Поставили абсолютный рекорд

По словам председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича, вопреки прогнозам и благодаря небывалому росту продаж в марте по итогам I квартала 2020 года дилерам удалось превзойти показатели аналогичного периода года прошлого. Если за три первых месяца 2019-го было продано 14.200 автомобилей, то за три месяца 2020-го - 17.000 авто. Причем почти половину из них белорусы купили в марте.

"В марте был поставлен абсолютный рекорд за всю историю продаж новых автомобилей. За этот месяц дилеры продали 8272 автомобиля. По сравнению с февралем спрос вырос более чем в полтора раза, с январем - в два. Именно за счет мартовских продаж дилерам удалось выйти на цифры, превышающие прошлогодние показатели. Но уже в апреле весь этот прирост пропал, за прошлый месяц продажи снизились до 3700 машин. Мы предполагаем, что в мае ситуация будет еще хуже, так как часть машин, отгруженных в апреле, была законтрактована в марте", - рассказал С.Михневич.

Теперь торговать особо нечем

Председатель БАА также отметил, что у некоторых дилеров не хватало автомобилей, чтобы удовлетворить небывалый мартовский спрос.

"Уже в апреле с учетом прекращения отгрузок у многих дилеров обеднели склады. Поэтому рынок упадет и из-за того, что продавать особо нечего. На данный момент восстановлены еще не все поставки. Кроме того, на продажах скажется сворачивание кредитования", - подытожил Сергей Михневич.

Он отметил, что если раньше новые авто, купленные с привлечением лизинга или кредитования, составляли порядка 60%, то по итогам марта они могут превысить 70%.

Михневич предположил, что, несмотря на рост продаж в I квартале, по итогам года белорусский рынок новых автомобилей может показать падение на 30-40%.

Из-за падения курсов цены стали привлекательнее

О том, как продавцы справлялись с резко выросшим спросом и как складывается ситуация с наличием автомобилей, мы узнали у представителей нескольких дилерских центров.

Руководитель отдела маркетинга "Тойота Центр Восток" и "Lexus-Минск" Юлия Минец рассказала Автобизнесу о небывалом росте продаж:

"Ввиду того что курс российского рубля, от которого зависят цены на авто, упал, предложение стало очень привлекательным. Поскольку многие клиенты по-прежнему ориентируются на стоимость в долларовом эквиваленте, то цены были и продолжают оставаться "сладкими". Это спровоцировало небывалый рост продаж в марте.

Продажи выросли в два раза по сравнению с обычным уровнем, при этом они были ограничены наличием автомобилей. Если бы машин было больше, рост был бы еще более значительным. Не все клиенты готовы забирать то, что имеется в наличии на складе.

В апреле из-за остановки заводов в Турции и России машины не приходили. Только недавно с турецкого завода приехали Toyota Corolla и Toyota CH-R - это то, что было произведено до начала карантина и успело приехать к нам. Автомобили российского производства ввиду карантина пока временно не поставляются, ожидаем открытия завода.

Если говорит про Lexus, то в данный момент никаких вопросов с наличием нет, мы работаем полноценно. Нюансы были только в апреле из-за того, что не работал наш поставщик. Lexus производится в Японии, поэтому сейчас мы полностью укомплектованы автомобилями этой марки".

Продажи выросли, отгрузки - нет

Начальник отдела маркетинга "ФелОкт-Сервис" Дарья Горбарук рассказала, что продажи выросли, а отгрузки - нет:

"Мы контрактуем будущие периоды, поэтому пока сложно дать какой-то статистический ответ. Желающие купить модели Skoda есть, но машин нет. О цифрах можно будет говорить, когда произойдет фактическая отгрузка. Мы привыкли измерять продажи отгрузкой. Если говорить именно о ней, то она небольшая. В апреле отгрузили порядка 80 автомобилей, хотя договоров было значительно больше. В марте спрос был еще выше.

Ожидаем, что отгрузки возобновятся со следующей недели, если в России не продлят карантин. Чешский завод уже возобновил производство, но оттуда поставляется только Superb.

Теперь в наличии нет Rapid, все машины запланированы и законтрактованы на май. На утро оставалось 8 Karoq (разговор состоялся 6 мая. - Прим. ред.), 15 Octavia, часть из которых уже зарезервирована, и где-то 10 Kodiaq.

Rapid старого поколения были распроданы еще в феврале. Март и апрель в основном работали с кроссоверами, так как склад Octavia практически выгрузился. Теперь контрактуем май".

Продажи выросли в разы

Как обстоят дела у Volkswagen в Беларуси, Автобизнесу рассказал заместитель директора по продажам Volkswagen в РБ Егор Швед:

"По сравнению с январем (259 машин) и февралем (502 машины) март для Volkswagen был действительно рекордным - было продано более 1000 автомобилей. В апреле спрос на рынке снизился, что связано с перестройкой бизнеса из-за COVID-19, изменением поведения людей и стабилизацией курсовых разниц, которые подогрели спрос в марте".

Егор Швед отметил, что на складах Volkswagen всегда было достаточное количество автомобилей, но из-за сложившейся ситуации не всегда была возможность привезти некоторые модели. По той же причине отложены презентации некоторых новых и обновленных моделей. Он отметил, что, например, в марте был почти полностью выбран запас Tiguan и реализован большой объем Polo.

"В первую очередь мы предлагаем автомобили, находящиеся на складе в Минске, а также оформляем с клиентами предзаказы на те модели, которые находятся в производстве или в пути.  Заводы Volkswagen уже начали работу практически во всех странах, поставки с производств планомерно возобновляются. Много машин уже отгружено и находится в пути", - говорит Егор Швед.

Личный опыт

О том, каково было купить машину в конце марта, Автобизнесу рассказал читатель Александр, который приобрел Geely Atlas:

"Во второй половине марта машин у дилеров в наличии практически не было. Все было раскуплено либо зарезервировано. Предлагали только машину белого цвета. Обзвонили всех дилеров по стране и нашли в наличии всего несколько автомобилей.

Из-за неразберихи с курсами банки тоже начали притормаживать с решением о выдаче кредитов, но в итоге мне повезло, удалось купить машину нужного цвета и комплектации. А главное - я успел вовремя подписать договор. Из шести привезенных машин четыре уже были по новой цене, а моя и еще одна - по старой. Подпиши я документы буквально на час позже, автомобиль уже был бы на 2600 рублей дороже".

"Трехлетки" в базе объявлений Автобизнеса. Почти 3000 объявлений!