Времени еще достаточно, но команда Audi F1, по мнению экспертов, отстает от графика подготовки к выступлению в «королевском» классе автоспорта на 1–1,5 года. И руководство концерна пригласило на роль «спасителя» команды Маттиа Бинотто, бывшего шефа Ferrari F1.
Маттиа получил широкие полномочия и уже начал перестройку команды Audi F1, пригласив несколько серьезных специалистов. Плюс заключен важный договор о поставщике топлива и технических жидкостей. К чему такая спешка? Все просто. С момента объявления о вступлении Audi в «Формулу-1» прошло уже два года. Тогда, на Гран-при Бельгии 2022 года, было объявлено, что Audi будет производить собственный силовой агрегат в рамках нового регламента 2026 года и выкупит акции швейцарской команды Sauber. Audi начала их выкупать в 2023 году и практически завершила этот процесс в этом сезоне. Но покупка акций – дело нехитрое.
Важно, какой двигатель и элементы силовой установки получит будущий болид. И где тестовые испытания техники? Формально новый силовой агрегат будет установлен на болид Sauber, который с 2026 года будет называться Audi. Но дела у команды Sauber сейчас совсем плохи. В зачете Кубка конструкторов – ни одного очка. И вопросов к команде больше, чем ответов. Но попробуем разобраться.
Главное, чтобы костюмчик сидел
На фоне тревожных ожиданий приходят и приятные известия. Так, немецкая транснациональная компания по производству спортивной одежды, обуви и аксессуаров Adidas AG готова заключить спонсорский контракт с Audi F1. Adidas – крупнейший производитель спортивной одежды в Европе и второй по величине в мире после Nike. Ожидается, что логотипы компании появятся на комбинезонах пилотов и на элементах гоночного болида. А персонал и менеджеры команды будут носить униформу и обувь, сшитую на фабриках Adidas.
А если серьезно, то сейчас Audi наступает на грабли, на которые когда-то наступила заводская команда Toyota. Японцы в свое время создали отличный двигатель, обкатали его на «24 часах Ле-Мана» и пришли в «Формулу-1», чтобы побеждать. Было вложено много сил и средств. Да, были победы в квалификациях, подиумы на отдельных этапах, но не было завоевано ни одного Гран-при за 8 лет выступлений! И в конечном итоге Toyota бесславно покинула мир «Формулы-1». Одной из ошибок, приведших японцев к провалу, считают постройку базы команды «Формулы-1» не в Великобритании, а в Германии.
Теперь Audi идет по такому же пути. А точнее, база команды Sauber остается в Швейцарии. Здесь и будет строиться болид. Но ведь основные базы всех команд «Формулы-1» находятся в Великобритании. Соответственно, все запчасти к гоночным болидам, склады здесь. И тут в дело вмешивается логистика. Представьте, что машину собирают в Швейцарии. И из Германии в Швейцарию можно быстро добраться. Но на базе не всегда в наличии в достаточном количестве нужных деталей. Как правило, их берут у местных поставщиков. В Великобритании рядом с базами команд «Формулы-1» таких поставщиков множество. Это их хлеб. И часть нужных деталей они заказывают впрок. И если нужных деталей у одного поставщика вдруг не окажется, то на соседнем складе они точно найдутся. И доступны они будут командам 24/7. Все всё понимают. В Швейцарии нет такой гоночной культуры. И базе Sauber / Audi придется ждать нужных деталей сутки, а то и двое. А если выходные? Праздники? Это усложнит логистику. Соответственно и постройку болидов. Предусмотреть все невозможно. Как и брак деталей. А бюджеты команд строго ограничены.
Шасси сейчас разрабатывают на базе Sauber в Хинвиле, а силовые установки Audi – в Нойбурге, где проводят стендовые испытания. Общий лимит на силовые установки в $95 млн частично пошел на создание предприятия Audi Formula Racing GmbH, набор сотрудников (300 инженеров), определение концепции мотора, согласно новому регламенту, проектирование, отливку деталей, сборку и первые испытания. О результатах пока не сообщают, но специалисты команды Audi в Нойбурге настроены решительно.
Видя эту решительность, немецкий пилот Нико Хюлькенберг подписал с Audi F1 долгосрочный контракт пилота. С 2025 года он перейдет в Sauber, а с 2026 года эта команда будет носить гордое название Audi. И зарплата у пилота вырастет до $5 млн в год. Нико очень опытный пилот. Он принял участие в 220 Гран-при. Жаль, что он пока не сумел ни разу подняться на подиум. Но Хюлькенберг не унывает и верит в то, что с Audi он наконец добьется успеха. Кстати, 19 августа Нико исполнится 37 лет. И у немецкого пилота есть одна важная победа. В 2015 году в составе экипажа Porsche 919 Hybrid Хюлькенберг стал победителем гонки «24 часа Ле-Мана».
Кто станет вторым пилотом немецкой команды? Пока вопрос. Но многие считают, что им мог бы стать Мик Шумахер – сын семикратного чемпиона мира.
Audi в Гран-при и темные страницы
Это сейчас Audi AG входит в состав концерна Volkswagen Group. И в качестве торговой марки и узнаваемого логотипа использует четыре кольца. Первоначальный логотип 1909 года состоял из перевернутого треугольника с надписью внутри Audi, над ним на вершине стояла цифра 1. А после образования Auto Union – слияния в единую компанию четырех производителей: Audi, DKW, Horch и Wanderer – впервые появились знаменитые четыре кольца, соединенных в цепь. И Audi в нынешнем виде является наследником концерна Auto Union.
После слияния 29 июня 1932 года Auto Union стала вторым автопроизводителем в Германии. Марка Audi занималась спортивными автомобилями, DKW – мотоциклами, Horch – большими и богато отделанными автомобилями, а Wanderer – средним сегментом класса люкс. Также фирма участвовала в автомобильных гонках. В течение нескольких лет модели Auto Union «Серебряная стрела» побеждали в гонках и чемпионатах по всему миру. При этом было установлено большое количество мировых рекордов.
В 1934 году в Германии господствовал Третий рейх, и корпорация Auto Union получила щедрое финансирование со стороны немецкого правительства для развития своей гоночной программы. При помощи Фердинанда Порше был разработан одноместный гоночный автомобиль, соответствующий правилам Гран-при, ограничивающим вес до 750 кг. Двигатель V16 с одним верхним распредвалом, объемом 4358 куб. см и мощностью 295 л.с. Двигатели с нагнетателем работали на специальном топливе, которое готовилось по секретным рецептам сотрудничавших между собой инженеров нефтяных компаний и химической промышленности. Выхлопные газы двигателей были настолько едкими, что находившиеся в боксах очевидцы жаловались на тошноту, головные боли и проблемы со зрением и дыханием.
Началась предвоенная эпоха противостояния на гоночных трассах «Серебряных стрел» Auto Union и Mercedes-Benz. В 1936 году пилот Бернд Роземайер (Auto Union) получил титул чемпиона Европы и принес компании первое место среди конструкторов на усовершенствованном Auto Union Typ С. Объем двигателя увеличился до 6010 куб. см, а мощность – до 520 л.с. В 1938 году вступили в силу новые правила и требования к автомобилям, участвующих в Гран-при. К тому моменту Фердинанд Порше занялся проектом Volkswagen. Отказаться было невозможно. Но под руководством инженера фон Эберхорста был построен Auto Union Typ D с 3-литровым двигателем V12 мощностью 420 л.с. и задней подвеской de Dion.
Годы с 1934 по 1939 называют золотыми для немецких производителей Mercedes-Benz и Auto Union. Они доминировали в двух различных эрах «Формул» – 750-килограммовой и 3-литровой. Минимальная дистанция гонок при этом была не ниже 500 км. Лишь на отдельных Гран-при итальянские болиды Alfa Romeo смогли опередить немцев.
Попутно в эти годы немцы били рекорды скорости на автомобиле. К сожалению, Бернд Роземайер погиб во время скоростного заезда на аэродинамическом Auto Union Typ С Stromlinie на автобане Франкфурт – Дармштадт. Вначале Рудольф Караччола на Mercedes-Benz 28 января 1938 года достиг скорости 432,7 км/ч на дистанции один километр со стартом с места. И побил предыдущий рекорд, установленный Auto Union. Разумеется, Бернд Роземайер на Auto Union тут же ответил с примерно таким же результатом. Но все жаждали увидеть побитие рекорда. И Бернд мчал снова… Но порыв ветра сдернул машину с траектории, и пилот погиб…
Рекорд Караччолы удалось превзойти лишь осенью 2017 года. Гиперкар Koenigsegg Agera RS 1360 л.с. под управлением заводского тест-пилота Никласа Лиля развил 447 км/ч на перекрытом хайвэе неподалеку от поселка Пахрамп в американском штате Невада.
В 1940 году переход немецкой промышленности на военные рельсы означал прекращение всех спортивных программ. Во время войны концерн Auto Union поставляет в армию вермахта полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11 и полноприводный штабной Horch / Wanderer Type 901, созданное подразделение Mitteldeutsche Motorenwerke GmbH производит авиационные двигатели Junkers по лицензии, Horch делает шасси для броневика Sd.Kfz.222 и тяжелый полноприводный транспортный автомобиль Einheits-PKW der Wehrmacht… Компания эксплуатировала рабский труд в концлагере Лейтмериц. Объединение Auto Union несет моральную ответственность за 4500 смертей, произошедших в Лейтмерице…
После войны полуразрушенные заводы Auto Union оказались в советской оккупационной зоне и по распоряжению военной администрации были демонтированы, а все оборудование вывезено в СССР в качестве репараций.
Дельнер и Бинотто берутся все исправить
У Audi Sport сотни миллионов поклонников по всему миру. У немцев много побед в ралли, «24 часах Ле-Мана», «Дакаре» и кузовных шоссейно-кольцевых гонках. В эту корону из побед нужно вставить всего один бриллиант – стать на вершину «Формулы-1». Тем более извечному сопернику Audi на трассе – марке Mercedes – это уже удавалось.
И новый директор Audi AG Гернот Дельнер, видя, что за последние два года сделано немало, но могло быть гораздо больше, отстраняет от участия в проекте Audi F1 прежних руководителей Оливера Хоффмана и Андреаса Зайдля. И нанимает на работу Маттиа Бинотто. Вся профессиональная деятельность Маттиа с 1995 по 2022 годы была связана с Ferrari и «Формулой-1». Бинотто стал техническим и операционным директором направления, подчиняющимся непосредственно Герноту Дельнеру. И он тут же берется за дело.
И перетаскивает лучших специалистов из команд «Формулы-1» в Audi. Из Red Bull уходит и примкнет к немцам спортивный директор Джонатан Уитли. Британский специалист отработает в Red Bull до конца сезона, после чего его ждет обязательный полугодовой отпуск, после которого он возглавит команду Sauber / Audi. Кроме того, Бинотто договаривается о переходе на сторону Audi специалистов из Маранелло, отвечающих за разработку силовых установок. (Это косвенно подтверждает тот факт, что разработка двигателя для болида «Формулы-1» у Audi идет с отставанием от графика.) Есть некоторые свидетельства того, что руководитель отдела силовых установок Ferrari Энрико Гуальтьери может вскоре перейти в Audi на более высокую зарплату.
Также было объявлено о назначении Стефано Баттистона на должность коммерческого директора. Стефано около 15 лет проработал в рекламных отделах автомобильных брендов и сделал карьеру в Sauber, постепенно продвигаясь по лестнице вверх. Он будет отвечать за все коммерческие проекты Sauber и Audi в «Формуле-1», включая маркетинг, имидж бренда, создание контента, партнерские отношения, развитие бизнеса, взаимодействие с гостями, продажу атрибутики.
Между прочим, российский пилот Роберт Шварцман может получить роль запасного или даже боевого пилота в команде Audi F1. В этом сезоне Роберт выступает за Ferrari в гонках на выносливость и остается резервным пилотом Ferrari в «Формуле-1». А Маттиа Бинотто хорошо знает Шварцмана еще по работе в Ferrari и всегда лестно отзывался о таланте гонщика.
Пожелания и выводы
С нетерпением ждем полноценного дебюта болида Audi F1 на гоночных трассах. Пока на многочисленных фото был замечен только макет болида. А хотелось бы, чтобы в 2025 году пилоты приступили к его реальной обкатке. Команде Toyota, например, пришлось на один год отложить свой дебют в «Формуле-1» и выплатить большую неустойку FIA и организаторам чемпионата из-за неготовности болида к выступлениям в Гран-при.
Но хочется верить, что Audi F1 вовремя справится. Ведь именно после объявления о смене технического регламента в 2026 году Audi после долгих раздумий наконец решилась прийти в «Формулу-1». Основные изменения регламента связаны с переходом на новые силовые установки, в которых мощность электрической составляющей вырастет в три раза по сравнению с нынешней. В свое время Mercedes господствовал в «Формуле-1» с момента появления гибридных моторов.
Может быть, такое удастся сделать и Audi. Но конкуренцию ей составят Mercedes, Ferrari, Honda и Ford.
Что касается Маттиа Бинотто, то его отставка в Ferrari была несколько скоротечной и больно ударила по самолюбию руководителя. И своей работой вместе с Audi и нацеленностью на результат он намерен показать всему миру, что его уволили тогда несправедливо. Все-таки в 2022 году Леклер занял второе место в личном зачете, а Ferrari завоевала второе место в Кубке конструкторов.
Первый, дебютный год в «Формуле-1» для любой команды проходит сложно. И Маттиа Бинотто и Гернот Дельнер прекрасно это понимают. Важно быстро и профессионально реагировать на недочеты, исправлять ошибки и двигаться дальше.
Следим за новостями из стана Audi, держим пальцы скрещенными и ждем приглашения на презентацию нового болида команды Audi F1.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
mac_os77
10 Августа 2024 22:31
"Но ведь основные базы всех команд «Формулы-1» находятся в Великобритании." - да ладно!! и Феррари тоже?