Совсем недавно мы рассматривали варианты доступных и не очень «каблуков» и легковых фургонов. Теперь посмотрим на машины покрупнее – «проходные» микроавтобусы. И начнем с популярных французских моделей и их клонов.

Renault Trafic III / Opel Vivaro B

«Братья-близнецы» Trafic третьего поколения и Vivaro B являются самыми доступными вариантами микроавтобусов «проходных» лет на нашем рынке. Дешевле может быть только продукция Горьковского автозавода. Клонами Trafic III являются также Nissan NV300 и Fiat Talento II, но отыскать их в Беларуси едва ли получится.

Все машины в продаже – с 1,6-литровыми французскими дизелями R9M различных модификаций. В целом эти моторы, как и их полуторалитровый предшественник К9К, получились надежными. Но нужно иметь в виду, что на микроавтобусы устанавливались версии как с одной, так и с двумя турбинами. Мощность битурбо-модификаций составляет 120-145 л.с., в то время как на легковых моделях Renault она достигает 160 л.с. И именно на самые мощные моторы было наибольшее количество нареканий.

Судя по отзывам владельцев, дизели с двумя турбинами на микроавтобусах проблем не доставляют, но в любом случае одна турбина – это проще и надежнее, чем две. В отличие от К9К у R9M цепной привод ГРМ, цепь служит около 200 тыс. км, а зачастую и больше, однако порой ее приходилось менять и заметно раньше – на пробеге около 150 тысяч. В остальном серьезных неприятностей эти моторы не доставляют и при своевременно обслуживании могут эксплуатироваться долго и счастливо.

Если Vivaro B в 2019-м уже не выпускался, то у Trafic III в этом году произошел рестайлинг. Помимо обновления внешности и интерьера, расширилась и моторная гамма. Появился 1,7-литровый дизель, для которого плюс-минус справедливо всё сказанное выше про 1.6, плюс добавился старый-добрый двухлитровый M9R. Это весьма ресурсный мотор, способный прослужить до 500.000 км, хотя порой может «доставать» мелкими поломками. Но ни с 1,7-литровыми, ни с двухлитровыми дизелями машин в продаже нет.

Коробки передач на Traffic III / Vivaro B, представленных на нашем рынке, механические. Они надежны, важно только не забывать регулярно менять масло. Пострестайлинговые машины с дизелями 2.0 комплектовались роботизированной коробкой передач DW6 с парой «мокрых» сцеплений – клоном Getrag 6DCT451, но см. абзац выше.

В передней подвеске применены традиционные стойки McPherson, сзади использована балка – всё это вполне долговечно, хотя смотря где и как ездить.

Чтение бортовых журналов и форумов, на которых общаются владельцы Trafic и Vivaro, – скучное занятие. Разумеется, неполадки случаются, но они не носят массового характера, а машины в целом надежны.

В общем, эта пара моделей – хороший выбор за разумные деньги. Vivaro B 2018-2019 годов выпуска стоят $21.000-24.000, Trafic III тех же лет – 22.600-27.800. Наибольшие суммы, как правило, просят за удлиненные модификации, но не всегда.

Peugeot Traveller / Citroёn SpaceTourer / Toyota ProAce Verso II / Opel Zafira Life

Еще один французский микроавтобус, который условно можно отнести к доступным, – Peugeot Traveller. Условно, потому что разбежка цен колоссальна. Самую дешевую машину 2018 года продают за $24.000, а стоимость самых дорогих вариантов 2021 года достигает 56.000.

Бедж-инжиниринг шагает по миру, поэтому клоны Traveller, в основе которых лежит платформа EMP2, выпускаются и под другими марками. Его можно отыскать в продаже и как Toyota ProAce Verso II – именно в сотрудничестве с японцами Traveller и разрабатывали; и как Opel Zafira Life, и конечно же, как Citroёn SpaceTourer. Диапазон цен на Toyota – 25.000-55.000, Zafira Life продают за $35.000-55.000, «проходные» SpaceTourer стоят от 33.000 до 63.000.

Самые доступные варианты оснащаются дизелями объемом 1,6 литра. Но куда чаще встречаются двухлитровые модификации. Редкий гость на микроавтобусах – полуторалитровый DV5.

Дизель 1.6 надежный, имеет всего 8 клапанов и ременный привод ГРМ. Единственная его проблема – возможные течи смазки после 150 тыс. км, но замена прокладок стоит недорого. «Полторашка» тоже получилась неплохой, но у этого мотора уже 16 клапанов, соответственно два распредвала, соединенных цепью, которая растягивается к пробегу 150.000 км и требует замены. Эта процедура вместе с заменой комплекта ГРМ стоит $800-1000, ее стоит проделать сразу после покупки автомобиля.

Двухлитровый дизель – наиболее ресурсный. Он, как утверждают специалисты по Peugeot и Citroёn, при должном обслуживании способен выходить до миллиона километров. В его конструкции также присутствует распредвальная цепь, но ее ресурс значительно выше, чем у полуторалитрового мотора, – около 300 тыс. км. Кстати, есть информация, что в 2021 году стали ставить усиленную цепь распредвалов и на DV5. Действительно ли ушла проблема – предстоит узнать через год, когда машины, выпущенные в 2021-м, станут «проходными».

Коробки передач на 3-5-летних автомобилях представлены традиционной МКПП и 8-ступенчатым гидроавтоматом AMN8 – модификацией Aisin TG-81SC, хотя на более старых машинах использовалась 6-ступенчатая АКПП (ее ставили и позже на авто калужской сборки). «Механика» надежна, но не забываем про стоимость двухмассового маховика, который крайне редко переживает два комплекта сцепления.

«Автомат» проблемным не назовешь. На машинах с мощными двигателями у TG-81SC и его клонов быстро изнашивался фрикцион блокировки гидротрансформатора, но эта история явно не про двухлитровый дизель Peugeot. Поэтому стоит опасаться только перегрева. Необходимо своевременно менять масло и следить за чистотой теплообменника, имеющего компактные размеры.

Спереди в Traveller и его копиях используются обычные стойки McPherson, задняя подвеска независимая с двумя поперечными рычагами. Ресурс всего этого полностью зависит от условий эксплуатации.

Если основные агрегаты надежны, то по мелочам эти машины способны «радовать» владельцев. В бортжурналах есть что почитать. Известная проблема – проворот крыльчатки на валу помпы, который, естественно, приводит к перегреву двигателя. Часто капризничает и штатный подогреватель Webasto. Известны случаи ранних выходов из строя компрессоров кондиционера на небольших пробегах.

Наш вердикт

Renault Trafic III и Opel Vivaro B – это своего рода если не Logan II, то Clio IV среди небольших микроавтобусов. Немного аскетичные внутри, но при этом весьма простые и надежные машины за адекватные деньги, которые не будут доставлять «головняка». Минус один – только механическая коробка передач, во всяком случае на тех экземплярах, что предложены на нашем рынке.

Peugeot Traveller и его «братья» по платформе EMP2 дороже, но способны привлечь внимание наличием «автомата» в связке с двухлитровым дизелем. Причем в «проходных» годах предлагается 8-ступенчатая АКПП, если речи не идет о машинах российской сборки, на которых применялась «шестиступка». По уровню оснащения Traveller и сотоварищи выглядят интереснее пары Trafic/Vivaro, более того, у них есть очень богатые комплектации, но и стоят они внушительные суммы. Двигатели и трансмиссии этих автомобилей хороши, зато многие другие узлы образцом надежности не выглядят.

Ну и не забываем про пробеги пригнанных из Европы машин. Ведь красивые показатели на одометрах далеко не всегда совпадают с реальными. А если в действительности автомобиль проехал под 500 тыс. км, а на «приборке» красуются 150 тысяч – проблемы посыплются как из рога изобилия даже на самой надежной машине.

Микроавтобусы с пробегом в базе объявлений Автобизнеса