задней оси кроссовера установлен тяговый электродвигатель пиковой мощностью 401 л.с. Заявленная дальность хода – 504 км по методике WLTP, средний расход водорода – 1,19 кг на 100 км.

Машина массой около 2,5 тонны до 100 км/ч разгоняется менее чем за 6 секунд, паспортная максимальная скорость – 180 км/ч. Стоимость водородного "паркетника" не называется, но если верить немецким СМИ, она превышает 100.000 евро.

Не вместо, а вместе

Как видим, от идеи автомобиля с чистым водяным выхлопом баварцы по-прежнему не отказываются. Сейчас специалисты компании сконцентрированы на поиске решения для преодоления трудностей по использованию водорода в качестве источника энергии. Во-первых, водород должен производиться в достаточных количествах для снижения его стоимости. Вдобавок существуют сложности с инфраструктурой дорогущих водородных заправок.

Тем не менее в BMW убеждены, что водородные силовые установки будут существовать параллельно с традиционными ДВС, "гибридами" и электромобилями. Это, как поясняют в концерне, обусловлено отсутствием единого решения, которое бы удовлетворило все нужды потребителя.

Традиционные ценности. BMW в базе объявлений Автобизнеса

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи