«Калі ў 1586 годзе Кобрын атрымала каралева-ўдава Ганна Ягелонка, дачка Боны Сфорцы і Жыгімонта Старога, актыўная ў палітычных і гаспадарчых справах, каб стымуляваць развіццё рамёстваў і гандлю, павялічыць даходнасць гарадской гаспадаркі, каралева надала Кобрыну Магдэбургскае права…» - так рассказывает о городе «Википедия». А что рассказывают специалисты о Магдебургском праве - можно почитать в материале «Магдэбургскае права: спецыялiсты кажуць».

И правда: то ли из-за Магдебургского права в далеком прошлом, то ли из-за «Дожинок» в настоящем, но Кобрин выглядит отличным городком, в котором хорошо встречать старость в своей усадьбе, с рюмкой коньяка и сигарой. Именно так, ну, может, без сигары, встречал свою старость в Кобрине российский генералиссимус Суворов. Гуляем по городу, разглядываем кобринских красавиц, заходим в музей Суворова.

- Недалеко от Кобрина наш, российский полководец Александр Суворов наголову разбил польское войско… - рассказывает экскурсовод.

 

Если честно, все правильно говорят в музее: Суворов и правда гений. Слабый здоровьем, хилый, но он был гением своего дела. Не проиграл ни одной битвы, был лучшим на всю империю в военном деле. Профессионал, с помощью которого восточная соседка стала той страной, какой стала.

 

Молчим в музее, слушаем дальше: как Суворов жил в Кобрине, как вежливо его принимали местные жители. И как задушил он восстание поляка Тадеуша Костюшки, поднятое поляками на территории Беларуси. Много тогда поляков полегло…

 

Тут я не выдержал. Простите, а почему поляки? И почему Суворов наш? Тогда наши деды сражались против Суворова, а не какие-то мифические поляки!

 

Дальше едем. Впереди Гродно. За спиной Кобрин. В котором хотелось бы видеть два музея. Лично я за то, чтобы напротив музея Суворова сделать музей Костюшки. Политика - дрянная и тонкая вещь. Лично я не против русских и против национального фашизма. Но должна быть объективная подача информации, а не «Суворов сражался против поляков»…

 

Едем в Гродно. Скажу я вам, тяжеловато было нашим великим князьям и нобилитету ездить на сеймы в Гродно. Леса, пущи и болота - они и сейчас в этой местности такие, что, как свернешь с дороги, сразу начнешь охоту на зубра. «Княжанне Вітаўта лічаць усе летапісцы…» - что же Гусовский о дорогах ничего не написал?

 

Продираясь через каналы, канавы, грязь и колеи, сразу понимаешь, зачем поселениям давали «право на суровом корне». Как раз в этих местах даже у деревень было Магдебургское право. Иначе без послаблений не выжить, не победить пущу и болото.

 

Беловежским волком воет мотор KIA Sportage, будто спрашивает у нас: вам что, нормальной дороги было мало? И правда: есть же асфальт - поезжай, смотри на ружанские дворцы и усадьбы, слушай музыку в дороге. А ведь зачем-то полезли партизанскими тропами в дебри…

 

 

Зато интересно, красиво. У каждой страны своя красота, а Беларусь берет за сердце сдержанной красой. В эту пору медитативно все. Вот-вот природа выстрелит цветами, а пока что все притихло перед скачком.

 

«Ом мане пад ме хум, ом мане пад ме хум!» - поет боевой клич фотограф. Минуем Неман, я жму «газ» в пол - приехали в Гродно.

 

Всегда любил этот город за разрушенную сейчас площадь у костела, за надпись «Гродно-Космос-Восток», за «панкующий» универ, обросший плющом, за европейскую атмосферу. За улицу Советскую, за красавиц девочек. За то, что он есть. Гродно мои искренние приветы - любимый город.

 

- Приветствую, приветствую вас, - нас встречает журналист, гид и переводчик Витольд Ивановский. Человек-глыба - глыба знаний.

 

Ездим по гродненскому булыжнику, слушаем рассказы о прошлом города. Рассказов много: каждое здание Гродно - это история. Стоишь, смотришь на Неман, и кажется: сейчас поплывут ладьи, а в замке начнется сейм с великими князьями.

 


Как практически у каждого белорусского города, у Гродно много еврейских корней. Любой белорусский город - это не только Магдебургское право, но и евреи, которые в разное время составляли до 80% городского населения Беларуси.

Как? Почему?

- Все просто, - рассказывает Витольд Владимирович. - Смотрите: Магдебургское право, цехи - все это способствовало тому, что в белорусских городах было много высокопрофессиональных, образованных людей. И все эти люди были вывезены в плен во время «Кровавого потопа» 1654-1667 годов. Тогда московские войска разрушили много городов, а людей увели к себе. В Москве потом существовали целые «литвинские деревни» из наших людей. Евреев забрать не могли - они никогда не меняли свою веру на православную. Поэтому, когда увели на восток белорусов, основную роль в наших городах начали играть евреи. А белорусы постепенно стали сельским населением.

Стоим, разглядываем гродненскую синагогу и понимаем, как наша нация стала «сельской»: именно после «потопа» наша цивилизация начала угасать, чтобы к ХХ веку уйти в границы «плуг - сало - чарка и шкварка».

 

 Но нам есть чем гордиться. Свидетельство тому - Борисоглебская церковь, которая была построена в XII веке.

Кирпичная, с «голосниками» в стенах - спрятанными кувшинами для хорошей акустики храма, на то время эта церковь была фантастикой. Ею, фантастикой, является и сейчас: спасибо, уцелела в войнах и разрушениях, которые вихрем прошлись по нашей стране.

 

- В советское время комсомольцы стреляли по церкви из винтовок и пистолетов - ее кресты были для них мишенью…

Тихо сейчас в церкви. Прошло время разрушений и выстрелов - сейчас время строить новое, свое. Ледовые дворцы, стадионы, бизнес-центры. Несмотря на все нюансы, хорошо, что есть деньги, есть время, чтобы строить. Выстраивать нужно и нацию, культуру, поэтому и колесим мы по стране. Чтобы рассказать о городах и Магдебургском праве, которое много дало для развития нашим городам.

 

Об этом думаешь, всматриваясь в Гродно. Нет минской азиатчины, нет советского привкуса Бреста. Есть атмосфера, есть Европа.

 

 

А по воскресеньям гродненцы ходят в костел. Чтобы помолиться Богу, попросить за всех близких и родных. Помолиться за страну: какая ни есть, зато своя. Пока еще независимая, пока еще с историей, которую не помешало бы всем знать.

 

Чтобы ощущать, что ты не русский, не поляк. Ты белорус. Ты из Гродно, Могилева или Вилейки. Ты белорус. Ты тот, кто узнал и право Магдебурга, и цепи империи, и выстрел «шмайссера», но остался жить. Возможно, чтобы приехать в Гродно с сыном, дочкой. Пройтись по городу. И все им рассказать: и право Магдебурга, и Витовта, и Ягайлу. Все рассказать, чтобы не быть «окраиной» - чтобы быть собой.

 

 С такими мыслями пьем чай, поглядывая на счастливых гродненцев.

И едем домой. Путешествие закончилось. Минск - Столбцы - Несвиж - Пружаны - Брест - Кобрин - Гродно. Все это разные города. Но объединяет их одно: все жили по нормам Магдебургского права. И это заметно до сих пор.

 

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА

Совместный проект ABW.BY и BUDZMA.ORG

P.S. В Гродно нам помогало агентство «Немново Тур». Сайт nemnovotour.by. Контактные телефоны: +375-152-74-29-43, 8-029-601-16-37.


Магдебургское право: путешествие в поисках утраченного. Часть первая. Минск - Несвиж
 
Магдебургское право: путешествие в поисках утраченного. Часть вторая: африканцы в Пружанах, первобытные люди в Бресте