Как я пришел к автоэлектрике

– Еще с детства мне была привита невероятная любовь к технике. Со школьных лет я ходил на всякие кружки по моделированию. Скупал автомобильные журналы и читал их с большим интересом, особенно любил журнал «Тюнинг автомобилей». Один даже сохранился до наших дней. С 14 лет мечтал о своем собственном автомобиле, хоть каком.

«Москвич» отца в то время несколько лет простаивал из-за неисправности двигателя, и я выпросил разрешение делать с ним все, что захочу. Были планы накопить на двигатель, поставить машину на ход, сделать внешний тюнинг и гонять по полю возле дома. Но хотеть и сделать – разные понятия. В итоге «Москвич» был распилен на металл.

В 16 лет я сдал на права и ездил 2 года на мотоцикле. Но мототехника – совсем не мое. Настолько не мое, что в день, когда я сдал на категорию «B», мотоцикл был поставлен в гараж и больше оттуда не выезжал.

Я хотел связать свою жизнь с автомобилями, читал советскую литературу об устройстве автомобиля, благо ее было навалом, т.к. и отец, и дед неровно дышали к технике. Собирался идти учиться на механика по ремонту автомобилей, но тут вмешался папа. Он предложил мне пойти подработать к нему в транспортную организацию, покрутить гайки, чтобы я в полной мере ощутил всю «прелесть» стекающего по локтям моторного масла. Да, приятного в этом действительно было мало. И тут поступило предложение связать свою жизнь не с механикой, а электрикой. Ведь автомобили становились все сложнее по электрической части (хотя как оказывается сейчас, тогда они были совсем не сложными), поэтому без работы я точно не должен был остаться. В итоге пошел учиться в радиотехнический колледж.

Отучился и меня сразу забрали в армию. Потом решил, что нужно получить еще одно образование. Ну как решил... На самом деле настаивали родители, а я согласился – может пригодиться. Пока не пригодилось.

Когда я уже разобрался с образованием и у меня появилось свободное время, которое надо было чем-то занять, я вспомнил про свое давнее желание связать свою жизнь с автомобилями. А так как мне нравится работать еще и с электрикой, чем я буду заниматься, стало понятно сразу.

Как все начиналось

Поначалу купил простенький универсальный сканер. Свою стоимость он отрабатывал на 100%, но мог далеко не все. Позже начались поиски альтернативы. Был приобретен еще один кабель, который способен работать с дилерским софтом. Стало куда лучше. Хотел записаться на курсы автоэлектриков, но быстро пришло понимание, что мне они не подойдут. Базовые знания у меня есть – спасибо колледжу. А большему там не научат, по одной простой причине: невозможно рассказать обо всем. Автомобильная электрика постоянно модернизируется, каждый производитель делает все по-своему, особенно так делали в 90-е. Только к 2005 году большинство производителей пришли к какому-то стандарту, но даже сегодня умудряются придумать что-то нестандартное.

Поэтому начал изучать информацию из всех доступных источников. Очень понравилось обучение, организованное одним из производителей оборудования для ремонта и диагностики автомобилей. Но есть вещи, которые невозможно изучить – они приобретаются с опытом. Например, какие симптомы проявляются при неисправности того или иного узла.

Любимые и нелюбимые бренды

Больше всего мне нравится работать с автомобилями BMW, Mercedes и Renault. У этих марок хорошо работает диагностика, есть довольно много информации для их ремонта (а найти информацию – это уже 50% успеха). Нравится, как сделаны разъемы, проложены провода, хотя тут к Renault бывают вопросы.

Больше всех не нравится работать с Peugeot/Citroen и азиатским автопромом. PSA до сих пор так и не пришли к стандартам реализации автомобильной электроники, хотя с точки зрения механики у них все неплохо. Какая-либо логика отсутствует напрочь. Например, машина попросит вас долить присадку для выхлопной системы, но, чтобы ушла ошибка, может понадобиться прописать замену всей системы. Универсальные приборы при диагностике этих машин часто дают сбои. Работа с помощью дилерского софта приносит боль и моральные страдания.

У «азиатов» диагностика носит формальный характер. Эти машины не зажигают ошибку на приборной панели до последнего. Это к разговорам о «легендарной» надежности. Иногда они перестают запускаться, но все еще считают, что момент зажигания «чека» не настал. Естественно, когда появляется неисправность, ее тяжело найти, ведь часто даже непонятно, в какую сторону копать. Пример: дизельная Toyota при обгоне уходила в «аварию» и едва не глохла. Ошибок не было. А по факту виноват оказался расходомер воздуха. Такое сложно представить на европейских автомобилях.

Дизель или бензин? Вообще бензиновые машины конструктивно проще. Были когда-то… Но мне легче ремонтировать дизели, потому что с ними приходится чаще работать из-за большой распространенности.

В 95% случаев неисправность кроется в какой-то мелочи, но чтобы найти, где эта мелочь прячется, может уйти несколько дней. Поэтому я люблю подходить к делу так: сначала досконально изучить имеющуюся информацию, опыт других людей и уже потом идти все перепроверять. Так в моем понимании проще, а значит эффективнее, пускай и не очень быстро. Например, был случай, когда Opel Vectra С загнали на кузовной ремонт своим ходом, а обратно он выехать уже не смог. По итогу оказалось, что была не защелкнута до конца фишка на электрогидроусилителе руля. Кто-то спросит, какая в этом связь? Все просто: изучение информации показало, что шина передачи данных в «Опеле» идет до блока управления двигателем, проходя попутно через другие блоки, такие как ABS, усилитель руля и т.д. И все это соединено по принципу гирлянды на елке. Выходит из строя один из блоков в сети (или фишка на него не надета), и с остальными блоками теряется связь. Мелочь, а машина не смогла ездить.

Интересные случаи

Какие бывали интересные случаи? Например, VW Passat глох на ходу из-за перегорания предохранителя на ABS. А виноват во всем был датчик давления хладагента. Из-за того, что владелец решал проблемы заменой предохранителя, ему в итоге пришлось заменить весь жгут проводки, которая почти полностью выгорела от того датчика до блока управления двигателем.

Однажды пытался долго выяснить, почему не включается кондиционер на BMW. Через компьютер все запускалось и работало. А через блок климат-контроля – нет. Виновником оказался датчик ABS. Ну и частично блок ABS. Машина не видела скорость, поэтому не давала разрешение на включение кондиционера. Это, кстати, было прописано в технической документации.

Или Citroёn С8, который перестал запускаться. Там все оказалось банально: были перетерты провода в жгуте. Но сам поиск нужной электросхемы растянулся на три дня. С рестайлинговой моделью проблем нет, а вот с дорестайлинговой... Дошло до того, что нашел отсканированное руководство по ремонту этого автомобиля на французском языке и с помощью онлайн-переводчика разбирался, что к чему.

Про удаление «экологии»

Отдельно хотелось бы отметить тему удаления «экологии». Я на не сторонник таких манипуляций, потому что автомобиль должен работать так, как задумали инженеры. Плюс, многие «отшивальщики» либо просто скачивают готовую прошивку, не разбираясь, что к чему, либо затирают маску ошибки. В результате автомобиль продолжает работать неправильно, а найти неисправность становится проблемой, потому что ошибку диагностика не покажет.

Был случай, когда BMW с двумя турбинами имела плохую динамику в диапазоне работы первой турбины. По ошибкам ничего нет, хотя «недодув» этот автомобиль точно умеет определять. По графикам было видно, что вместо наддува происходит разрежение во впускном коллекторе. Ну и виновата во всем оказалась треснувшая вдоль вакуумная трубка, которая шла на клапан управления турбиной. На вопрос, удалял ли владелец «экологию», я получил положительный ответ. При том, что если верить владельцу, перепрошивал автомобиль человек, который занимается ремонтом исключительно BMW. Тут уж, как говорится, делайте выводы сами. Но в случае с Peugeot и Citroёn я все же рекомендую избавляться от этой обузы. Если эта система начала хандрить, то добиться от нее адекватной работы на этих авто очень и очень сложно.

Про ценообразование

Я очень кайфую от работы с автомобилями. А особенный кайф получаешь, когда ты все же находишь и устраняешь неисправность. Это бесценно. Но как определить справедливую цену работы и для тебя, и для клиента? Я так и не смог вычислить успешную формулу.

Можно рассчитывать исходя из затраченных часов на устранение неисправности. Но порой ты ищешь проблему слишком долго из-за недостаточного опыта, или потому что в каком-то месте допустил ошибку, начал проверку не с того. Иногда наоборот решаешь проблему за 5 минут, потому что уже по опыту знаешь, куда лезть. Вот и как оценить эти три дня или пять минут работы? Иногда и вовсе нужно просто поменять предохранитель.

По итогу, когда клиент спрашивает, что сделано, ты ему показываешь, а в ответ видишь недоумение в глазах и вопрос: «Почему так дорого?» На самом деле таких людей немного, не более 10%, но почему-то запоминаются именно они. Раньше, когда только начинал работу, предохранители вообще менял бесплатно. Логика была такова: сегодня ты не заработаешь на какой-то мелочи, а завтра этот человек приведет тебе еще троих клиентов. И эта схема сработала очень хорошо. Поначалу я брался за все, что предложат. А спустя какое-то время уже смог выбирать, что брать в работу, а от чего отказаться.

Про автовладельцев

Общение с людьми – это отдельный разговор. Очень важно выведать как можно больше информации у владельца авто: часто от этого зависит то, как быстро и правильно ты поставишь диагноз. При этом, если машина не запускается, то сразу же зовут автоэлектрика, хотя неисправность может быть и механической. Так однажды меня пригласили разобраться с нестабильной работой двигателя. По словам владельца, двигатель внезапно начал плохо работать. По ошибкам – пропуски зажигания по одной стороне V-образного двигателя. Было проверено все, включая проводку, форсунки, компрессию. В конце концов, я пришел к выводу, что с электрикой все в порядке и вынес вердикт: требуется замена цепей ГРМ. Ответ владельца вогнал в ступор: «Ну да, последний год цепь шумела сильно». Естественно, после замены цепей, двигатель начал работать отлично.

Отдельно хочется отметить тех людей, которые просят сделать диагностику, а потом оказывается, что им нужен был ремонт. Такие моменты нужно уточнять заранее. Потому как диагностика и ремонт – это разные вещи. Если время диагностики можно спрогнозировать, то время ремонта – вообще без шансов.

Конечно, в этой работе бывают косяки и с моей стороны. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. В этом случае устраняю все по гарантии. Самое досадное, когда во время ремонта у авто в силу возраста ломается что-то не по твоей вине. Но владельцу это не объяснишь, машина же была у тебя – и точка. Поэтому такие ситуации тоже приходится устранять якобы по гарантии. Тьфу-тьфу-тьфу, пока что до серьезных конфликтов не доходило, да и вообще конфликтов не было.