Откроем Mobile.de и посмотрим предложения. Сразу оговоримся, что будем рассматривать электромобили от 2018 года, поскольку многие экземпляры 2017 г.в. сегодня окажутся старше пяти лет, а это означает необходимость оплаты НДС в размере 20% стоимости.

Выгоднее купить в Беларуси?

"Растаможку" считаем нулевой. Сверх стоимости покупки нам нужно добавить 1300 евро за доставку, 816,7 руб. утильсбора и 150 руб. за услуги таможенного декларанта. Итого за все 1664 евро, которые округлим в большую сторону до 1700 евро.

Но необходимо сделать оговорку о том, что ввезенный с нулевой пошлиной электромобиль в течение трех лет нельзя продать гражданам РФ. Вернее, продать можно, но придется уплатить таможенную пошлину в размере 15% той цены, за которую приобреталось транспортное средство.

Также напомним, что при заказе автомобиля может иметь смысл воспользоваться услугами компаний-посредников, которые помогут подобрать, купить и привезти выбранный экземпляр. За работу они берут порядка 300 евро, но при этом у них за счет больших объемов и постоянного сотрудничества с перевозчиками доставка может оказаться заметно дешевле, что в итоге позволит сэкономить плюс избавит вас от ряда вопросов.

Смотрим, что же можно приобрести в Германии. Самые дешевые предложения – это Renault Zoe, Peugeot iOn / Citroёn C-Zero, Smart EQ ForTwo / ForFour. Причем разбежка цен на них большая.

"Стартуют" эти модели примерно с 12.000 евро брутто и составляют основу предложения вплоть до 17.500-18.000 евро, где их компанию разбавляют Volkswagen e-Up! и Dacia Spring. 

Но все это откровенно городские электромобили с маломощными двигателями и батареями небольшой емкости, которые придется подзаряжать едва ли не ежедневно. 

С 23.500 евро "начинается" Nissan Leaf с батареей емкостью 40 кВт*ч, благодаря чему пробег на одном заряде составляет 250-300 км, и 150-сильным электродвигателем. Но это цена брутто, без возврата НДС в размере 19%. Машина 2018 года с пробегом  32,5 тыс. км обойдется в Беларуси примерно в 27.750$. Для себя не самый плохой вариант, так как дешевле у нас продаются преимущественно восстановленные "американцы". 

Чуть дороже, от 24.100 евро брутто, Volkswagen e-Golf. Именно столько просят за машины 2020 и 2018 годов с пробегами 16,5 и 91 тыс. км. Интересная разбежка. Эти автомобили оснащаются электромотором мощностью 136 л.с. и батарей емкостью 35 кВт*ч. Проехать на одном заряде в идеальных условиях можно около 250 км.

Стоимость в РБ при нулевой таможенной ставке составляет 26.350$. При этом в Беларуси сегодня продаются два e-Golf, выпущенных в 2018 году, и стоят они 22.200 и 23.500 у.е. Заявлены пробеги 59 тыс. и 25 тыс. км соответственно. Проще купить здесь, а ведь мы считали, отталкиваясь от самых низких цен на данную модель в Германии.

Впрочем, можно найти вариант с возвратом НДС. Например, машина 2019 года, пробежавшая 22 тыс. км, стоит нетто 21.403 евро. В РБ получаются 23.590$ при нулевой таможне. 

Mazda и Audi – за экономию

24.990 евро – цена одной из самых дешевых Mazda MX-30 с батареей емкостью 35,5 кВт*ч и электродвигателем на 145 л.с. Машина 2021 года с пробегом 1101 км была тестовой у дилера, который ее и продает. А значит, при покупке можно вернуть НДС, без которого стоимость составит 21.000 евро. И это куда интереснее. 

С возвратом НДС и нулевой растаможкой цена машины в Беларуси получается 23.180$. Сегодня в стране продают два аналогичных автомобиля за 30.000 и 33.000 долларов. Поэтому данная машина для себя вышла бы дешевле даже по цене брутто. 

Hyundai Ioniq 2018 года с пробегом 65 тыс. км предлагают за 25.750 евро брутто. У него под капотом электродвигатель мощностью 120 л.с., а емкость батареи составляет 25 кВт*ч. По городу на 200 км хватит. Это не самое дешевое предложение, есть вариант за 25.490. Но у продавца более дорогого экземпляра можно вернуть НДС, и тогда цена нетто составит 21.639 евро, или 23.850$ для себя в РБ. При этом на нашем рынке продаются два электрических Ioniq из Европы с пробегами 154 тыс. и 78 тыс. км. Стоят они 18.500 и 23.500 долларов соответственно.

Давайте посмотрим цены на Opel Ampera-e, он же популярный в США Chevrolet Bolt. Это довольно резвый аппарат, ведь мощность двигателя – 204 л.с. А емкость батареи при этом 60 кВт*ч, так что от зарядки до зарядки можно проехать около 400 км, во всяком случае летом.  

В продаже в Германии всего две машины 2020 и 2019 годов с небольшими пробегами 13,7 и 8,4 тыс. км за 31.780 и 32.900 евро брутто. Даже по цене нетто в 26.706 и 27.647 евро в Беларуси они обойдутся примерно в 29.000 и 30.000 долларов. Это близко к верхней планке цен на Bolt в РБ, только у вас будет европейский автомобиль, не имевший тех или иных повреждений. Впрочем, есть в продаже на нашем рынке Ampera-e 2018 года за 24.500$, но ее пробег составляет 150.000 км.

А вот чего в Германии в достатке, так это Tesla. Самые дешевые экземпляры – битые. "Тройку" с повреждениями правого борта продают за 37.990 евро брутто без возможности вернуть НДС. Это машина 2021 года с пробегом 12 тыс. км. В результате в РБ ее итоговая цена получается около 40.550$. Дешевле этой суммы у нас продается более сорока Model 3. Да и в чем смысл везти битую "европейку", если такая же "американка" куда дешевле?

А вот самый дешевый вариант целой машины предлагается за 35.798 евро при условии возврата НДС. Цена брутто же составляет 42.600 евро. Поэтому с учетом покупки по нетто эта машина обойдется в Беларуси в 38.290$. И это за автомобиль 2020 года с пробегом 47 тыс. км, двигателем на 306 л.с. и батареей емкостью 53 кВт*ч. Как уже говорилось, за эту сумму выбор в Беларуси большой, но среди восстановленных авто из США.

А что у нас в премиум-сегменте? Самые доступные варианты Audi e-tron 50 с 313-сильным двигателем стартуют с 52.000-53.000 евро брутто, или около 44.500-45.000 евро нетто за машины 2020 года с пробегом около 30 тыс. км. В РБ при условии возврата НДС их стоимость составит около 47.750$. На нашем рынке цены на e-tron начинаются от 74.500$. Правда, за эти деньги продают e-tron 55.

В Германии цены на эту версию стартуют примерно с 60.000 евро. Но даже если посмотреть более дорогие варианты стоимостью около 65.000 евро брутто, или 55.000 евро нетто, они все равно окажутся заметно доступнее тех машин, которые продаются в Беларуси. В общем, в случае с Audi можно сэкономить приличную сумму.

Наш вердикт

Если хочется "электричку" максимально дешево, то во многих случаях машины из Европы не могут конкурировать по цене с авто из Штатов. Те же наиболее доступные Ampera-e из Германии в Беларуси обойдутся в цену, близкую к верху рынка Chevrolet Bolt. Зато эти машины целые. 

Самые дешевые немецкие Tesla Model 3 в РБ также окажутся дороже, чем три десятка вариантов, продаваемых здесь. Но при этом абсолютное большинство машин, реализуемых на белорусском рынке, привезено из США и имеет аварийное прошлое. А как они восстановлены – большой вопрос. Поэтому, если не стоит задача приобрести самую дешевую Tesla, покупка машины в Европе может быть целесообразной. А вот в случае Mazda MX-30 и Audi e-tron из Германии выгода очевидна. Audi можно купить заметно дешевле, чем они продаются у нас. 

Но все эти покупки имеют смысл в тех случаях, когда есть возможность вернуть НДС. Машины по цене брутто оказываются куда дороже.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса