Тенденция такова, что новые модели крупнее предшествующих, а в угоду комфорту и безопасности еще и тяжелее. Впрочем, с массой инженеры пытаются бороться, активно используя легкие сплавы. И все же склонность к "утяжелению" налицо, а от этого должны страдать динамика и экономичность. И страдали бы, если бы не более мощные и экономичные моторы, которые решают проблему хотя бы отчасти.

Но это все теория. А как дело обстоит на практике, рассмотрим, сравнивая ТТХ старых и новых моделей, принадлежащих к одному семейству.

Для начала в качестве примера возьмем знаменитую двухсотую серию Peugeot. Выпускавшийся в 80-90-х годах прошлого века "малыш" 205 имел в длину 3705 мм, колесную базу 2420 мм, объем багажника 298 л и снаряженную массу всего 760 кг. При этом 1,0-литровый 3-цилиндровый мотор в версии с моновпрыском развивал 50 л.с., что давало удельную мощность 65,78 л.с. на 1 тонну. С места до 100 км/ч такой "львенок" разгонялся за 17,9 секунды, его максимальная скорость составляла 148 км/ч. Но куда важнее экономичность: заявленный расход - 7,0 л в городском цикле и 4,8 л на трассе.

А что собой представляет базовая версия новейшей 208-й модели? Конечно же, автомобиль стал крупнее: длина кузова составляет 3962 мм (+7%), колесная база - 2528 мм (+4,5%), багажник увеличился до 311 л (+4%). А еще "львенок" стал тяжелее почти на треть: снаряженная масса современной модели уже 975 кг! Но и новый 1,0-литровый двигатель развивает 58 л.с. - это 59,48 л.с. на 1 тонну, то есть удельная мощность Peugeot 208 ниже! Тем не менее современная модель быстрее знаменитого предшественника: 14 секунд с места до "сотни" и 163 км/ч максимальной скорости. При этом новый автомобиль еще и экономичнее: заявленный расход составляет 5,2 л в городском цикле и 3,7 л на трассе. Что же, пока счет 1:0 в пользу новых технологий.

А теперь вспомним о "старичке" VW Golf II. От бампера до бампера он имел 4054 мм, межосевое расстояние - 2470 мм, объем багажника составлял 336 л, а снаряженная масса наиболее популярной версии с 1,3-литровым двигателем - 860 кг. Модификаций у 1,3-литрового мотора было немало, но возьмем 55-сильную версию - получим удельную мощность 63,9 л.с. на 1 тонну, разгон с места до 100 км/ч за 16 секунд и максимальную скорость 154 км/ч. При этом заявленный расход топлива составлял 7,9 л в городском цикле и 5,5 л на трассе.

А что же наследник в пятом колене? Golf VII вырос до 4255 мм (+5%), колесная база растянулась до 2637 мм (+7%), а багажник увеличился до 380 л (+13%). Но больше всего автомобиль прибавил в весе - до 1205 кг, то есть +40% к массе Golf II! С учетом того, что 1,2-литровый турбомотор TSI развивает 85 л.с., все равно получим удельную мощность 70,53 л.с. на 1 тонну - этот показатель лучше, чем у старой модели. А посему разгонная динамика (11,9 секунды) и максимальная скорость (179 км/ч) интереснее, чем у "старичка". И по экономичности перевес: заявленный расход 5,9 л в городском цикле и 4,2 л на трассе. Правда, "кормить" турбомотор нужно уже 95-м бензином.

Напоследок рассмотрим эволюцию развития BMW третьей серии. Модель 316 с кузовом Е30 имела в длину 4320 мм, колесная база составляла 2570 мм, объем багажника - 425 л, снаряженная масса - всего 990 кг! При мощности двигателя 90 л.с. это обеспечивало удельную мощность 90,9 л.с. на 1 тонну - очень приличный результат на то время! Разгон с места до "сотни" составлял 12,4 секунды, а максимальная скорость - 175 км/ч. Но при всем при этом паспортный расход топлива был не самым скромным: 9,8 и 6,3 л соответственно.

Новая модель с индексом F30 заметно крупнее: 4624 мм в длину (+7%), межосевое расстояние - 2810 мм (+9,5 %), объем багажника - 480 л (+13%). И тяжелее почти в полтора раза - 1460 кг! Но турбодвигатель версии 316i развивает 136 л.с., а это 93,15 л.с. на 1 тонну, то есть больше, чем у старой модели. И динамика соответствующая: 8,9 секунды разгона с места до "сотни" и 210 км/ч максимальной скорости. При этом заявленный средний расход топлива - всего 5,8 л/100 км.

Как видим, несмотря на избыточный вес и практически неизменную удельную мощность, современные автомобили все равно динамичнее и экономичнее старых моделей. Хотя следует учитывать, что методики проверки расхода топлива за 25 лет существенно изменились, хватает и других нюансов… И все же тенденция налицо: за четверть века технологии позволили существенно изменить потребительские качества. Как при этом изменилась стоимость (разумеется, с учетом инфляции) - тема отдельного разговора.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY