Общая картина

Логика в чем? Это автомобили с двигателями объемом до литра, то есть самые недорогие в растаможке. С экземплярами в возрасте от 3 до 5 лет есть шансы вписаться в бюджет 10.000-12.000$, потому что это представители А-сегмента: маленькие, но вроде как не очень дорогие. На самом деле в своем классе модели не самые дешевые, но как минимум весьма неплохие с точки зрения потребительских качеств.

Однако есть нюансы. Во-первых, эти модели 4-местные, на заднем диване просто нет третьего ремня для центрального пассажира. Во-вторых, они все-таки очень небольшие, так что грузовые возможности очень скромные, да и остальные характеристики тоже. При этом самые доступные модели В-класса вроде Dacia Sandero, Renault Clio или Skoda Fabia не так уж и далеко по части стоимости, притом что предлагают больше места и комфорта.

 

Toyota Aygo

Volkswagen Up!

Кузов

3/5-дв. хэтчбек

3/5-дв. хэтчбек

Длина/ширина/высота, мм

3455/1615/1460

3540/1641/1478

Колесная база, мм

2340

2410

Дорожный просвет, мм

120

н.д.

Диаметр разворота, м

10,0

9,8

Снаряженная/полная масса

840/1240

855/1290

Объем багажника, л

195-780

250-950

Вместимость топливного бака, л

35

35

Рабочий объем двигателя, куб.см

998

999

Макс. мощность, кВт (л.с.) при об/мин

51(69)/6000

55(75)/6200

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин

95/4300

95/3000-4300

Коробка передач

5МКПП (робот)

5МКПП (робот)

Привод

передний

передний

Время разгона 0-100 км/ч, с*

14,2 (14,3)

13,2 (13,9)

Макс. скорость, км/ч

160

171

Расход топлива, городской/трассовый/средний, л*

5,0/3,6/4,1 (5,0/3,8/4,2)

5,9/4,0/4,7 (5,5/4,0/4,5)

* данные для 3-дверной версии

Есть еще один момент: наиболее доступные на рынке варианты, как правило, из лизинга и корпоративных парков. "Из-под частника" машины тоже есть, но обычно стоят дороже. В том числе и потому, что оснащены лучше.

Собственно говоря, на европейском рынке экземпляры 2017-2019 г.в. можно найти и за 4000, и за 8000 евро – вопрос в состоянии, оснащении, заявленном пробеге. И еще про цены. В каждом семействе – своя иерархия по стоимости. Так, Volkswagen Up! дороже, чем Seat Mii и Skoda Citigo, а Toyota Aygo ценится больше, чем Peugeot 107 и Citroёn C1. Хотя с технической точки зрения, а часто и уровня оснащения эти модели одинаковы.

Citroёn C1 / Peugeot 108 / Toyota Aygo

Второе поколение троицы, выпускаемое на совместном заводе в Чехии с 2014 года, получило более яркую внешность и действительно уникальный для каждой из моделей дизайн (но все равно единый интерьер), притом что с технической точки зрения это эволюция предшествующего поколения. Французские модели имеют альтернативу в виде 3-цилиндрового собственного двигателя 1.2 PureTech (82 л.с.), а вот Aygo ее не предлагал. Теоретически Toyota могла бы ставить свой 1,3-литровый двигатель, но наверняка посчитала это излишним с точки зрения как мощности, так и стоимости.

Впрочем, какая разница? Все равно основным мотором для всех троих является 1,0-литровый двигатель Toyota 1KR-FE, выпускаемый с середины 2000-х. Изначально он имел 68 л.с., с 2018 года его модернизированный вариант развивает уже 72 л.с. Он радует экономичностью: вписаться в 6 л на 100 км в городском режиме вполне реально. Но только не зимой: греется двигатель долго, остывает быстро, с короткими поездками становится "прожорливым".

Надежность вроде и неплоха, но конструктивные особенности и слабые места имеются, что требует от владельцев как минимум своевременного обслуживания и в целом внимательного отношения. В противном случае "надежный японский мотор" может подкинуть неприятности.

Так, в свое время этот двигатель отметился перегревами вследствие утечек антифриза и выхода из строя помпы, а сама большая возможная неприятность – проворот вкладышей. Случается он из-за забитых отложениями тонких масляных каналов, но, как вы понимаете, просто так они не засоряются – к этому приводит экономия на качественном масле и растягивание межсервисных интервалов. Также стоит помнить о том, что отсутствие гидрокомпенсаторов означает периодическую регулировку тепловых зазоров клапанов. Наконец, ресурс цепи ГРМ, как правило, составляет всего 120-150 тыс. км.

Роботизированную коробку сложно назвать совсем беспроблемной, хотя в большей степени ее состояние зависит от предыдущей эксплуатации. Но если хотите просто и надежно, лучше отдать предпочтение "механике". Ходовую часть тоже содержать недорого. Остается кузов. Пока что автомобили второго поколения выглядят неплохо, но стоит учитывать, что их предшественники оказались не очень стойкими к коррозии. Так что внимательный осмотр перед покупкой и обработка антикором после нее настоятельно рекомендуются.

Seat Mii / Skoda Citigo / Volkswagen Up!

Все три модели выпускаются в Словакии и продаются с 2012 года, а модернизации существенно не изменяли ни облик, ни техническую начинку. Разве что e-Up лишь к 2019 году получил более емкую батарею – как раз с появлением аналогичных модификаций у Mii и Citigo. Но нас сегодня интересуют ДВС-версии.

Под капотом по-любому будет 1,0-литровый 3-цилиндровый двигатель, в большинстве случаев это атмосферный вариант с распределенным впрыском MPI мощностью 60 или 75 л.с. – последний предпочтительнее, так как при сохранении экономичности предлагает сколь-либо приемлемую динамику. Но у этого двигателя также существует метановая версия мощностью 68 л.с. По части надежности он не отличается от бензинового, но надо понимать, что такие версии, как правило, имеют гораздо больший пробег, что сказывается на общем состоянии автомобиля и его основных узлов.

В отличие от "клонов" Up! получил турбомотор с непосредственным впрыском 1.0 TSI, который устанавливается и на более крупные модели концерна. Базовая версия развивает 90 л.с. и 160 Нм, но с 2018 года предлагалась и "заряженная" GTI, развивающая 115 л.с. и 200 Нм. Помимо более мощного двигателя она получила 6-ступенчатую МКПП и перенастроенную подвеску – и, если верить европейским журналистам, по своему характеру напоминает "старый добрый" Golf GTI первого поколения. Правда, стоимость такой версии даже в 4-летнем возрасте оказывается в районе 15.000-17.000 евро, так что это совсем другая ценовая лига.

Что касается надежности, то, судя по отзывам владельцев, все неплохо и недорого, но вполне возможен повышенный расход масла, не очень долговечна выпускная система, а в целом двигатель (даже 1.0 MPI) чувствителен к качеству и октановому числу топлива и требует своевременного обслуживания. И здесь также стоит сделать выбор в пользу механической коробки передач, так как роботизированная даже на свежих экземплярах не радует скоростью и плавностью работы, а с возрастом может требовать внимания из-за привода сцепления.

С кузовом глобальных проблем пока не отмечено, хотя на возрастных машинах уже могут "цвести" задние арки и нижние кромки дверей. Европейские владельцы в свое время жаловались на проблемы с головным освещением, а версии с системой Стоп/Старт требуют применения более дорогого аккумулятора. Вообще, замечания по части надежности обычно касаются мелочей, серьезных проблем троица от VAG-группы до сих пор не демонстрировала, хотя первые машины уже вплотную приблизились к 10-летнему возрасту.

Наш вердикт

Какому из семейств отдать предпочтение? Это скорее вопрос веры: в случае с франко-японским проектом основные агрегаты все же разрабатывала Toyota, а у конкурентов используются технологии Volkswagen. Чуть более эмоциональны в части дизайна и интерьера Aygo и компания, зато Up! и аналоги берут неожиданно серьезным подходом к настройке ходовой части. Что же касается основных потребительских качеств и стоимости эксплуатации, то представители обоих семейств примерно сопоставимы. 

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса