"Дакар-2021" в цифрах

Общая протяженность ралли "Дакар" в 2021 году составила 7658 км. Соревнование проходило с 3 по 15 января. Белорусские экипажи выехали на трассу на двух новых капотных грузовиках производства Минского автомобильного завода. В их классе на старт вышло 42 экипажа, до финиша добралась половина.

Пьедестал "Дакара" в зачете грузовиков в этом году заняли российские гонщики из команды "КАМАЗ-мастер". Дмитрий Сотников стал победителем в зачете грузовиков по итогам всего ралли-марафона, вторую строчку занял Антон Шибалов, третью – Айрат Мардеев.

О результате

Напомним: экипаж под управлением Алексея Вишневского по результатам всех этапов занял в этом году шестое место. На первом этапе он вынужден был остановиться на ремонт, из-за чего отстал от лидера гонки на 1 час 19 минут. Но все остальное время пилот двигался в хорошем темпе, трижды по результатам этапов оказываясь в тройке лидеров. В итоге для самого молодого пилота гоночных МАЗов это лучший результат выступлений во всемирно известном марафоне. В прошлом году Алексей приехал восьмым, в 2019-м был на 11-м месте, а в 2018-м – на 14-м.

"Мы счастливы, что добрались до финиша, – рассказывал Алексей Вишневский после окончания гонки. – Первый день откатил нас на 17-ю позицию, и только в течение всей гонки удалось добраться до шестого места. Но мы рады, что финишировали в таком непростом марафоне. В этот раз на "Дакаре" было очень много песков, многие экипажи "пробивали" колеса. Мы очень довольны своим результатом".

Экипаж под управлением Сергея Вязовича из-за проблем с коробкой передач после ночевки в пустыне вынужден был сойти с дистанции на 5-м этапе. До этого экипаж выиграл пролог и третий спецучасток и шел вторым в генеральной классификации. Проблемы с соединением двигателя и АКПП на автомобиле Сергея Вязовича начались на 4-м этапе, однако окончательно экипаж понял, что продолжить гонку не сможет, только на середине 5-го этапа, когда стало ясно, что в полевых условиях устранить поломку до начала следующего дня не получится.

По словам экипажа, пока они не знают причин проблемы и будут заниматься их поиском после того, как машины доставят на завод. Так как оба автомобиля идентичны, во время гонки у всех были опасения, что похожая поломка может возникнуть на автомобиле Алексея Вишневского. Но второй автомобиль финишировал благополучно.

О COVID-19 и новом на "Дакаре-2021"

Нового для белорусов на "Дакаре-2021" было много. Организация и участие в гонке проходили на фоне ограничений из-за COVID-19, которые, несомненно, сказались на участниках. Белорусские спортсмены были ограничены в тренировках, а некоторые команды, в том числе один из фаворитов Team De Rooy, в этом году вовсе не смогли принять участие в гонке.

"Мы очень рады, что в это непростое время все же выехали на гонку. Не все постоянные участники смогли себе это позволить. В этом году на старте было больше 40 грузовиков – не намного меньше, чем обычно, но по количеству команд ощущалась ситуация в мире. Мы очень благодарны автозаводу за оказанную нам поддержку и хотели бы поблагодарить партнеров и спонсоров, которые верят в нас и хотят с нами работать", – отметил руководитель команды Сергей Вязович.

По словам участников пресс-конференции, пандемия добавила трудностей во время подготовки к гонке. При планировании перелета команды в Саудовскую Аравию маршруты менялись несколько раз. Первоначально планировалось лететь через Париж, потом через Стамбул, но в результате из-за отмены регулярных рейсов участники ралли группировались и добирались до Саудовской Аравии чартерными рейсами. Белорусы столкнулись с некоторыми проблемами в аэропорту – им пришлось дожидаться получения разрешения.  

Прилетев в страну, все команды находились на самоизоляции 48 часов, после чего сдавали ПЦР-тест – только при отрицательном результате было возможно участие в соревновании. Тестирование было организовано и на самом автозаводе перед отправкой команды – будущие участники марафона сдавали тест раз в три дня. В результате у белорусов проблем с COVID не было.

Кроме того, в гонке в этом году участвовало не три, а два гоночных МАЗа. Это были новые грузовики капотной компоновки.

Еще одним новшеством стало то, что карты маршрута, или роудбуки, для участников теперь были цифровыми – штурманам выдавался планшет. Как отметил Сергей Вязович, многие соперники высказывали недовольство нововведением, однако его штурманы недостатков не заметили.

"Раньше у нас был блокнот, который приходилось постоянно листать. Некоторые вещи, такие как обозначение опасностей либо коротких связок участков, мы сами помечали в нем фломастерами. Сейчас это заменили планшетом, эти пометки там уже были.  В начале гонки были некоторые вопросы по корректности информации – по цифрам одно, а по графике выходило другое. Это сбивало с толку, приходилось перестраиваться на ходу. Пара дней ушла на привыкание, а потом было все хорошо", – поделился мнением штурман экипажа Алексея Вишневского Максим Новиков.

О ходе гонки

По словам участников, маршрут ралли в этом году нельзя назвать сложным. Проблемы автомобилистам создавали камни, было много проколов. Для грузовиков трассу сильно осложняла растительность, через которую сложно было проехать из-за габаритов. Как рассказал Сергей Вязович, для него наблюдать за ходом гонки и не участвовать в ней было сложнее всего.

"В эмоциональном плане поломка была для нас ударом. В полевых условиях мы не занимались поиском причины, а только исправляли видимую проблему, поэтому она всплывала снова", – рассказал Сергей Вязович.

Тем не менее он очень рад, что Алексей Вишневский, несмотря на то что он остался на трассе один, смог достойно завершить гонку.

"Мне как руководителю приятно, что та работа, которую проводила команда по тренировке экипажей, дала свои плоды, что после схода нашего автомобиля борьба продолжалась. Изначально мы прорабатывали разные варианты того, как может складываться гонка, и, на мой взгляд, команда вышла из сложившейся ситуации с высоко поднятой головой, красиво. И надеюсь, это понравилось нашим болельщикам. К слову, в этом году их поддержка очень ощущалась", – отметил Вязович.

Оба пилота команды высказали положительное мнение о новых автомобилях и пообещали, что причина поломки будет выявлена и устранена, после чего автомобили примут участие в соревнованиях. Сейчас участников команды ждет поездка во Францию за грузовиками, которые через 2 недели должны прибыть в порт Марселя.

"Можно сказать, мы с моим экипажем в этом году справились идеально, – делится итогами Алексей Вишневский. – У нас практически не было проблем по навигации. Хотя были проколы, мы каждый день старались ехать без остановок. В целом довольны результатом, и хочу отметить, что на протяжении всего года все те изменения, которые мы внесли в конструкцию второго автомобиля, себя оправдали. Мы показали, что наши "капотники" готовы бороться с самыми серьезными соперниками и показывать максимальную скорость на спецучастках. Мы хотели подарить зрителям хороший результат и подиум, но надеемся, что все же подарили положительные эмоции".

Механик автомобиля Алексея Сергей Сачук участие в "Дакаре" принимал впервые.

"Когда я узнал, что поеду в боевом экипаже, конечно, волновался. Первая гонка на "капотнике" тяжело давалась. С тех пор машина претерпела некоторые изменения, стала гораздо комфортнее, по ощущениям стала более управляемой", – поделился он.

О "Дакаре-2022"

Как заявили гонщики, в будущем планируется постройка еще одного гоночного капотного автомобиля, однако информацию о сроках пока не озвучивают. По словам генерального директора ОАО "МАЗ" Валерия Иванковича, команда планирует участие в "Дакаре-2022" и в ближайшее время начнет подготовку.

"Где-то в середине февраля мы начнем готовиться к гонке 2022 года. Сделаем выводы, посмотрим, в каких направлениях надо работать. Важно, какие ориентиры мы ставим, а мы теперь ставим только на победу", – отметил руководитель.