Уже который год фраза "явно скромнее предыдущих мероприятий" присутствует в моих репортажах с главной пожарной выставки России. Может, просто мой взгляд на понятие "размах" изменился? Судя по всему, именно так, поскольку объемы материалов не падают, и полноразмерный "разворот" по "Пожарной безопасности - 2007" - лучшее тому подтверждение. Так что не все так грустно! Внимание - новинкам цвета пламени.

Красный мундир для "Валдая"
Свои версии пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-3310 "Валдай" показали торжокская "Пожтехника" и компания "СпецАвтоТехника" из Екатеринбурга.
Подходы к созданию пожарных машин у этих предприятий оказались чуть ли не диаметрально противоположными. Если в Торжке пошли по пути наименьшего сопротивления и максимальной простоты, то в Екатеринбурге приложили максимум усилий, чтобы создать довольно сложную и богато оснащенную машину.
Взять хотя бы кабины. "Пожтехника" оставила совершенно стандартную заводскую полуторную кабину, а "СпецАвтоТехника", используя кузовные панели от цельнометаллической ГАЗели, соорудила не просто полноценную двухрядную кабину, а двухрядную удлиненную. Невооруженным глазом видны и различия в философии кузова.
Но говорить о том, что одна машина лучше, а другая хуже, потому что у одной оборудования больше, а у другой меньше, нельзя. По идеологии эти машины рассчитаны на решение разного круга задач. Потому торжокский "Валдай" и маркируется как АЦ, а пожарный "Валдай" из Екатеринбурга - как АПП.

Торжок "зажигает"
Наконец-то торжокская "Пожтехника" представила свое видение пожарного "камазенка" - челнинского среднетоннажника модели 4308. Напомним: до Торжка это уже сделали ПО "Берег" и "КамАЗинструментСпецМаш". Торжокская разработка конструктивно гораздо проще своих ближайших аналогов. Даже дизайн кузова подчеркнуто утилитарен. Но отнести сей факт к недостаткам нельзя, поскольку именно простые пожарные машины наиболее востребованы рынком.
А вот в области автоцистерн с лестницами "Пожтехника" пошла как раз по пути усложнения конструкции. Если на АЦЛ прошлых лет, смонтированных на шасси внедорожного трехосного КамАЗа, была одинарная кабина, то теперь она двойная. Увеличилась и высота подъема с 17 до 22 м. Объем водобака вырос на 1000 литров. Партию таких усовершенствованных АЦЛ заказало российское Министерство обороны.

Миасс представляет
Самой интересной новинкой миасской "Уралпожтехники" следует признать автомобиль порошкового тушения АП-5000(53215), предназначенный для тушения возгораний порошком "Пирант".
Два других пожарных автомобиля из Миасса являются, по сути, очередными вариациями на вечные темы. Аэродромный пожарный автомобиль на шасси КамАЗ-63501 Миасс первым в России представил еще четыре года назад. В 2007 году в Москву привезли обновленную версию АА-12/60 (63501).

Что касается автоцистерны АЦ-6,0-60(4320), то хоть этот вариант и новый, ничего революционного в машине нет.

Варгаши "скромничают"
Варгашинский завод, всегда отличавшийся массовостью экспозиции, в нынешнем году решил "отделаться" всего лишь двумя экспонатами. Первый - это обновленная версия тяжелой автоцистерны АЦ-5,0-40 (43114)-20ВР на шасси внедорожного КамАЗа. Теперь у машины пожарно-техническое вооружение "выезжает" из отсеков и опускается вниз в специальных "клетях" на пружинах, а пеналы со всасывающими рукавами "откидываются" под углом.
Вторая варгашинская машина удивила своей окраской. Вдоль всей кабины, включая отсек для боевого расчета, нарисовали языки пламени. Все в лучших американских традициях. А сама машина представляет собой 4-кубовую автоцистерну на двухосном шасси КамАЗ-43253, оснащенную довольно внушительным списком пожарно-спасательного оборудования.

Амбициозные дебютанты
Ливенский завод противопожарного машиностроения из Орловской области широко известен в профессиональных пожарных кругах. Ливны - это столица насосостроения России. Несколько лет назад здесь начали выпускать противопожарные прицепы, а нынче "разродились" полноценным пожарным автомобилем, да не простым, а сразу двухмоторным! Так что поздравляем ливенцев с дебютом в качестве производителей пожарных автомобилей.
Ливенская АЦ-4,0-40(433112) оснащена автономным двигателем для привода насоса. В остальном это обычная автоцистерна на шасси классического ЗИЛа.
А вот Мытищинский приборостроительный завод представил далеко не простой автомобиль. Даже в индексе машины "зашито" слово "многоцелевой". АПМ из Мытищ действительно и швец, и жнец, и на дуде игрец. КамАЗ-43118 со спецкузовом может и пожары тушить различными веществами с различной интенсивностью воздействия, и завалы разбирать, и электростанцией передвижной работать, и осветительным постом, и другую пожарную технику, замерзшую в холода, отогревать. Еще эта машина примечательна своим индексом, не знающим аналогов по мудрености. Дословно полное обозначение машины выглядит так: АПМ-3-2/40-0,5/125-50(43118)ПиРоЗ-МПЗ. Каково, а?

Классика не стареет
В нынешнем году ООО "Каланча" из Сергиева Посада доработало прошлогоднюю конструкцию своей "Буханки" для тушения лесных пожаров. Мотопомпа теперь применяется более мощная, а с крыши исчезли пеналы для рукавов, на которые мы сетовали год назад. Всасывающие рукава теперь укладываются полукругом в специальном багажнике на крыше машины, не выступая за габариты.
Ближайший родственник "Буханки" "козлик" в пожарной охране используется главным образом в качестве штабного транспортного средства. "Огнетушащие" "козлики" встречаются крайне редко. На выставке "Пожарная безопасность - 2007" демонстрировался именно "огнетушащий" уазик.
Лесопатрульный автомобиль ЛПА-3 на базе УАЗ-31519 показало ПО "Берег". Создатели машины утверждают, что этот автомобиль "с успехом зарекомендовал себя при обнаружении и ликвидации небольших очагов лесоторфяных пожаров". Вооружение ЛПА-3 - 200-литровый водобак, набор напорных рукавов и переносная мотопомпа производительностью 15 л/с.
Выставка "Пожарная безопасность - 2007" стала местом презентации очередного совместного продукта ЗАО "ВАЗинтерсервис" и НПО "Простор". В нынешнем году партнеры в качестве базы для пожарно-спасательного автомобиля выбрали полуторокабинный пикап ВИС-234612 на агрегатах Нивы. Разработке присвоен индекс АПС-0,1-0,5/30(234612). В комплектацию входит установка пожаротушения тонкораспыленной водой УПТВ, 300-литровый водобак и бак для пенообразователя объемом 30 л.

Шоу Robotica
Автомобиль с надписью "АБР-Робот", разработанный ВНИИПО и изготовленный ПО "Берег", роботом, правда, не является. Робот у него внутри, а сам двухосный КамАЗ со спецкузовом - это транспортер для пожарного аккумуляторного робота малого класса "Кузнечик", который предназначен для работы там, где человек находиться не может ни при каких условиях. Помимо "Кузнечика" АБР-Робот перевозит еще и комплект защитных костюмов для операторов.
Второй робот, также разработанный ВНИИПО, больше напоминает маленький радиоуправляемый танк и называется "Ель-4". Если "Кузнечик" приводится в действие электромотором, то "Ель-4" - 175-сильным дизелем. Управлять им можно дистанционно с расстояния 2,5 км. Снаряженная масса маленького радиоуправляемого танка - 6,8 т. Кроме того, "Ель-4" может взять на борт 2150 кг различных огнетушащих средств.

Лабораторные условия
Одна из заметных тенденций выставки - это демонстрация сразу нескольких специальных автомобилей, созданных российскими компаниями на базе европейских цельнометаллических фургонов.
По сути, каждая из этих машин - это как минимум передвижной офис с соответствующей меблировкой и оборудованием типа ноутбуков, принтеров, копиров, факсов. Во-вторых, каждая из машин - это и центр связи с возможностью подключения как к стационарным, так и к беспроводным сетям. В каждой машине есть звукозаписывающая и "картинкоснимающая" либо фото-, либо видеоаппаратура. Мечта любой редакции!
Но все-таки это автомобили для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, и у каждого из них, несмотря на наличие общих черт, есть своя, более узкая специализация. Ford Transit от НТЦ "Экспертцентр" специализируется на "сопровождении раскрытия и расследования преступлений, связанных с пожарами", Iveco Daily от ООО "Автотрэйдинг-Останкино" - на "обеспечении работы штаба в период пожаротушения".

Европейские "звезды"
Главной "звездой" выставки, безусловно, следует признать пожарный кран Liebherr LTM 1045-3.1, фото которого использовано в качестве "заставки" к статье. "Звездой" его можно считать хотя бы с точки зрения экспрессивности внешнего вида. Грузоподъемность этого... ну, монстром его не назовешь... монстрика составляет 45 тонн, вылет стрелы - 34 метра. Главное назначение пожкрана - это, конечно, разбор завалов, но Liebherr LTM 1045-3.1 можно задействовать и непосредственно в тушении огня. На конце стрелы монтируется лафетный ствол, а комплект пожарных рукавов входит в оснащение спецавтомобиля.
Традиционно ни одна выставка "Пожарная безопасность" не обходится без участия фирмы Iveco Magirus. В нынешнем году немецко-итальянская компания привезла в Москву 55-метровую автолестницу Magirus DLK-55 Vario CS на шасси Iveco Trakker 350 и многофункциональный пожарный автомобиль Magirus Multistar (H)LF 20-16 на шасси Iveco EuroCargo FF150E28.

Вердикт "АБw"
Пробовали ли вы когда-нибудь находиться в двух местах одновременно? Мне пришлось. В какой-то момент выражение "одна нога здесь - другая там" приобрело чуть ли не буквальный смысл. Однако ценой пусть не героических, но все же заметных усилий удалось выкроить время между ежедневными мероприятиями "ИнтерАвто" и "пробежать" вдоль экспозиции выставки достижений пожарного хозяйства. Впредь хотелось бы пожелать организаторам учитывать сроки проведения других параллельных крупных выставок, чтобы "накладок" по возможности не было.
Дмитрий ГЛАДКИЙ, Минск - Москва - Минск.
Фото автора и Дмитрия КИРЮШИНА.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!