"Господа, заводите моторы!" Нет, не так. "Под рев двигателей…" Нет, тоже не то. О, под шелест шин и подвывание силовой электрики проходило ралли Minsk ELECTRO-2022. На всех участников – всего один ДВС, да и тот в роли "удлинителя хода" на BMW i3 REX.

Особый случай

Ралли электромобилей проходит в Беларуси второй раз, и снова при поддержке государственных структур. Ведь среди организаторов – Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство энергетики Республики Беларусь, РУП "Производственное объединение "Белоруснефть", Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси и, конечно, Национальная академия наук Беларуси – именно ее испытательный полигон в Липках и стал основным местом действия. 

Именно по этой причине на церемонии открытия соревнований было столько официальных лиц из руководства вышеназванных организаций, а среди участвующей в ралли техники не только личные электромобили.

Так, первый стартовый номер получил Electro Roadster, разработчиком которого выступает Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. С виду еще не совсем законченный продукт, но ведь главное, для чего он создавался, – отработка алгоритмов и решений систем управления электроприводом в максимально нагруженных режимах (интенсивный разгон, торможение, длительное движение на максимальной скорости).

Под легкими навесными панелями скрывается стальная пространственная рама, в которой размещена тяговая батарея емкостью 24 кВт*ч, электромотор номинальной мощностью 80 кВт (109 л.с.) и максимальной 160 кВт (217,6 л.с.) обеспечивает максимальную скорость 170 км/ч, а запас хода заявлен на уровне 270 км.

Жаль, этот экспериментальный двухместный родстер, не имеющий ни зеркал, ни ремней безопасности, мог участвовать лишь в дополнительных соревнованиях на территории полигона, на "дорожную" часть маршрута он не выезжал. Но остальные участники-то были на серийных "электричках" – и могли соревноваться по полной программе!

Строго по правилам!

Собственно в путь отправилось восемь экипажей. Будь эта гонка исключительно на скорость или расстояние, хорошие шансы своим пилотам давали мощные и дальнобойные Tesla S и BYD Han. Но нет, посоревноваться "кто быстрее" можно было лишь в двух упражнениях типа "слалом" (и там быстрее всех оказался как раз Денис Мухарский на китайском электроседане). А вот остальные задания были на равномерность движения и правильность прохождения маршрута, пролегавшего по Минску и его окрестностям.

А ведь это ралли третьей категории: двигаться надо по легенде, которая составлена так, чтобы точно следовать по маршруту было не очень просто. Плюс за временем нужно следить, ведь штраф полагается и за опережение графика, и за отставание (если есть опоздание в контрольных судейских пунктах). Та еще работенка для штурманов, которым надо за всем следить и ничего не упустить.

Как раз на маршруте участников ждало немало сложностей. Как выяснилось впоследствии, с теми или иными приключениями столкнулись практически все. Кто-то запутался в дорожной книге, кто-то проскочил поворот, а многих на пути вообще ждал "кирпич". Это уже, правда, был общий форс-мажор: просто в день массовых гуляний одна из улиц, по которой проходил маршрут, оказалась перекрыта для автомобильного транспорта.

За два с небольшим часа участникам предстояло преодолеть без малого 90 км – задача, посильная для всех "электричек". Но Трофим, участвующий в ралли на Chevrolet Spark EV, решил не рисковать и нашел возможность зарядиться "по-быстрому", ведь с учетом "блужданий" общий километраж слегка увеличился.

А вот выступающий на Tesla Павел Вашкевич на финише досадовал: так отлично все прошли с Марией Ледовской, а "накосячили" на слаломе, где нужно было запоминать схему прохождения трассы. Вроде запомнили, а потом все пошло не так. И как раз эта ошибка стоила экипажу победы в общем зачете: отставание составило всего 15 секунд!

А в итоге победителями Minsk ELECTRO-2022 стали Наталья Поткина и Ирина Моисеева, выступавшие на BMW i3 REX. На финише они переживали, что тоже имели проблемы на маршруте, а в итоге "объехали" всех конкурентов.

В общем, интересное получилось мероприятие, жаль, что не очень массовое. Но ведь число электромобилей постоянно растет, может быть, в следующем году участников прибавится?

Заметки на полях

Там же, на полигоне, была выставлена экспозиция электротранспорта и зарядного оборудования. Среди представленных машин как серийные электромобили, так и экспериментальный, и даже самодельный транспорт.

Это чудо называется "Велобас" и, по сути, представляет собой трехколесный велосипед с электромотором (в данный момент мощностью 1 кВт). Скорость зависит от напряжения: на 36 В можно разогнаться до 35 км/ч, на 48 В – 50 км/ч. Но даже это много: амортизаторов нет, ехать быстро можно по ровной дороге. Батареи сменные, поэтому могут применяться комплекты разной емкости, в итоге запас хода может достигать примерно 25-30 км. А если сядут, всегда остается ножной привод, на котором можно спокойно дотянут до зарядной станции.

Мероприятие дружной группой посетили "моноколесники": несколько десятков человек, и стар, и млад. Как отметил инструктор по обучению езде на СИМ Игорь Сущенко, на сегодня моноколеса уже занимают значительную нишу, за ними – будущее. Это мобильный транспорт, который можно комбинировать с общественным, а большой их плюс – свободные руки. Как бы парадоксально ни звучало, по колесо безопаснее, чем электросамокат. А еще любопытно, что некоторые модели имеют реальный запас хода более 150 км!