Текущий год также стал полон сюрпризов: пандемия, колебания курса, выборы, политический кризис и снова колебания курса рубля.

Кредиты пропали – продажи упали

О том, как обстоят дела с продажами новых авто, Автобизнесу рассказал председатель правления БАА Сергей Михневич:

"В первом полугодии 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи новых авто в Беларуси снизились на 13,7%. Причем вопреки прогнозам и благодаря небывалому росту продаж в марте по итогам первого квартала 2020 года дилерам удалось превзойти показатели аналогичного периода года прошлого. Но уже во втором квартале продажи упали настолько, что полугодие закончилось падением рынка.

С первого сентября банки перестали выдавать рублевые кредиты на покупку авто. Исключение – "Беларусбанк", который продолжает кредитовать покупку Geely. Учитывая тот факт, что большая часть продаж новых авто осуществлялась с привлечением кредита или лизинга, то падение продаж будет весьма ощутимым".

Михневич предполагает, что по итогам года рынок новых авто упадет на 25-30%, а цены на новые авто в рублях за год в среднем вырастут минимум на 15-20%.

Просветления не видно

Говоря о 2021-м, глава БАА не видит никаких предпосылок к улучшению ситуации в сравнении с текущим годом. По его мнению, рынок новых авто может с легкостью упасть до 50.000 машин в год и больше, особенно если ситуация продолжит ухудшаться.

"Хочется верить, что ниже 30.000 рынок не упадет. При этом не скажу, что даже 50%-е падение приведет к краху автомобильного ритейла, но в любом случае негативно скажется на рабочих местах. В первую очередь это коснется сферы продаж, где уже наблюдается тенденция к сокращению персонала. В сервисе и послепродажном обслуживании кризис обычно наступает спустя 2-3 года после резкого падения сбыта", – говорит Михневич.

Также он отметил, что на продажи машин в Беларуси сложившаяся политическая ситуация оказывает куда большее негативное влияние, чем пандемия коронавируса.

Если цены на новые авто будут расти постепенно – как минимум по причине того, что у дилеров есть определенное количество машин на складах, – то цены на запчасти растут параллельно с курсом.

Единственное, что относительно долго может оставаться неизменным, – стоимость нормочасов на СТО. Это не какой-то экспортируемый товар или услуга, поэтому стоимость работ будет повышаться в последнюю очередь. Тем более что резкое поднятие цен может оттолкнуть клиентов, а в складывающейся ситуации дилерам будет крайне не выгодно терять их.

Не курс, а ситуация

Сложившаяся ситуация оказала негативное влияние в том числе на тех игроков рынка, на ком отсутствие кредитования практически не должно было сказаться.

Евгений из сarusa.by рассказал Автобизнесу, что за последнее время число новых клиентов, готовых заключить договор на подбор и доставку авто из США, сократилось как минимум наполовину.

"В основном работаем с постоянными клиентами, а также с теми, кто ранее заключил договор", – говорит Евгений. По его наблюдениям, основной причиной отказа от покупки авто в данное время является нестабильная ситуация в стране, а не изменение курса белорусского рубля. "Сбережения на покупку авто у людей как правило хранятся в валюте, поэтому курс не так важен", – прокомментировал он и отметил, что стоимость услуг по подбору авто остается неизменной.

Схожая ситуация и у тех, кто занимается автомобилями с европейских аукционов. Иван из autocom.by также отмечает значительное снижение потока клиентов:

"После ситуации с падением курса российского рубля в Беларуси накопился достаточно большой отложенный спрос на авто из Европы. Указ №140 позитивно повлиял на интерес к европейским авто, наблюдался стабильный спрос. Однако в последнее время желающих купить авто стало минимум вдвое меньше. Затянувшийся политический кризис очень сильно повлиял и на наш бизнес. Теперь большинство клиентов предпочитает отложить покупку на более поздние сроки, особенно если им есть на чем передвигаться и покупка авто не срочная".

Касательно услуг компании, они также остались в белорусских рублях на прежнем уровне.

Кроме цен на услуги по подбору авто из Европы и США, неизменными остаются ставки утилизационного сбора, закрепленные в национальной валюте. Таможенные пошлины рассчитываются в евро, вследствие чего растаможка авто в рублевом эквиваленте будет меняться вместе с курсом.

Очевидно, уменьшение притока б/у авто из Европы и США также негативно отразится на тех, кто занимается торговлей запчастями, а также их ремонтом и обслуживанием. Бюджет также недополучит денег от растаможки и утильсбора.

А что у мастеров?

Автослесари в целом и маляры в частности вновь могут столкнуться с ситуацией, когда по причине обнищания населения следить за техническим состоянием авто, а тем более его внешним видом многим станет не по карману. Достаточно вспомнить 2014-2015 годы, когда на фоне кризиса и резкого падения цен на авто многие автолюбители предпочли "забить" на машину и ездили до последнего.

Это в свою очередь может привести к новой волне оттока квалифицированных специалистов, ведь привыкшие к расчетам в долларах многие мастера предпочтут уехать трудиться за границу, чем работать на родине за копейки.