Мне нечего возразить - все правда.
В комментариях пишут о русофобстве - я не знаю, что сказать. Мы проехали тысячу километров вдали от основных автотрасс, и каждый населенный пункт, каждая деревня вызвали шок. Я много ездил по России: Урал, Байкал, Якутия, центральная часть. Но каждый раз я испытываю шок. Люблю Чехова, люблю Булгакова. Но жизнь за пределами Московской кольцевой не люблю и не понимаю. В славном месте под названием Рабочеостровск желание только одно: побыстрее собраться и уехать. И климат здесь ни при чем - в Финляндии в тех же широтах люди живут совсем по-другому.
Медвежьегорск, Повенец... Мы проезжаем эти населенные пункты, а в голове только строчки: «Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей». Так нельзя. Так нельзя относиться к людям. На стоянке смотрю фильм о Ходорковском, в котором звучит максимально точная фраза: «Нас как будто на 70 лет оккупировали инопланетяне…»
Это инопланетяне решили строить Беломорканал с помощью рабского труда заключенных. Это инопланетяне после успешного строительства канала решили применять почти бесплатный труд «зека» для освоения Севера. Это инопланетяне построили для живых людей у Полярного круга дома из деревянных щитов.
- Время такое было: людей много, жилья на всех не хватало. Вот и построили временные бараки…
Это инопланетяне сделали временные бараки постоянным жильем. Которое зияет сейчас пустыми глазницами окон - в каждом поселке оторопь берет. Как? Как можно так жить?
Оккупация инопланетян продолжается?
Все временное, будто рассчитанное на то, чтобы пожить лет 15-20, заработать на дом в провинции у моря и уехать. Уехали немногие. Люди живут в разбитых бараках - привыкли. Русские на войне своих не бросают? Да, они бросают своих после войны. Нефтяные вышки захвачены, газовые месторождения оккупированы, залежи полезных ископаемых взяты в оборот - значит, можно бросать людей.
Целый народ можно бросить. Или, как говорят здесь, «кинуть» - именно так это и выглядит, с учетом объемов денег, которые прокачиваются по нефтяным трубам. Словно издевка, торчат «путинские» таксофоны в каждой деревне.
Я не знаю, люди! Я мало знаю, как вы живете в этих местах. Я бы давно отправлял бы ходоков в Москву к Владимиру Владимировичу Медведеву.
"Впрочем, нам какое дело", - резонно заметит житель здешних мест и будет прав. К ночи прибываем на Беломорканал.
- Нельзя, нельзя снимать! Сейчас вызову ФСБ! - истошно кричит из будки охранник, но не выходит. В итоге мы ночуем на маяке посреди Беломорканала.
Нет никого - только изредка проедет случайный, «залетный» турист. Других здесь нет - туристических автобусов не видно. А если бы и появились, то местный музей закрыт. Когда откроется? Скоро!
Поэтому несколько слов от меня в роли туристического гида. Длина канала - 227 км. Максимальная глубина - 5 м. Канал соединяет Белое море с Онежским озером, имеет выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. Построен в периоде между 1931 и 1933 годами. Открыт 2 августа 1933 года. Канал - первое в СССР полностью лагерное строительство. В строительстве участвовали заключенные ГУЛАГа.
Еще в начале XX века было много вариантов строительства, «однако все они были отклонены царским правительством из-за высокой стоимости».
«В рекордно короткие сроки было построено более 100 сложных инженерных сооружений, проложено более 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф».
Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец». Отсюда произошло слово «зека» - это сокращенное от «заключенный каналоармеец».
Писателя Александра Авдеенко увиденное так поразило, что он впоследствии вспоминал: «Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…»
Ничего не изменилось. Мы едем, фотографируем. На столах каналоармеецев по-прежнему пламенеет свежая редиска. В теории. А на практике глухие места, заброшенные. Цивилизация?
Мы останавливаемся у последнего «проходимого» шлюза. На горизонте появляются двое.
- Эй, вы откуда?
- Из Минска.
- А я из Марьиной Горки! Передавайте в Марьину Горку привет. Мне здесь уже лучше, чем там. Понимаете? Здесь я могу в лес уйти, здесь свобода…
В поисках свободы мы едем от восьмого шлюза на мурманскую трассу «напрямки» - по старым финским дорогам.
Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора
ABW.BY
Продолжение следует
Лесоповал
Все начиналось хорошо: лесная дорога, плавали, знаем...
Мост проехали – видели уже не раз...
Лужу преодолели...
А потом началось... Лесоповал: оставшиеся 30 км мы ехали 6 часов
Такие дороги меряют часами. Причем лесоповал в начале был только цветочками. Дальше стало хуже. Много хуже...
Чем дальше в лес, тем хуже: началась низина, болото. Все ниже и ниже, болото, деревья, болото, деревья…
Периодически приходилось разматывать лебедки: вторая Toyota шла по просеке, первой, с прицепом, приходилось туго
А дальше уже стало не до фотографий. «Бригада» прорывается через лес...
Рано или поздно все заканчивается. Закончилась и эта дорога...
Разбили лагерь. Норма еды в день для заключенного Беломорканала – 500 г хлеба и баланда из морских водорослей
Слабоумие и отвага. Часть первая. Минск - Ладога
Слабоумие и отвага. Часть вторая. Техника в бою
Слабоумие и отвага. Часть третья. Петрозаводск, Кижи, дождь Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт