И это особенно чувствуется, если сравнивать, какие марки и модели представлены автомобильными дилерами в соседних странах. Впрочем, мы ограничимся всего несколькими примерами и сравним "наполнение" лишь нескольких автомобильных марок, которые достаточно популярны и у нас, но сосредоточены на наиболее востребованных моделях.

Польша

Вы помните еще такие марки, как Fiat или Seat? В Польше они есть! И конечно, линейки тех марок, что представлены и у нас, заметно отличаются по "наполнению". Вот просто берем Volkswagen – и вытираем слезы: "европейский" Polo, Golf VIII, T-Cross, T-Roc, Touran, Sharan и – внимание! – электромобили ID.3 и ID.4. У нас, напомним, представлены легковые Polo, Jetta и Passat, а также кроссоверы Tiguan и Touareg.

Понятно, что нишевый Arteon или ситикар Up! не для массового белорусского покупателя. Но есть в европейской линейке модели, которые вполне подошли бы и для нашего рынка.

Так, "младший брат" Tiguan Volkswagen T-Roc использует платформу MQB, у него может быть передний или полный привод, "механика" или 7-ступенчатый "робот". На выбор – бензиновые 1.0 TSI (115 л.с.), 1.5 TSI (150 л.с.) и 2.0 TSI (190 л.с.), а также дизельные 1.6 TDI (115 л.с.) и 2.0 TDI (150 и 190 л.с.). Но ценник – от 89.090 злотых, а это порядка 62.300 белорусских рублей. За такие деньги у нас продается более крупный Tiguan. Кстати, в этом году в Беларуси должен появиться локализованный компактный Tarek, который является практически аналогом Skoda Karoq. То есть без "маленького" кроссовера мы не останемся.

Но Golf VIII нам пока не светит. А жаль! В Польше же доступны и хэтчбек, и универсал, и версия GTI, и даже R. Цены – от 76.690 злотых (53.610 руб.). "Просто" Golf предлагает выбор между бензиновыми моторами 1.0 TSI (90 и 110 л.с.), 1.5 TSI (125 и 150 л.с.), а также 2.0 TDI (115 и и 150 л.с.), но доступны и гибриды. 2,0-литровый TSI в версии GTI  развивает 245 л.с., а в модификации R – 320 л.с. В зависимости от варианта исполнения положена 6-ступенчатая МКПП, 6- или 7-ступенчатый "робот" DSG.

Латвия

Само собой разумеется, в странах Балтии и сам набор марок, и их модельные ряды соответствуют европейским. Рассмотрим это на примере Латвии и бренда Hyundai. У белорусского дилера основные продажи сейчас дают выпускаемые в России Accent и Creta (хотя есть в продаже и Sonata, а не так давно продавали Elantra, Tucson и Santa Fe). Но европейский модельный ряд куда богаче. Вместо "Акцента" здесь i20, вместо Creta – Kona, а есть еще i30, гибридный или полностью электрический IONIQ.  

Довольно интересно смотрится субкомпактный кроссовер B-SUV Kona, представленный на рынках США и Европы. Конкретно в Латвии продают бензиновые версии 1.0 T-GDI (120 л.с.) и 1.6 T-GDI (177 л.с.), которые оснащаются 6-ступенчатой МКПП и 7-ступенчатой роботизированной коробкой соответственно, причем в последнем случае доступен и полный привод. Цены – от 17.490 евро. А есть еще 1.6 hybrid (141 л.с.) с 6-ступенчатым "роботом" (от 24.990 евро) и полностью электрическая версия (от 31.990 евро). Теперь понятно, почему у нас продают не Kona, а локализованную Creta?

А еще в Латвии доступен новый Tucson по цене от 22.990 евро. На выбор предложены бензиновые версии 1.6 T-GDI (150 л.с.) и 1.6 T-GDI (180 и л.с.), дизельные 1.6 CRDI (115 и 136 л.с.), причем они имеют гибридный 48-вольтовый довесок, а есть и полноценный 230-сильный гибрид с мотором 1.6 T-GDI. В зависимости от варианта исполнения предложена 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая автоматическая или 7-ступенчатая роботизированная коробка передач, передний или полный привод. 

Украина

Представьте себе, здесь продаются Ford Fiesta, Focus и Mondeo, а в кредит можно купить Alfa Romeo Giulia или Stelvio. В общем, в плане представленных марок вполне себе европейский рынок. Но, разумеется, со своей спецификой.

Например, марка Renault представлена вовсе не европейскими Twingo, Clio или Scenic – здесь также ставка сделана на бюджетные модели, которые в Европе продвигаются под маркой Dacia. Но при этом модельный ряд несколько шире, чем у нас (например, есть седан Megane, никуда не уходили Dokker и Lodgy). Да и обновляется он вслед за европейским гораздо быстрее, чем в ТС. Так, Duster II в Украине продавали уже в 2018 году, Logan и Sandero второго поколения также появились намного раньше, чем у нас, к тому же в линейке этих моделей был актуальный универсал. И третье поколение семейства до украинского рынка доберется уже в этом году, а когда оно появится у нас, неизвестно.

Оборотная сторона медали – модельный ряд действительно европейский, а значит, даже простейшие Logan и Sandero оснащаются малолитражными моторами 1.0 (75 л.с.) и 0.9 TCe (90 л.с.), хотя есть и дизель 1.5 dCi (90 л.с.). Зато даже бюджетные модели имеют ESP в "базе". Второй момент – цены. Даже с учетом всех скидок стоимость базового Sandero Stepway с 1,0-литровым моторчиком стартует с 383,6 тыс. гривен, а это порядка 35.530 белорусских рублей. У нас за такие деньги можно купить уже неплохо оснащенную версию City с вариатором.

А если говорим про те модели, которых нет у нас, то, пожалуй, украинцам можно позавидовать из-за кроссовера Kadjar. Правда, он доступен только с передним приводом, а вместо вариатора в качестве автоматической трансмиссии (и как альтернатива 6-ступенчатой "механике") ему положен 6- или 7-ступенчатый "робот" EDC с двойным сцеплением. Первый его вариант предложен с 1,2-литровым турбомотором (130 л.с.), второй – с дизелем 1.5 dCi (110 л.с.). Цены начинаются с 512.300 гривен (47.460 руб.). В Беларуси соплатформенный Nissan Qashqai предлагают от 48.300 рублей.

Россия

Казалось бы, это наша соседка в Таможенном союзе, рынки новых моделей должны быть сопоставимы по ассортименту. Однако это не так. Во-первых, само по себе число официально представленных автомобильных брендов в Беларуси меньше, чем в России. Взять тот же Infiniti, например. Во-вторых, "наполнение" модельного ряда у тех или иных марок далеко не всегда сопоставимо. Почему так происходит, в целом понятно: учитывая небольшую емкость белорусского рынка, не имеет никакого смысла везти сюда нишевые модели ради штучных продаж. Но порой это приводит к серьезному сокращению модельного ряда.

И здесь самый яркий пример – KIA. В России представлены практически все модели, а у нас – только лучше всего продающиеся Rio, Rio X и Sportage. И все! Понятно, почему не везут дорогой Stinger или крошечный Picanto. Но сейчас не предлагают даже Ceed, Cerato, K5, а ведь нишевыми их назвать язык не поворачивается. Ну а больше всего печалит отсутствие двух следующих моделей...

Seltos представляет собой компактный кроссовер – да-да, еще один в и без того широком модельном ряду KIA. При стартовой цене 1.159.000 российских рублей (15.650$) он занимает место между Soul и XCeed. Обращает на себя внимание необычно большое разнообразие вариантов исполнения и выбор моторов и коробок. Так, с атмосферным двигателем 1.6 (121 л.с.) идет "механика", со 123-сильной версией – классический "автомат", с 2.0 (149 л.с.) – вариатор, тогда как турбированный 1.6 (177 л.с.) работает в паре с 7-ступенчатым "роботом". И практически для всех этих сочетаний доступен выбор между передним и полным приводом! Увы, вся эта вариабельность для белорусских покупателей по-прежнему недоступна…

Кросс-хэтчбек гольф-класса XCeed с оригинальным стайлингом "отпочковался" от Сeed третьего поколения, хотя технически остается близок к этому семейству. Так, привод – только на передние колеса, а 140-сильный T-GDI или топовый 200-сильный 1.6 T-GDI, работающие в связке с 7-ступенчатым "роботом", – все это мы видим и в родственных моделях. Правда, цены кусаются: прайс-лист только начинается с 1.624.000 российских рублей (21.870$)! Понятно, что уже в "базе" – хорошая комплектация и мощный двигатель, но тут не так уж далеко и до полноценного кроссовера, возможно, даже полноприводного. Так что модели суждено оставаться нишевой.

Не только то, что продается новым в Беларуси. Машины с пробегом из-за рубежа в базе объявлений Автобизнеса