"Страховка на год – 300 лари"

– Когда ты переехал в Грузию? Как проходило путешествие на автомобиле?

– Я ехал через Россию. В апреле на дорогах было много военных, поэтому иногда было не по себе. Стандартный маршрут проходит через Орел, Брянск, Курск, Ростов и Владикавказ. У меня получился дополнительный крюк 200 километров из-за напряженной обстановки в Белгороде. Общий километраж от Минска до Батуми получился 3200 километров, дорога заняла пять дней. Дороги не очень, много камер – быстро "долететь" не получалось. Да и ночевать в машине так себе решение: обязательно нужен интернет, чтобы был и навигатор, и возможность забронировать отель, и просто на всякий случай.

– Какие в Грузии действуют ограничения для белорусов со своими автомобилями?

– Машина с иностранными "номерами" может находиться в стране не более 90 дней. Поэтому каждые три месяца нужно выезжать за границу. Можно в ту же Россию, но мне из Батуми проще в Турцию. Как раз ездил недавно: и "обнулиться", и за покупками, потому что там все дешевле. Так что для меня такие поездки даже выгодны. Наши права действуют год, потом их необходимо менять.

Можно поставить автомобиль на грузинский учет на три года, но тогда ты на нем не сможешь выехать за границу. Хотя делается все просто. В налоговой нужно получить ИНН, приехать в полицию и обменять свои "номера" на грузинские. Затрат примерно на 50 долларов. С местными "номерами" можно не делать страховку, но необходимо проходить техосмотр раз в год. С белорусскими "номерами" никакой техосмотр не нужен, зато становится необходима страховка.

На границе ее лучше оформлять, только чтобы доехать до точки назначения, – там цены выше. А так страховку можно сделать в инфокиосках. Все это несложно, а полис приходит на электронную почту. Страховка, как и в Беларуси, чем дольше, тем дешевле. Месяц обойдется примерно в 50 лари (около 43 бел. руб), год – в 300 лари (порядка 255 бел. руб.).

"За три месяца видел кучу ДТП"

– Как общее впечатление от местной культуры вождения за прошедшее время?

– Здесь абсолютно никто не соблюдает ПДД. Все решается жестами или гудками. Кто как хочет, так и едет. Например, знак "Уступи дорогу" не обязывает это делать – можешь рукой показать, что тебе нужнее, и поехать дальше. Пример грубый, но приблизительно так это и работает. И так во всех аспектах.

Все паркуются как хотят и где хотят. Тротуар – нормально, пешеходный переход – подойдет. Если нужно, водитель может заехать на встречную полосу и припарковаться на той стороне. Еще один дикий для нас пример – парковка во втором ряду. И не важно, что в одном направлении всего две полосы. То, что остальным придется объезжать припаркованную машину по "встречке", не сильно беспокоит таких водителей.

Пешеходов никто не пропускает. А если вдруг решили уступить дорогу, могут включить "аварийку", чтобы другие водители были в курсе, что происходит.

Превышение скорости тоже обыденная практика. На трассах некоторые прямо очень сильно превышают. Обо всех городах говорить не буду, но в Батуми с превышением скорости именно в городе дела обстоят лучше: здесь много брусчатки, сильно не разгонишься.

Перед приездом меня предупреждали о местной культуре вождения. Но также говорили и о том, что аварий здесь не случается, несмотря на весь хаос. Мой опыт показывает обратное. За три месяца я видел кучу ДТП, машины бывают просто всмятку.

– Камеры фотофиксации разве не усмиряют желание погонять?

– По сравнению с Беларусью их практически нет. Конечно, камеры стоят, но я не замечал, чтобы их кто-то особенно боялся. Если я куда-то еду, то часто пристраиваюсь за каким-нибудь местным водителем – они лучше знают, где и как можно ехать. К слову, в Грузии разница по количеству камер будет хорошо заметна даже после России – уж больно их там много было по пути.

– Есть ли какие-то отличия в ПДД?

– Все понятно и привычно. Сюрпризом стали только машины полиции, которые всегда ездят с синей и красной "мигалками". Сначала я по привычке пару раз останавливался, когда видел их сзади. Потом мне объяснили, что делать так вовсе не обязательно. Если они захотят тебя остановить, то поморгают светом.

– Насколько легко было адаптироваться к местному трафику после спокойного Минска?

– Первый месяц я вообще боялся ездить. Поставил машину и сказал, что больше никуда не поеду. Но на такси здесь особо не наездишься, особенно на природу, поэтому спустя месяц за руль все-таки сел. К движению нужно было привыкнуть. Я пытался ездить по Правилам, как дома, но здесь так не получится. Пришлось научиться ездить гораздо наглее.

– Извечная проблема больших городов – парковки. Как с ними обстоят дела?

– Их определенно не хватает, если говорить о Батуми. Платные парковки тоже есть, но в Батуми я с ними еще не разбирался. Зато знаю про Тбилиси: там на платные места действует своего рода абонемент. Заплатил раз в году что-то около 43 белорусских рублей и весь год паркуешься где необходимо.

Что касается дворов, то там, где я жил и какие высотные застройки видел, обычно стоят шлагбаумы, чтобы заехать могли только местные жители. Мест на всех все равно не хватает, но от заезжих это спасает.

Впрочем, парковки забиты не только из-за их недостаточного количества. В Грузии слишком много автомобилей – они есть, наверное, у каждого жителя.

– Как так получилось? И как выглядит местный автопарк?

– Дешевая растаможка творит чудеса. Здесь очень трудно встретить какую-нибудь старую Audi 100 или что-то в таком роде, к чему мы привыкли в Беларуси. В Батуми в особом почете Mercedes-Benz. Автомобили-такси на 90 процентов – это Prius. Автопарк в большинстве своем представлен японскими праворульными машинами и автомобилями из Америки. Много всякого интересного вроде Mustang и Camaro. Когда я был в Турции, то там все ездят на условных Polo Sedan – скучно.

В Грузии все по-другому, парк достаточно приличный. Судите сами: примерная стоимость Ford Escape 2010 года – 5000 долларов, Ford Mondeo нового поколения – 8000, предыдущего – около 5000 долларов. BMW 5, как у меня, здесь будет стоить максимум 3000 долларов. Белорусу купить здесь автомобиль также не составит труда, но для выезда за границу потребуется уже вид на жительство. При этом за машинами в Грузии следят не все. Скрипящая подвеска, отсутствующий бампер - это нормально.

– С ремонтом или обслуживанием уже приходилось сталкиваться?

– Только в мелочах. Замена масла вместе с работой обошлась примерно в 150 рублей – это с учетом хорошего бельгийского бренда. За замену лобового стекла (взял из Тайваня) заплатил около 100 долларов вместе с работой. Пока что это весь мой опыт. Но о качестве ремонта я наслышан не в самом хорошем ключе. СТО здесь много, но местные работают очень посредственно. Чтобы найти хорошего мастера, нужно искать через знакомых. Здесь все на связях держится.

Из необычного для нас – заправщики на АЗС. Ты им даешь деньги, а они с какой-то своей карточки уже проводят оплату и заливают топливо. Есть системы скидок. Знакомый рассказывал, что распечатал всей семье какие-то штрихкоды, чтобы все накопления шли на одну карту, – и вот так экономят. АИ-95 стоит около 3,43 белорусского рубля.

Зато мойка дешевле. За хорошую ручную мойку я платил 15 лари – это около 13 рублей. В Минске за мойку такого же уровня последний раз отдавал 40 рублей.

"Белорусы видят машины с минскими "номерами" и радостно машут руками"

– Сакральный вопрос: дороги лучше или хуже по сравнению с белорусскими?

– В целом далеко не лучшее покрытие. Местами нормальный асфальт, местами – какой-то мрак. Например, на одной из улиц меняют бордюры уже три месяца. Все бы ничего, но возле них на дороге дыры по 20 сантиметров. Один участок в другой части города я вообще называю "дорогой смерти". Он длиной что-то около 1-2 километров, покрытие – бетонные плиты, которые лежат не плотно друг к другу, а с расстоянием между плитами сантиметров пять. И все это вразнобой. Одна плита выше, вторая ниже, третья вообще пополам сломалась – вот такая дорога.

Актуальная тема в Батуми – брусчатка. Ее много, как я уже говорил, она снижает скорость трафика в городе. Трафик хотят ускорить, поэтому кое-где местами начинают менять брусчатку на асфальт. К чему это приведет с учетом местных особенностей – неизвестно.

– И напоследок: белорусские "номера" в Грузии – это хорошо или плохо? Насколько они привлекают внимание?

– С полицейскими сталкивался лишь один раз, когда они заехали со мной во двор и предложили подышать в "трубочку". В остальном никаких проблем нет. Местные жители, кажется, на машину с белорусскими учетом внимания вообще не обращают. Зато белорусы радуются: увидят на переходе авто с минскими "номерами" и начинают радостно махать руками.