Trabant

Если народным автомобилем для жителей ФРГ был Volkswagen Beetle, то для граждан ГДР - Trabant. Причем автомобили серии 601 выпускали без малого три десятка лет, с 1963 по 1991 годы, - суммарный тираж двухдверных седанов и универсалов составил 2,8 млн авто!

Trabant - интересное сочетание прогрессивных решений и откровенно бюджетных подходов. Например, на стальную основу кузова навешены внешние панели из дюропласта, так что снаряженная масса - 620 кг. Привод - на передние колеса, передняя подвеска двухрычажная, причем роль верхних рычагов выполняет поперечная рессора. Задняя подвеска (независимая!) сначала была рессорной, затем начали использовать пружины.

Но двигатель - чистая архаика. Двухцилиндровый, двухтактный, с воздушным охлаждением, даже лишенный топливного насоса (бензин подавался самотеком, поэтому топливный бак был расположен очень высоко). Ранняя версия имела рабочий объем 0,5 л и мощность 18 л.с., затем - 0,6 л и 26 л.с. В конце 1980-х стали устанавливать и 1,1-литровый 4-цилиндровый двигатель Volkswagen, но таких машин в общей массе немного.

Wartburg

Боюсь ошибиться, но, кажется, Wartburg 353 был единственной иномаркой, которая продавалась в СССР. Машины распределялись среди работников советских предприятий и, к слову, стоили даже дешевле "жигулей". Так, в 1990 году стоимость советской "классики" приближалась к 10.000 советских рублей, а Wartburg стоил 6700.

Но к тому времени модель 353 устарела так же безнадежно, как и пресловутая "шестерка". Седан выпускали с 1966 года, универсал - с 1969-го. Понятно, что предпринимались неоднократные модернизации - в 1974, 1985 и 1988 годах. Причем вторая принесла обновленный дизайн с "зализанной" и более крупной оптикой, а последняя - 1,3-литровый двигатель Volkswagen (58 л.с.) взамен древнего 1,0-литрового (50-57 л.с.) - трехцилиндрового и двухтактного, берущего свои корни еще от довоенных моторов DKW!

Кстати, у Wartburg 353 имеется своя конструктивная изюминка: несущим элементом является оригинальная подковообразная рама, так что пол кузова лишен характерного центрального тоннеля, а посадка водителя и пассажиров непривычно высокая. При этом автомобиль имеет переднеприводную компоновку. Увы, но модель 353 стала последней в истории Wartburg (а ее принято отсчитывать с открытия автомобильной фабрики Fahrzeugfabrik Eisenach AG в 1896-м): предприятие прекратило выпуск автомобилей в 1991 году.

Skoda

В отличие от Wartburg легковые модели Skoda на советских дорогах встречались нечасто. Скорее чехословацкую тогда марку знали по другой технике - троллейбусной. А ведь как раз у Skoda модельный ряд был достаточно разнообразным, даже в "социалистический" период были не только седаны и универсалы, но даже купе! Достаточно вспомнить заднемоторный спорткар Skoda 200RS.

Впрочем, массовые модели в 1960-х - это "оригинальная" Octavia, а также семейство 1000/1100, техническое "наследие" которого (заднемоторная компоновка и задний привод) присутствовало в чешских машинах аж до конца 1980-х. Например, с теми же Wartburg и Dacia в последние годы конкурировал седан Skoda 125L серии 742.

На передний привод Skoda перешла лишь в 1988 году, когда появился хэтчбек Favorit, а вслед за ним универсал Forman и коммерческий PickUp - вот эти машины белорусам уже хорошо известны. От старых моделей остался разве что двигатель, который чехи в разных модификациях выпускали в 1964-2003 годах. Последней моделью-агрегатоносителем этого мотора (с алюминиевым блоком, но нижним распредвалом и штанговыми толкателями клапанов) стала Fabia первого поколения.

Tatra

Еще один чехословацкий производитель, который активно поставлял в СССР грузовую технику. Однако и легковые модели были известны, прежде всего благодаря их неординарной внешности и нестандартным техническим решениям. Старые "аэродинамические" Tatra, начиная с довоенных 80-х моделей и заканчивая 603-й, - это вообще что-то невероятное!

Но и более поздние представительские седаны Tatra 613 (1974-1996 г.в.) выделялись не только необычным угловатым силуэтом, но и трогательно старомодными техническими решениями: двигатель с воздушным охлаждением располагался сзади. Но прочь шутки о родстве с "запорожцем": на последних версиях Tatra 700, выпускавшихся до 1999 года, ставился 3,5-литровый V8! Впрочем, его отдача составляла всего 200 л.с. В отличие от Skoda, легковые автомобили Tatra не были массовыми и "найти себя" в XXI веке уже не смогли.

Zastava

В советские времена нашими гражданами особо ценилась югославская обувь и мебель, а вот автомобили… Их у нас толком и не было, а те, кто бывал на Балканах, могли видеть неказистого вида машинки сербского завода Zastava, который выпускал под маркой Yugo лицензионные модели Fiat. В частности, это были малолитражки 600, 750 и 850, которые производились в 1950-1980-х годах.

Но основу модельного ряда составляли машинки, созданные на базе переднеприводного Fiat 128 (1969-1985 гг.) - собственно 128-я модель и оригинальная версия под именем Skala. Разнообразные кузовные версии, отличия в дизайне и интерьере, несколько модификаций двигателя объемом 1,1 и 1,3 л, многочисленные модернизации позволили выпускать Skala с 1971 по 2008 годы, фактически повторив на свой лад историю "жигулей".

Любопытно, что сербы даже предпринимали попытки поставлять свои автомобили в Америку, причем не только Южную (что еще понятно), но и Северную! Одной из последних моделей Yugo (причем самостоятельных) стал хэтчбек Florida, дизайн которого разрабатывал Джорджетто Джуджаро. Его выпуск длился с 1988 по 2008 годы, более того, помимо Сербии производство было налажено и в Египте. Однако в 2008-м более чем полувековая история Zastava закончилась.

Dacia

Сейчас название румынской марки на слуху благодаря моделям Logan и Duster, а во второй половине XX века завод в Питешти производил… лицензионные модели Renault! Визитная карточка компании - семейство Dacia 1300/1310, выпускавшееся в 1969-2004 годах. Базой для этого автомобиля послужила актуальная для того времени переднеприводная модель Renault 12 (1969-1980 г.в.). Так что на момент начала выпуска Dacia 1300 была вполне современным автомобилем, вот только задержался он в производстве на 30 с лишним лет.

Основными кузовными версиями были седан и универсал, но производили и пикап, а также лифтбек и даже купе. Существовало разнообразие и среди двигателей: моторы объемом 1,1-1,6 л развивали мощность от 48 до 72 л.с., причем поздние версии оснащали впрыском и катализатором. Периодические обновления позволили дотянуть до 2000-х, а затем…

Да, затем было присоединение к Renault и история появления Logan. Но интересно, что в 1990-х у Dacia появилась собственная модель - сначала под именем Nova (1995-2000 г.в.), затем SuperNova (2000-2003 г.в.) и, наконец, Solenza (2003-2005 г.в.). Угловатый пятидверный лифтбек стал своеобразным промежуточным звеном между моделями 1300 и Logan - и это была самая "румынская" Dacia!

FSO

Фабрика FSO начинала с выпуска польской версии "Победы" под собственным именем Warszawa, затем была оригинальная Syrena и, конечно, Polski Fiat 125p, являющийся лицензионной версией этой итальянской модели (да-да, чем-то похож на нашу "шестерку"). Кстати, этот автомобиль выпускали с 1967 по 1991 годы, также растянув до максимума старую итальянскую конструкцию.

Но акцент хотелось бы сделать на другой модели. Речь, конечно, про FSO Polonez, который имел оригинальный кузов, но при этом был построен… правильно, на базе 125-й модели. В частности, использовалось и шасси, и многие узлы двигателя и трансмиссии, так что, несмотря на облик в стиле 1970-х, это все же заднеприводный автомобиль.

Polonez выпускали в 1978-2002 годах. Хотя долгое время он существовал лишь в виде 5-дверного лифтбека, в середине 1990-х семейство все же пополнили версии с кузовом седан и универсал. Также выпускались пикапы, в очень небольшом количестве были выпущены купе. Довольно широким был выбор моторов: бензиновые объемом 1,3-2,0 л и дизельные 1.9 и 2.0. Как водится, автомобиль неоднократно модернизировали, но конструкция модели принципиально не менялась вплоть до 2000-х.

FSM

Стойте-стойте, а как же польский "Малюх", Polski Fiat 126p с моторчиком 0,6-0,7 л, который до сих пор можно видеть на дорогах нашей западной соседки? Его выпускали на отдельном заводе FSM в Бельско-Бяло. И к слову, с 1973 по 2000 годы произвели более 3,3 млн экземпляров, обеспечив добрые две трети всего выпуска модели Fiat 126 ("оригинал" выпускали лишь до 1980 года). Но это лишь одна из многочисленных малолитражек Fiat, освоенных к производству на данном предприятии.

Потекли слезы ностальгии? "Старички" в базе объявлений Автобизнеса