Жюри конкурса составляют более 50 журналистов из двух десятков европейских стран. Они всесторонне изучают претендентов, попавших в шорт-лист, включая тест-драйвы. Когда они начисляют баллы, то оценивают ходовые качества модели, доступное оснащение по части комфорта и безопасности, учитывают топливную экономичность, инновационность, наверняка "примеряют на себя", и помимо "беспристрастной оценки" свой вклад вносят и эмоции (доказательство тому – очень много именно ярких и неординарных моделей если не в победителях, то в лидерах).

Но уж точно мало кто задается вопросами: а что будет с надежностью через 5, 10 или 15 лет, не развалится ли машина на дорогах некой Беларуси, сможет ли ее "осилить" гаражный сервис с применением китайских запчастей?..

Мы решили вспомнить некоторых победителей и лидеров прежних лет и посмотреть, насколько популярными и любимыми они стали в нашей стране. Начать стоит с 1980-х, ведь более ранние модели на нашем рынке в лучшем случае просто известны и узнаваемы, но большинство из них присутствует в крайне скромных количествах.

1980-е

Возьмем даже 1980-й, когда автомобилем года была признана Lancia Delta. Да, конечно, впоследствии она получила мировую известность благодаря победам созданного на ее базе ралли-кара и омологационным "гражданским" Delta HF Integrale. Но в целом Delta прошла "мимо" нашего вторичного рынка. Это же можно сказать и про занявший третье место Peugeot 505 – кто теперь вспомнит хотя бы как он выглядит?

То ли дело "серебряный призер" того же 1980-го Opel Kadett D, а также его следующее поколение Е, которое стало победителем в 1985 году. В 1990-х их ввозили не менее охотно, чем VW Golf I и II. Это потом уже узнали, что по части кузова Opel не так долговечен, как конкурент из Вольфсбурга. То же и с победителем 1981 года – им стал Ford Escort Mk III, который был очень популярен у нас в свое время, однако по части репутации и ликвидности уступал "Гольфу".

Но вообще среди триумфаторов конкурса этого десятилетия хватает популярных и любимых у нас моделей. Спросите любого белоруса, и он скажет вам, что победа Audi 100 C3 (1983) или Peugeot 405 (1988) – это логично и справедливо. Хотя кто-то задаст вопрос: как могло случиться, что такие модели, как Mercedes-Benz W124, BMW 7-series E32, VW Golf II и Passat В3 оказались лишь в числе "призеров"? Все просто: в те годы победили Ford Scorpio, Opel Omega, Fiat Uno и Tipo соответственно.

Европейцы скажут, что размеры салона и багажника не самое важное, но у белорусов своя точка зрения на этот счет. Поэтому в нашей реальности Tipo не может быть лучше, чем Passat B3 и Opel Vectra, а в Европе – мог. Точно так же, как европейцы могли оценить Scorpio выше, чем Е-класс, а Omega дать больше баллов, чем "семерке" BMW. Поднялась бы на такое рука у белорусов? Риторический вопрос.

Кстати, в число "неудачников", остановившихся в шаге от победы, значатся Ford Sierra, Audi 80 B3, Opel Ascona и Vectra. Да это же настоящие бестселлеры нашей "вторички" в 1990-х! Peugeot 205 и Renault 25 ввозили в гораздо меньших количествах, их знают, но сложно сказать, что они когда-то были предметом желаний. Скорее это можно сказать про Volvo 760, Lancia Thema и Honda Prelude, которые в разные годы замыкали тройку финалистов конкурса.

А некоторые "призеры" и вовсе плохо соответствуют нашим представлениям о том, каким должен быть автомобиль года. Fiat Panda первого поколения, Lancia Y10, Citroёn AX, Austin Metro – не ездили, но осуждаем! Шутка, конечно, но эта "мелюзга" у нас никогда не пользовалась особым спросом, даже несмотря на минимальную стоимость.

1990-е

Нет, нам понятнее и ближе "нормальные" крупные модели. В финал конкурса они продолжали пробиваться и позже, чему доказательство – победа эпатажного Citroёn XM в 1990-м, революционного (для Ford) Mondeo в 1994-м и зажигательной Alfa Romeo 156 в 1998-м. Опять же в числе призеров этой декады – Nissan Primera, Citroёn Xantia, Peugeot 406, Mercedes-Benz W202, VW Passat B5, Audi A4 B5, Opel Calibra и даже представители бизнес-класса Audi A6, Opel Omega и Renault Safrane. Более того, второе место в 1990-м занял дорогущий Mercedes-Benz SL! Согласитесь, практически все эти модели в свое время у нас были или хитами, или объектами мечтаний.

То же и с С-сегментом. Победителем конкурса в 1992-м стал VW Golf III, ему уступила Astra – обе модели можно считать народными белорусскими автомобилями на протяжение нескольких десятилетий. Показательно, что их следующие поколения довольствовались вторыми местами в конце 1990-х. В 1996-м победила парочка Fiat Bravo/Brava, а в 1999-м – Ford Focus, и это тоже достаточно популярные модели на нашем рынке в 2000-х. И конечно, пионер в сегменте компактвэнов Renault Megane Scenic, взявший титул в 1997-м, – это второй "выбор белоруса" после VW Passat B3.

Но любовь европейцев к малолитражкам нашим рынком не принимается. Например, супермини (так европейцы называют модели В-сегмента) Renault Clio, Nissan Micra и Fiat Punto получили заветный титул, а Ford Fiesta Mk III, VW Polo, Peugeot 206 остановились на подступах к нему. Такой популярностью, как в Европе, у нас эти "малыши" не пользовались, хотя любая из данных моделей до сих пор встречается на наших дорогах, равно как и "кроха" Ford Ka (2-е место в 1997-м). А вот Fiat Cinquecento, которому до победы в 1993-м не хватило всего 34 балла, у нас крайне редкий гость.

2000-е

Если бы Fiat Multipla стал в 2000-м автомобилем года, вот это был бы фокус! Но его остановили на второй позиции, отдав победу Toyota Yaris. А ведь куда более любимой и популярной у белорусов в итоге была Zafira A, замкнувшая тройку лидеров. Похожая история и с 2007 годом: ставший третьим Citroёn C4 Picasso у нас пользуется гораздо большей популярностью, чем победитель Ford S-Max.

Малолитражек в победителях снова хватало. Fiat отыгрался в 2004-м и 2008-м: Panda оставила позади Mazda 3 и VW Golf V, модель 500 обыграла в финале Mazda 2 и Ford Mondeo Mk IV. А Renault Clio III, в свою очередь, обыграл VW Passat B7 и Alfa Romeo 159. Как показало время, белорусы затем голосовали кошельком за "проигравших", массово притягивая из Европы Passat и Mondeo. А на "Панде" пусть Кришкевич катается.

Другое дело Peugeot 307 и Megane II, победившие в 2002-м и 2003-м соответственно. Обе модели вполне "зашли" и у нас. И даже Toyota Prius II – выбор многих белорусов, причем именно это поколение считается едва ли не лучшим в плане надежности. И Opel Insignia, обошедший в 2009-м Ford Fiesta Mk VI и VW Golf VI, это тоже "по-нашему". Все же следует признать, что пятое и шестое поколения "Гольфа" не так популярны у нас, как предшествующие.

2010-е

Volkswagen взял свое в следующем десятилетии. В 2010-м его Polo оставил позади Toyota iQ и Opel Astra J, в 2013-м Golf VII не оставил ни единого шанса Toyota GT86 / Subaru BRZ и Volvo V40, а в 2015-м Passat B8 разгромил Citroёn C4 Cactus и Mercedes-Benc C-class W205. И время показало, что такая расстановка абсолютно справедлива.

Затем, казалось, жюри конкурса попало под влияние "зеленых": Nissan Leaf победил в 2011-м, оставив позади красавицу Alfa Romeo Giulietta и практичный "колобок" Opel Meriva. А в 2012-м титул получил Chevrolet Volt / Opel Ampera, хотя в соперниках были крошечный (как любят европейцы) VW Up! и Ford Focus III. Неужели все, без электрификации никак?

Но в иные годы результаты могли быть достаточно консервативными. Например, в 2014-м Peugeot 308 II признали лучшим – позади остались "электрички" BMW i3, Tesla Model S. А в 2016-м выиграл Opel Astra K, что логично, ведь Volvo XC90 – это как-то слишком дорого, a Mazda MX5 пусть и дарит кучу эмоций, но практичности ей недостает. Собственно говоря, примерно по тем же причинам и белорусы сейчас отдают предпочтение "Астре", а не ее ближайшим преследователям в конкурсе.

А концовка десятилетия получилась "кроссоверной". Так, в 2017-м победителем стал Peugeot 3008 II, в 2018-м – Volvo XC40, а в 2019-м – Jaguar I-Pace, причем последний заработал столько же баллов, что и спорткар Alpine A110, а Kia Ceed III уступил им всего 3 балла!

2020-е

Прошло всего несколько лет, но очевидно, что финалы конкурса без "электричек" и гибридов уже не обходятся. Это, между прочим, удорожает технику, поэтому больше шансов – у компактных и относительно недорогих моделей. Ведь в 2020-м именно небольшой Peugeot 208 (имеющий в том числе и полностью электрическую версию) "обскакал" более крупные электромобили Tesla Model 3 и Porsche Taycan.

А Toyota Yaris (не только "раллийный" GR, но и куда более близкий рядовому покупателю гибрид) обошла стильный, но дорогой электрокар Fiat 500e и кроссовер Cupra Formentor. Думается, со временем 208-я модель и Yaris получат свою справедливую долю и на белорусском вторичном рынке, хотя Tesla Model 3 в своем сегменте уже можно считать популярной и любимой моделью.

2022-й отметился трио электрических моделей Kia EV6 (279 баллов), Renault Megane E-Tech Electric (265 баллов) и Hyundai Ioniq 5 (261 балл), и можно не сомневаться, что со временем все три модели будут делать погоду в своем классе и на вторичном рынке. Но сложно представить, что в ближайшие годы они реально затмят авто с ДВС у нас.

В этом-то и проблема. Европа постепенно отказывается от дизельных двигателей, бензиновые дополняют "мягкими" и не очень гибридами, а к 2030-му должны остаться только дорогие "электрички". Учитывая наши реалии, так себе перспектива.

Но посмотрите: в этом году победителем объявлен Jeep Avenger, собираемый в Польше (там же, где победители предыдущих лет Fiat 500 и Panda) и имеющий не только электрические, но и бензиновые версии. Долгожданный VW ID.Buzz и просто еще один электрический кроссовер (да-да, теперь это обыденность) Nissan Ariya – лишь на втором и третьем местах соответственно.

Стиль стилем, экология экологией, но надо и про практичность думать, и про доступность. Как показывает история конкурса, эти аспекты были важными раньше, актуальные они и сейчас. Потому и модели-победители, за малым исключением, оказываются в чести не только у европейских покупателей, но и у белорусских.

Выбор есть. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!