"Машины не вызывают интереса"

– Ты наверняка можешь в любой момент пойти и купить машину – почему до сих пор этого не сделал?

– Конечно, я могу купить себе машину. И когда-нибудь куплю. Я не отрицаю, что автомобиль улучшает качество жизни и что лучше, когда он есть, чем когда его нет. Но без него можно жить. Почему не покупаю? Да потому, что мне это не нравится, меня не "торкает" процесс вождения.

Я учился на "права", но не доучился. Хотя собираюсь завершить этот процесс. Опять же мне это не интересно, а то, что мне не интересно, я делаю спустя рукава.

Машины у меня ни при каких условиях не вызывают интереса. Бывает, что людям нравится сидеть за рулем, нравится процесс вождения автомобиля. Мне не нравится ничего.

– Как ты существуешь в городе без машины? Такси, маршрутки, общественный транспорт? Сколько денег на все это уходит?

– Я не знаю точно, сколько тратится на проезд. Пару лет назад считал расходы на Uber, и тогда оказалось, что это около 150 рублей в месяц. Я не всегда езжу на такси, спокойно пользуюсь общественным транспортом, маршрутками. Я совершенно универсален, мне абсолютно все равно на чем ехать. Пользуюсь такси, когда это оправдано временем, сложностью маршрута, значительным ускорением перемещения из точки А в точку Б.

Последний год я работаю дома, и это заметно сократило количество поездок. Конечно, все равно приходится перемещаться по городу. Поэтому очень приблизительно могу сказать, что на транспортные расходы в месяц уходит рублей 200.

– Грубо говоря, около 1000 долларов в год – явно дешевле содержания машины.

– Это не считая, конечно, междугородных поездок. Но они на общественном транспорте сильно дешевле, чем на автомобиле.

Я понимаю людей, которые работают курьерами или их работа связана с постоянными разъездами. Но если ты работаешь в офисе, который находится в границах МКАД, то я не знаю, что тебе дает машина в этом городе. Когда твой дом около метро или, как у меня в Веснянке, рядом с быстрой дорогой в центр, то смысла в автомобиле не очень много. Понятно, что он есть. Конечно, если ты едешь летом в электробусе и в нем жарко, это менее комфортно, чем если бы ехал на машине. С этим я не спорю. Но в целом в нашем городе жизнь абсолютно реальна без машины. За исключением частностей, когда на автомобиле намного проще и быстрее, чем на общественном транспорте. Хотя есть такси.

Еще один важный момент. Когда начинаются подсчеты стоимости владения автомобилем и сравнения с расходами на ОТ, у меня возникает вопрос: а машина из воздуха взялась? Вы ее откуда-то из тумбочки достали? Почему ее цена не учитывается в этих расчетах? Более-менее приличная машина стоит 10 тысяч долларов, которые нужно откуда-то взять. За эти деньги ты будешь 10 лет ездить на транспорте в моем режиме.

– А если еще учесть расходы на топливо, обслуживание, потерю стоимости, то и все 20.

– Да, но при этом я не считаю, что в чем-то выигрываю. Я так не размышляю и не считаю, что экономлю. Вопрос в данном случае не в экономии. Сравнивать расходы на транспорт и на личный автомобиль несколько некорректно. Машина в любом случае будет обходиться дороже.

"Знаю, где искать расписание из любой деревни"

– Как ты путешествуешь по стране без машины?

– Путешествия по стране без машины значительно сложнее, чем с ней, спора нет. Во-первых, надо сказать, что я очень сильно поднаторел в логистике. Знаю многое про организацию движения маршруток, где искать расписание из любой деревни. Умею ходить пешком далеко, то есть пройти 15-20 километров не проблема. Во-вторых, большинство точек в стране достижимо без машины. Но, пользуясь общественным транспортом, ты за день можешь увидеть меньше, чем увидел бы, перемещаясь на машине.

Иногда мы путешествуем с другом, у которого есть автомобиль. Происходит это примерно раз в месяц, и в таких поездках мы смотрим более труднодоступные места.

– С учетом твоей любви к железнодорожному транспорту в таких путешествиях есть свой "фан"?

– Да, есть. У нас в стране более-менее неплохо сохраняется железнодорожное движение. Вокруг крупных городов вроде Минска и областных центров все в принципе ок. Железная дорога исторически являлась местом притяжения жизни. Большинство интересного расположено либо около крупных автотрасс, либо вдоль железных дорог.

А вот с автобусным движением у нас все плохо. Вообще. На самом деле в стране есть места, это могут быть даже райцентры, куда добраться проблематично. Классический пример – поселок городского типа Копаткевичи в Петриковском районе. До него доехать реально сложно. Есть какая-то полулегальная маршрутка с неудобным расписанием, которую непонятно как искать. Прямого автобуса из Минска нет давным-давно, а с пересадками неудобно. И в стране появились такие "мертвые пятна", куда доезжать стало тяжело. Но еще пока не очень страшно, более-менее сносно.

Иногда для загородных перемещений я пользуюсь такси. Например, когда из райцентра надо поехать в какую-то деревню. Тогда я вызываю такси, а возвращаюсь на рейсовом автобусе. Такое бывает. Конечно, это не очень большие расстояния.

"Идиотов, которые о своей жизни не думают, вокруг очень много"

– Давай вернемся в Минск. А каково возить детей на кружки-секции без машины?

– Я не понимаю этих разговоров о том, кто куда возит детей. Блин, мы живем в мегаполисе, где все кружки и секции есть в твоем районе. К каким-то профессорам детей надо возить? Это личный выбор каждого, но мне кажется, что у людей есть желание дать своим детям непонятно что. Будь у меня такая необходимость, пользовался бы такси.

– А еще можно получить "права" и ездить на каршеринге.

– Да, если бы каршерингом было позволено пользоваться со свежими "правами", а не через два года. Но мне сама по себе услуга каршеринга кажется какой-то непонятной. Во-первых, разница в цене с такси минимальна. Во-вторых, допустим, я хочу поехать на каршеринге, чтобы сэкономить два рубля. А ближайшая машина в двух километрах. Это 20 минут пешком. За это время ты уже на такси приедешь туда, куда собирался. Время дороже. И вся ответственность при использовании каршеринга на тебе.

Еще один момент, касающийся личного автомобиля, неочевидный, но важный. Мне кажется, что это дополнительный риск попадания в неуправляемые ситуации. Я имею в виду истории про пьяных, выбегающих на дорогу, или что-то в этом роде. Конечно, я об этом не думаю целыми днями, но регулярно приходится читать новости, как люди попадают в беду не по своей воле. Вероятность такого развития событий маленькая, тем не менее она есть.

Когда стою на светофоре и вижу, как люди переходят дорогу на красный или как иногда ездят велосипедисты, я понимаю, что идиотов, которые о своей жизни не думают, вокруг очень много. И получается, что я могу попасть в очень неприятную ситуацию с тюремным заключением, в которую совсем не хочу попадать.

Кроме того, я сижу в чате со своими друзьями, где время от времени они обсуждают что-то связанное с ремонтами машин. И вижу, что это проблема, которая отнимает много времени, вынуждает в чем-то разбираться. Мне это не нравится. Конечно, если купить новую машину, она долго не будет доставлять головную боль. Но из рассказов друзей я понимаю, что время от времени им приходится заниматься просто какой-то "байдой".

Опять же, если бы мне это все нравилось или как минимум не напрягало, ладно. А когда это тебе вообще "не упало", сидишь и думаешь: зачем? Поэтому, если я дозрею до покупки машины, она будет новой.

– А насколько ты привередлив к комфорту? Представлял себе хотя бы примерно, что это будет за автомобиль?

– Вообще по барабану. Я езжу на такси в "экономе", потому что мне абсолютно все равно, на чем еду. Конечно, разницу между машинами я ощущаю, но для меня это не принципиальный момент. Хотя, когда учился водить и мне выдали "убитый" Renault Logan, я понял, что такую машину себе не куплю никогда. Он во многом убил мое микрожелание получить "права".

Давай резюмируем: жить можно без машины, особенно если ты нормально относишься к общественному транспорту. Я в принципе его люблю, мне интересно ездить на поездах, автобусах, летать на самолете. Это первое. Второе: я довольно прохладно отношусь к комфорту.

Третий момент: существует масса ситуаций, когда машины не хватает и она была бы в тему. С другой стороны, представим, что я купил автомобиль и мне надо его ставить во дворе. У меня двор более или менее ок, в нем есть парковка. Плюс не ленюсь пройтись. Но, например, на Ангарской, где я вырос, парковка просто была бы жизненной проблемой. Там машину ставить негде вообще. Люди паркуются в два-три ряда в этом советском дворе. Это не жизнь, так не должно быть. Это какая-то бредятина.

Также я вижу, как меняется поведение людей с появлением машины. Она сразу входит в базовые расходы, на которые ты всегда будешь тратить деньги, потому что не захочешь вернуться в прошлое и ходить пешком. Начинается "сосалово" денег. Небольшая проблема, но я прекрасно обхожусь без этого.

Пассажирские перевозки в базе Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!