"За январь дилеры продали на треть меньше, чем годом ранее"

Прошлый год был непростым как для всего мира в целом, так и для Беларуси в частности. Большинство сфер бизнеса пострадало от пандемии, хотя на ситуацию в нашей стране наибольшее влияние скорее оказали политические события.

Например, дилеры в 2020 году продали новых автомобилей на 18,2% меньше, чем в 2019-м. Сохранить тенденцию роста продаж, которая наблюдалась последние несколько лет, не помогли даже рекордные продажи в марте – апреле прошлого года. Ростом отметился только коммерческий транспорт – плюс 33,8%. Если отнять успех продаж в этой сфере, то выходит, что падение рынка легковых машин по итогам прошлого года составило порядка 22% по сравнению с 2019-м. 

О том, как прошел первый месяц 2021-го и чего продавцы новых машин ожидают от текущего года, Автобизнес поинтересовался у председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича:

"В январе-феврале прошлого года мы наблюдали рост продаж в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Сейчас все происходит наоборот, продажи показывают отрицательную динамику. За январь дилеры продали 2700 единиц – это примерно на треть меньше, чем годом ранее.

В начале 2020-го действовало достаточно большое количество предложений от банков и лизинговых компаний для физических лиц. В этом году кредитование физических лиц банками существенно сокращено. Меньше программ и по лизингу, ставки значительно выросли, ухудшились условия финансирования. Все это сказывается на продажах. 

Еще один фактор, который влияет на спрос новых автомобилей в салонах белорусских дилеров, – 140-й указ. Благодаря льготе часть покупателей отдает предпочтение б/у авто из-за границы. Кроме того, в 2021 году дилеры будут ощущать на себе негативное влияние от поднятия ставок утилизационного сбора".

"Интерес к авто из США по сравнению с 2019 годом вырос практически вдвое"

Однако, как оказалось, не все игроки рынка в очень непростом 2020 году столкнулись с падением продаж. 

"Прошлый год запомнился "американскими горками": резкий рост в январе-феврале, затем пандемия и резкий спад в последующие два месяца, – рассказали Автобизнесу специалисты Exleasingcar.com. – С мая наблюдался устойчивый рост спроса на авто, который продержался до выборов, после чего интерес к машинам рухнул где-то на полтора месяца. Ближе к концу года спрос стабилизировался и стал расти. В итоге, несмотря на два резких падения, 2020-й для нас оказался лучше предыдущего. По итогам года продажи выросли на 17 процентов.

Средняя цена автомобиля, покупаемого белорусами на европейских аукционах, составляет 8000-8500 евро. Эта цифра не меняется. В основном покупают авто с ДВС, доля электрокаров составляет 4-5 процентов. 

Говоря об итогах января этого года, можно сказать, что именно количество продаж в прошлом году было больше. Если говорить о спросе, то он такой же, как в 2020-м. В целом ожидаем дальнейший осторожный рост. Цены на американских аукционах выросли, что дает повод для увеличения естественного спроса на автомобили из Европы, где ассортимент и поставки вернулись к допандемическому уровню".

В AutoGroup нам рассказали, что спрос на авто из ЕС немного снизился, а "американцы" по-прежнему на подъеме:

"Мы видим, что в Беларуси интерес к автомобилям из США по сравнению с 2019 годом вырос практически вдвое – аналитика показывает рост на 94 процента. Это видно с точки зрения как самой емкости рынка, так и роста количества новых игроков. 

Тенденции последних месяцев указывают на то, что спрос по Европе снизился, хотя и незначительно. Прежде всего это обусловлено укреплением курса евро. Но интерес к малолитражкам в сегменте до 13.000 долларов практически не изменился. 

Как правило, январь и февраль всегда были "скромными" месяцами – люди выходят из праздничной спячки. Однако, сравнивая 2020-й и 2021-й, мы наблюдаем увеличение интереса в 3-4 раза.

Среди купленных авто до 15 процентов в месяц занимают электрокары. Очевидно, что за 3-4 месяца до окончания действия нулевой ставки (Решение ЕЭК будет действовать до 31 декабря 2021 года) будет повышенный спрос в этом направлении. После отмены нулевой ставки цены на электромобили на внутреннем рынке начнут постепенно расти”.

В carsusa.by Автобизнесу рассказали, что спрос на авто из США стабильный. По словам специалиста, каких-либо серьезных изменений в начале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого не заметно:

"Тенденции последних месяцев показывают, что белорусы стали покупать очень много электромобилей. Доля авто без ДВС доходит до 30 процентов общего объема заказов. Говоря о прогнозах на 2021-й, можно сказать следующее: если 140-й указ будет действовать в том виде, как и сейчас, то работы будет много. Если его отменят или введут изменения, то еще больше вырастет интерес к электромобилям. Также люди все равно будут активно привозить авто с “проходными” моторами, тем более что различных моделей с мотором до 1,5 литра на американском рынке с каждым годом становится только больше. Наша компания развивается, открывает филиалы в других городах. Кроме того, появляются новые игроки на рынке, значит, спрос на авто из США есть".

Наш вердикт

Тенденция прошлого года сохранилась: дилеры говорят о снижении уровня продаж и не делают утешительных прогнозов, а продавцы "бэушки" смотрят в будущее более позитивно. И те и другие отмечают немалую значимость 140-го указа. 

Кроме того, напрашивается еще один вывод: не так уж сильно белорусы хотят покупать новые автомобили, которые предлагает рынок ТС. Ведь при малейшей возможности наш человек, как и 10-20 лет назад, отдает предпочтение подержанному авто из-за рубежа.

Новые и подержанные машины в базе Автобизнеса