Трек-день: все и сразу

Необычной картина была уже на парковке – еще никогда на стоянках в Стайках не было настолько плотно! На картодроме проходил трек-день URacing. Казалось бы, что может быть банальнее, но команде организаторов удалось сделать из обычных "покатушек" масштабное открытие сезона – помимо заездов были и гости, и автоклубы, и выставка машин.

Например, клуб Base, известный нетрививальным подходом к отбору машин, выставил больше десятка необычных автомобилей. Среди них как хорошо знакомые (например, заниженный Toyota RAV4 или "полицейский" Ford Crown Victoria), так и не такие известные экземпляры, например "упавший" Nissan Juke.

Что привело "клубней" на трек-день? Этот вопрос мы задали одному из создателей Base Андрею:

– Все просто: тут классное место, оно пропитано петролхедами, а мы все любим тачки. А что может быть лучше, чем место, где эти машины гоняют? Трасса в Стайках новая, она привлекает внимание, не все тут еще были. Интересно просто приехать и посмотреть, что это такое.

– И все-таки каковы критерии отбора машин в ваш клуб?

– Это очень сложно объяснить. Планка у нас не слишком высокая. Все проекты хороши, но по-своему. Некоторые нам подходят, некоторые – нет. Мы стараемся быть максимально лояльными, сейчас больше смотрим на владельца машины. Если это человек, который купил машину покататься пару месяцев и слить ее, то нам это, наверное, неинтересно. Нас интересуют люди, которые "болеют" тачками, которые ухаживают за ними. Мы собираем их в одном месте, знакомим, чтобы они тусовались и общались.

Нет шаблона, который мы можем приложить к каждой машине. Мы просто смотрим общую картину, как сделана машина, без разницы на направление тюнинга – его вообще может не быть. Это может быть просто редкая тачка – не Trabant, конечно, который можно привезти и сказать, что он один в Беларуси. И что? В чем ценность? Бесполезная и неинтересная машина, как "запорожец". Уникальность – дело достаточно тонкое.

До пандемии у нас было порядка 120 машин. Тогда и движуха была, и сходки. Было реально много участников. Сейчас многие продали тачки, сбежали из страны. Поэтому в этом году у нас своего рода перезапуск – мы даже немного изменили логотип, цветовые схемы. Думаем, наконец-то запустим клубный сайт, через него сделаем регистрацию, и там будет много "фишек" помимо клубных тусовок.

– Людей в нынешней ситуации сложно собирать на встречи?

– Очень. На сегодняшнюю встречу зарегистрировались больше 30 машин, а пока приехали только 15 (разговор был около полудня. – Прим. ред.). Боятся или не хотят?.. Понимаете, это как маховик – мы его в 2018 году раскрутили, и тогда приезжало 50-70 машин, не протолкнуться. Из-за пандемии и политики это все "подтухло", кто-то вообще проекты забросил. Поэтому сейчас будем заново раскручивать этот маховик. Думаю, что и такой результат для первой сходки, для открытия сезона – это неплохо. Людей туча, машин меньше, но все равно круто.

О следующих сходках будем объявлять в Instagram. Точно знаю, что приедем 29 мая в Липки на драг-фестиваль. Если будет SunDay – и туда отправимся. Возможно, просто соберемся на какой-нибудь парковке пить чай и общаться.

Помимо Base на площадке около десятка машин выставили автоклубы BMW и, внезапно, Jaguar – такой выбор нас немало удивил. Жаль, что рядом с “британцами” из клуба не было владельцев авто – если таковые имеются среди наших читателей, отзовитесь на news@abw.by.

На “статичной” площадке рядом с трассой в том числе можно было поглазеть как на "хот-хэтчи", так и на забавные проекты.

А на самом картодроме друг за другом крутились участники заездов Time-Attack. Смысл прост: есть несколько попыток, нужно установить быстрейшее время круга. За одну сессию (их было две за день) участники проезжали 7-10 заездов по два боевых круга (плюс прогревочный и круг съезда на питлейн). При этом список участников не ограничивался только спортивными машинами, хотя и они были, конечно. Например, Коля на фантастическом Cadillac CTS-V 2009 года выпуска с мотором 6.2:

– По заводу когда-то было 564 сил (707 Нм), но на данный момент хорошо, если 500 осталось. Едет машина бодро, но для трека не совсем подходит. Машина очень тяжелая, а за счет крутящего момента бывает сильная пробуксовка задних колес – это особенно заметно на прямой старт-финиш. Они просто прокручиваются и не дают разгоняться.

Лучшее время на данный момент – 1.08.719, в то время как лидеры едут в районе 58 секунд. У меня опыта нет, сегодня на трассу на нем выехал первый раз. Брат как-то раз выезжал, проехал здесь круг за 1.03. В семье эта машина с 2017 года, у предыдущего хозяина она была с 2010 года в Беларуси. Пробег сейчас около 120 тысяч километров. Конкретно под трек надо машину готовить: резину подобрать, поменять тормоза.

В нашей стране такую машину не очень тяжело обслуживать на самом деле. Есть много сертифицированных сервисов. Мы обслуживали на СТО в районе улицы Брестской – там занимаются именно "американцами". Знаю, что таких машин в Беларуси две, еще есть универсал CTS-V.

Помимо супермощного Cadillac, BMW разных лет и моделей, Honda и даже Porsche утюжил трассу, например, участник на VW Polo Sedan.

Наши коллеги вообще пошутили и ворвались в заезды на дилерском УАЗ "Патриот". Белорусский спорткар года?

Так что, как вы поняли, ограничений по машинам не было – приезжай на чем хочешь, и на каждую из сессий собралось примерно по 60 автомобилей. Но как организаторам удалось из маленьких заездов для своих буквально за раз вырасти до мини-фестиваля?

– Во-первых, благодаря грамотному продвижению автоспорта в массы, – объясняет глава команды URacing Юрий Бычек. – Мы хотим привлекать максимальное количество людей, даже тех, которые “не в теме". В Беларуси ведь хороших спортивных машин много, но вопрос в том, что их не готовы использовать по назначению. Таким людям кажется, что автоспорт – это либо "деды", которые гоняют в ралли и прочем таком, либо какие-то супермажоры на Porsche и что это все непозволительно дорого.

Наша задача – показать, что если есть, например, Ford Mustang, то существует вот такая тусовка, автокультура большая, чем трек-день. Здесь можно испытать свой автомобиль, показать его всем, помериться результатами и в целом просто классно провести время. Чтобы это все укрепилось, мы хотим проводить три подобных фестиваля в год – на открытии и закрытии сезона и на дне рождения URacing. Мы хотим собрать здесь максимум автомобильной культуры, в том числе автоклубы, чтобы под Стайками был центр автоспорта.

Цель – показать, что все это доступно, что можно приехать даже на самой простой машине и проверить ее на трассе. Конечно же, не будем обманываться – чтобы успешно участвовать в трек-днях, нужен хотя бы минимально подготовленный автомобиль, на обычном Polo здесь никого не объедешь. Но попробовать-то можно, а заодно решить, нравится или нет. После этого можно купить более "профильный" автомобиль или что-то подобное.

– Кстати, после прошлого текста с трек-дня в Липках многие сомневались, что можно приехать на трек-день на обычной машине. Мол, рассыплется или банально перегреется.

– Гражданская машина точно выдержит. Но если вы планируете суперэкстремальную езду за чемпионство, то, естественно, нужно заменить тормозные колодки/диски/жидкость, свечи и катушки, масло и фильтры, чтобы по крайней мере машина была исправна. И конечно, купить хорошие покрышки. Это необходимый минимум для того, чтобы вы поехали здесь и комфортно себя чувствовали.

Трековые гонки: даешь экшн!

Чуть поодаль от заездов на картодроме стартовал весенне-осенний сезон трековых гонок. Конечно, здесь не было супермощных и блестящих машин, которые буквально два месяца назад были пригнаны из США. Здесь автомобили больше похожи на смятые бумажки, а под колесами – не асфальт, а мокрый грунт, который мгновенно заляпывает всю машину. Фу? Зато можно бороться колесо в колесо в отличие от Time-Attack, где обгоны и контактная борьба строжайше запрещены.

В анонсе мы предрекали, что зрители наверняка увидят “крыши”, но не ожидали, что они будут настолько зрелищными! Первым кувыркался по трассе Артур Горбач, который выступал в классе “Лайт” на VW Golf III. Парень отчаянно сражался за лидерство с Никитой Девятовым, но в итоге пропустил его, а уже через секунду отправился в полет.

– С Никитой на тот момент борьбы уже не было, – вспоминает Артур. – Просто на выходе из поворота оказалось лежащее колесо. Я подлетел на нем и пошел кувырком.

Вторая "крыша" случилась уже в решающем заезде класса "Лайт". Алексей Ревотюк погнался за Катериной Турок и тоже налетел на покрышку. Кульбитов было еще больше, а повреждения более внушительные. Машина разлетелась буквально на детали: лобовое стекло – в одну сторону, капот – в другую, крыло – в третью.

– Наверное, отслужила она уже свое... – сказал Леша, глядя на поломанный автомобиль. И тут же задумчиво добавил: – Или нет? Вроде бы лонжероны целые...

К финишу "Лайта" без проблем добрались всего двое – Никита Девятов и Екатерина Турок. Артур Горбач доковылял до подиума на побитой машине и с пробитой покрышкой.

По традиции за главное веселье на трассе отвечали парни из класса "Легенды СССР" – проще говоря, гонщики на классических "жигулях". Их собралось гораздо больше (11 "легенд" против 4 "лайтов"). Здесь главная интрига заключалась в сражении Владимира Горлача и Игоря Якубовича – после четырех этапов, которые прошли зимой, они возглавляли чемпионат с 73 баллами.

Увереннее всю дистанцию гонки смотрелся Вова (спойлер: он в итоге и выиграл пятый этап), зато Игорь точно мог бы получить звание “Гонщик дня”: он и победу в одном из заездов основной сетки вырвал буквально в последнем повороте, и третье место в финале отбил у Алексея Савина практически под клетчатым флагом. Вторым, к слову, финал закончил Олег Кавкель.

А вот у чемпиона-2020 Никиты Иванова с самого утра все пошло наперекосяк – ему в срочном порядке пришлось оставлять основной автомобиль и пересаживаться в запасной:

– История великолепная, – интригующе начинает рассказ Никита. – Вчера все было подготовлено, вычищено и покрашено, отрегулированы клапаны, все проверено и работает. Сегодня утром выгоняю машину из бокса, она каким-то загадочным образом делает "выу-у!" – и все, просто заклинил мотор. Проработал он, может, секунд 30, даже не успел прогреться.

На запасную машину я пересел, чтобы не терять очки для команды. Раз приехал гоняться, то надо гоняться, и не важно, на чем. Поехал на этой машине так, для прикола. Она не рулится, не едет, глохнет на ходу. Честно говоря, все заезды сегодня превратились в страдание. Ни с кем не мог рубиться, никуда не мог залезть... Поэтому главное, что доехал, – на этой машине это уже хорошо...

В общем, трековые гонки – это для сильных духом.

Наш вердикт

Для полного счастья фанатам автоспорта в воскресенье в Стайках не хватило разве что дрифта – и он, кстати, должен был там состояться, но за несколько дней до начала заезды все-таки перенесли в Слуцк. Но трек-день, встреча автоклубов и трековые гонки в один день в одном месте – такого автоспортивная Беларусь еще не видела.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!