После летнего перерыва команды и пилоты «Формулы-1» прибыли в нидерландский Зандворт (Circuit Zandvoort), чтобы продолжить борьбу в чемпионате. Болельщики за четыре недели соскучились по настоящему шоу и с нетерпением ждали этот Гран-при Нидерландов. Накануне этапа были подписаны важные контракты, часть команд привезла на трассу очередные обновления болида, метеорологи пугали штормовым усилением ветра, но на трибунах снова был аншлаг.

Нидерландский фольклор в помощь

С недавних пор Голландию строго-настрого стоит величать Нидерланды. Таков закон. И чтобы лучше узнать страну и характер людей ее населяющих, рекомендуется перед посещением изучить ее фольклор.

Вот, например, Карлос Сайнс отверг возможность перейти в Mercedes (пусть и на один год), подписать долгосрочное соглашение с Audi F1, получить большой гонорар в Alpine F1 и согласился перейти с 2025 года в Williams. «Взял куриное яйцо, упустив гусиное», – говорят на это местные жители, имея в виду, что испанец, вероятно, принял неверное решение.

Громкие назначения произошли в команде Alpine. Новым ее руководителем стал 36-летний британец Оливер Оукс, за плечами которого большой опыт руководства команды Hitech Grand Prix («Формула-2» и «Формула-3»). Оливера в паддоке «Формулы-1» считают вторым Кристианом Хорнером, т.е. человеком, способным привести коллектив к победам. А на смену уходящему в 2025 году Эстебану Окону придет воспитанник молодежной программы Alpine Джек Дуэн – сын знаменитого Мика Дуэна, пятикратного чемпиона мира по мотогонкам MotoGP.

Кратко пробежимся по новинкам, которые к этапу подготовили шесть команд, кроме Mercedes (сейчас команда на подъеме), Ferrari, Aston Martin и Sauber – похоже, эти команды решили перераспределить средства для развития болида версии 2025 года.

Итак, Red Bull продемонстрировала измененную геометрию моторного кожуха, модернизированную форму обтекателей, установленных на системе Halo, и стоек, на которых закреплены зеркала заднего вида.

У McLaren улучшены воздуховоды передних тормозов, что потребовало некоторых переделок передней подвески. Также была пересмотрена геометрия передней части днища, модернизирована задняя подвеска.

В машине Alpine изменен профиль верхних рычагов передней подвески для улучшения контроля воздушного потока, изменена конфигурация воздуховодов тормозов задних колес.

На болидах RB также была изменена геометрия воздуховодов задних тормозов.

У Haas появилось обновленное переднее крыло и скорректирована геометрия верхних рычагов передней подвески.

Самый большой список изменений произошел на болиде команде Williams. Диффузор, аэродинамика, геометрия впускных отверстий воздуховодов боковых понтонов, форма моторного кожуха, уменьшение веса машины…, но самые большие изменения были замечены у днища болида FW46. И инженеры команды здесь явно просчитались, так как стюарды Гран-при Нидерландов выявили нарушения в этом элементе (несоответствие регламенту) и дисквалифицировали Элбона после квалификации (Сарджент сильно разбил машину в третьей тренировке, поэтому дисквалификация его не коснулась). Обоих пилотов допустили к гонке, но после нее болиды снова проверят.

Анализируя исход борьбы на Гран-при Нидерландов – 2024, можно с уверенностью сказать, что лучше всего сработали новинки на машинах McLaren, но и в Williams заметно прибавили. И если бы не дисквалификация Элбона, то он бы всерьез претендовал на очки.

Плыть по ветру – легко

Это еще одна пословица из Нидерландов, смысл которой – не составит особого труда достичь цели в благоприятных обстоятельствах. Накануне пятницы в районе Зандворта дул очень сильный ветер. Организаторы волновались, что проведение гоночной программы под угрозой. Но некоторые задержки в проведении сессий не коснулись «Формулы-1». В пятницу и субботу дождь и ветер немного помешали пилотам, а в воскресенье было солнечно и почти безветренно.

В пятницу в первой тренировочной сессии дебютом за рулем Sauder C44 отметился россиянин Роберт Шварцман. Команда Audi F1, которая фактически владеет Sauber и полноценно вступит в чемпионат в 2026 году, действительно рассматривает Роберта в качестве замены Боттасу на будущее. И Шварцман прекрасно проявил себя в непростых погодных условиях на сложной для пилотирования трассе. Сессию выиграл Норрис, а Ферстаппен уступил ему чуть боле 0,2 секунды.

Во второй тренировке погодные условия улучшились, и скорости заметно возросли. Но сессию пришлось прервать красными флагами после вылета Нико Хюлькенберга в первом повороте. Он и Карлос Сайнс, у которого обнаружились проблемы с коробкой передач, досрочно прекратили борьбу. Сессию возглавил Джордж Расселл. Пиастри стал вторым, а Хэмильтон – третьим.

В субботу в третьей тренировке погода вновь заявила о себе. Шел дождь и в этих условиях пилоты совершали ошибки. Больше всего не повезло Логану Сардженту. Он разбил свой Williams с пакетом обновлений вдребезги. Сессию прервали почти на 43 минуты. После возобновления тренировки лучшее время успел показать Пьер Гасли. Но его результат на круге был на 10 секунд медленнее, чем у Расселла во второй сессии.

В квалификации ожидалось, что Макс Ферстаппен найдет в себе силы и сможет побороться за поул. Также многие рассчитывали на прогресс и силу Mercedes. Но, как говорят в Нидерландах, всегда найдется рыба крупнее (всегда найдется кто-то сильнее или лучше тебя). И Норрису реально не было равных в этой квалификации. Он выиграл полу с большим отрывом от Макса. Пиастри стал третьим, Расселл – четвертым. Неплохо квалифицировался Алекс Элбон на Williams, показав восьмой результат. Но его чуть позже дисквалифицировали. Также понес наказание Льюис Хэмильтон. К его стартовой позиции добавили 3 места за блокировку Переса во время квалификации.

Результаты квалификации Гран-при Нидерландов (топ-10):
1. Ландо Норрис (McLaren) 1:09.673
2. Макс Ферстаппен (Red Bull) 1:10.029
3. Оскар Пиастри (McLaren) 1:10.172
4. Джордж Расселл (Mercedes) 1:10.244
5. Серхио Перес (Red Bull) 1:10.416
6. Шарль Леклер (Ferrari) 1:10.582
7. Фернандо Алонсо (Aston Martin) 1:10.633
8. Алекс Элбон (Williams) 1:10.653
9. Лэнс Стролл (Aston Martin) 1:10.857
10. Пьер Гасли (Alpine) 1:10.977

Тактика и скорость

Все старты с поула, как правило, Норрис проигрывает. В это воскресенье произошло точно так же. Макс и Ландо среагировали на старт практически одновременно, но разгонная динамика у Red Bull оказалась лучше. И в первый поворот Ферстаппен, проводивший свою 200-ю гонку в «Формуле-1», зашел лидером под рев домашних трибун. Сказка продолжалась целых 17 кругов. На большее шин у Макса не хватило. И в самом начале 18 круга Ландо легко проходит трехкратного чемпиона мира и возвращает себе лидерство.

После этого британец уверенно контролировал ход гонки. А на последнем круге на изрядно потрепанных жестких шинах Hard, прошедших больше 40 кругов, Ландо Норрис ставит быстрейший круг в гонке! Это напомнило времена доминирования на трассе Mercedes и Льюиса Хэмильтона. Кстати, именно у последнего Ландо и отобрал на последнем круге лучшее время круга и заработал дополнительный балл за это.

Очень хорошо стартовал Джордж Расселл, переместившийся на третье место. Казалось, у Mercedes хватит темпа удержаться в тройке призеров. Тем более что Хэмильтон был вынужден после своего штрафа стартовать 14-м и использовал рискованную тактику. Льюис стартовал на самом мягком комплекте шин Soft и уверенно пробился в очковую зону до своего первого пит-стопа. Но затем выяснилось, что в команде решили провести два пит-стопа для своих пилотов, в отличие от команд-соперниц. Эта тактика помогла Льюису, но стоила потери нескольких мест для Расселла. Джордж был явно недоволен такой тактикой, ибо, стартуя с четвертой позиции, он финишировал только седьмым.

Зато после провала в квалификации отличным гоночным темпом отметились в воскресенье пилоты Ferrari. Шарль Леклер неожиданно для себя с шестого стартового места приехал на подиум и стал третьим. А Карлос Сайнс начинал гонку десятым, а закончил пятым!

Ландо сокращает отставание от Макса Ферстаппена в личном зачете, а McLaren всего 30 очков проигрывает Red Bull в Кубке конструкторов.

Борьба продолжится буквально через несколько дней. В воскресенье 1 сентября состоится этап в Италии на культовой для всех любителей автоспорта трассе Монца (Autodromo Nazionale di Monza). Не переключайтесь.

Результаты гонки Гран-при Нидерландов (топ-10):
1. Ландо Норрис (McLaren) 1:30:45.519
2. Макс Ферстаппен (Red Bull) +22.896
3. Шарль Леклер (Ferrari) +25.439
4. Оскар Пиастри (McLaren) +27.337
5. Карлос Сайнс (Ferrari) +32.137
6. Серхио Перес (Red Bull) +39.542
7. Джордж Расселл (Mercedes) +44.617
8. Льюис Хэмильтон (Mercedes) +49.599
9. Пьер Гасли (Alpine) +1 круг
10. Фернандо Алонсо (Aston Martin) +1 круг

Личный зачет после Гран-при Нидерландов (топ-10):
1. Макс Ферстаппен 295 очка
2. Ландо Норрис 225
3. Шарль Леклер 192
4. Оскар Пиастри 179
5. Карлос Сайнс 172
6. Льюис Хэмильтон 154
7. Серхио Перес 139
8. Джордж Расселл 122
9. Фернандо Алонсо 50
10. Лэнс Стролл 24

Кубок конструкторов после Гран-при Нидерландов (топ-5):
1. Red Bull 434 очко
2. McLaren 404
3. Ferrari 370
4. Mercedes 276
5. Aston Martin 74