До сих пор Минский автозавод, создавая автомобили нового поколения с моторами Евро-6, основную ставку делал на магистральную технику – уже выпускаются или готовятся к серийному производству седельные тягачи МАЗ-5440M9, МАЗ-5440M7, МАЗ-6410M9, МАЗ-6410ХХ. Однако на перспективу в этом семействе (кстати, оно получило индекс 6432) планировалась полноценная линейка техники, включающая в себя самосвалы и шасси с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4 и 8х4. Завод уже изготовил опытные образцы самосвалов МАЗ-6501M7 и МАЗ-6516M9, а также шасси МАЗ-6312M7. В прошлом году была собрана еще одна интересная новинка.

Это самосвал МАЗ-5540M4, который впервые "засветился" на открытии нового совместного учебно-практического центра МАЗ-БНТУ. 

МАЗ-503Б: двигатель – ЯМЗ-236 (180 л.с.); колесная база – 3200 мм; полная масса – 13.950 кг; грузоподъемность 7000 кг; объем кузова – 5,0 куб.м

МАЗ-503А: двигатель – ЯМЗ-236 (180 л.с.); колесная база – 3400 мм; полная масса – 15.250 кг; грузоподъемность 8000 кг; объем кузова – 5,1 куб.м

Новая модель продолжает линию бескапотных самосвалов общего назначения с колесной формулой 4х2, которую заложил еще МАЗ-503Б (1965-1970). За ним последовали более совершенные, но такие же "лобастые" МАЗ-503А (1970-1979) и МАЗ-5549 (1978-1990). 

МАЗ-555102: двигатель – ЯМЗ-236HE2 (230 л.с., Евро-2); колесная база – 3300 мм; полная масса – 18.200 кг; грузоподъемность 10.000 кг; объем кузова – 5,4 куб.м

МАЗ-5551A2: двигатель – ЯМЗ-6563.10 (230 л.с., Евро-3); колесная база – 3300 мм; полная масса – 18.200 кг; грузоподъемность 9800 кг; объем кузова – 8,2 куб.м

Производство самосвалов семейства 6422 (третье поколение) началось в 1987 году с модели МАЗ-5551, которая стала одной из самых массовых в истории Минского автозавода, – счет шел на десятки тысяч. Этот самосвал выпускался в разных модификациях и с разными силовыми агрегатами более 30 лет. И, как мы с удивлением для себя узнали, продолжает выпускаться до сих пор (!), хотя и в ограниченных количествах. Модификация МАЗ-555102 с мотором ЯМЗ-236НЕ2 Евро-2 (производство стартовало в 2002 году) все еще находит покупателей – за 2021 год было отгружено 30 таких самосвалов (причем последний из них нес заводской номер 14.763). А вот появившийся в 2007 году МАЗ-5551A2 с 230-сильным двигателем ЯМЗ-6563.10 Евро-3 конвейер покинул раньше: в 2019 году на заводе собрали последние пять самосвалов – за все время было изготовлено 5113 экземпляров этой модификации…

МАЗ-5550B3: двигатель – ЯМЗ-5361 (270 л.с., Евро-4); колесная база – 3400 мм; полная масса – 20.500 кг; грузоподъемность 12.000 кг; объем кузова – 10,6 куб.м

Самосвалы четвертого поколения (семейство 6430) носят индекс МАЗ-5550. Первые образцы из этого ряда появились в 2008-2010 годах: МАЗ-5550A2 с мотором ЯМЗ экологического стандарта Евро-3, а также МАЗ-555035 с мотором Deutz и МАЗ-5550V3/V5 с моторами MAN уровня Евро-4. Массовое производство началось в 2013 году в преддверии перехода на нормы Евро-4 – с конвейера стали сходить модели МАЗ-5550B2/B3/B5 с двигателями ЯМЗ-536 мощностью 240/270/310 л.с. и рестайлинговыми кабинами (семейство 6431).

МАЗ-555026: двигатель – Weichai Power WP7.300E51 (292 л.с., Евро-5); колесная база – 3600 мм; полная масса – 19.000 кг (полная масса автопоезда – 37.000 кг); грузоподъемность 9900 кг; объем кузова с 3-сторонней разгрузкой – 12,5 куб.м

С 2016 года начался выпуск самосвалов с моторами экологического стандарта Евро-5. Первыми в серию пошли МАЗ-5550C3 и МАЗ-5550C5 с двигателями ЯМЗ-53623 и ЯМЗ-53603 соответственно. С 2018 года с конвейера стали сходить самосвалы с двигателями Weichai Power – МАЗ-555025 (WP7.270E51) и МАЗ-555026 (WP7.300E51).

В том же 2018 году был изготовлен первый самосвал МАЗ-5550S5 с 264-сильным двигателем Weichai Power WP7.270E61, который выполняет нормы экологического стандарта Евро-6. Правда, кабина ему досталась от семейства 6431.

А вот МАЗ-5540M4 не только оснащен двигателем Евро-6, но и получил кабину семейства 6432, то есть является полноценным представителем пятого поколения.

По назначению и массогабаритным характеристикам это прямой продолжатель линейки МАЗ-5550: его технически допустимая общая масса составляет 20.500 кг, грузоподъемность – 11.700 кг; объем платформы – 10,6 куб.м; колесная база – 3600 мм. 

Однако по техническому уровню МАЗ-5540M4 – автомобиль более высокого класса. Новый самосвал укомплектован рядной "шестеркой" Mercedes-Benz ОМ936 мощностью 299 л.с. и роботизированной коробкой передач Mercedes-Benz G140-8 NewAMT. 

На магистральных тягачах МАЗ-5440M7/M9 устанавливается длинная кабина 6432 с высокой крышей

Самосвал МАЗ-6516M9 с колесной формулой 8х4 получил короткую кабину 6432

Особый интерес представляет новая короткая кабина с низкой установкой: во-первых, кабину такого типа в металле мы увидели вообще впервые; во-вторых, она отличается от публиковавшихся ранее рендеров.

Что касается оснащения, то в комплектацию самосвальных кабин семейства 6432 могут включаться, например, такие интересные опции: датчики присутствия водителя и непристегнутого ремня; мультиплексная система управления электрооборудованием Actia; электрические стеклоподъемники и электроуправляемые зеркала заднего вида; центральный замок; мультимедийная система; круиз-контроль.

Почему новейший самосвал отправили экспонатом в учебно-практический центр МАЗ-БНТУ? Не означает ли это, что Минский автозавод отказывается от пятого поколения? Как рассказали Автобизнесу в службе главного конструктора, работы над новым поколением грузовиков МАЗ продолжаются. Конкретно сейчас разрабатывается тягач с кабиной 6432, который будет оснащен двигателем Weichai (возможно, даже "МАЗ-Вейчай") экологического стандарта Евро-5, – новинку планируют представить на одной из ближайших выставок. Очевидно, постепенно и другие модели МАЗ пятого поколения будут адаптироваться под моторы отечественного производства.

Сделано в Беларуси. Двигатель "МАЗ-Вейчай" WP12.430E50, выпущенный 30 марта 2021 года

А самосвал МАЗ-5540M4, оснащенный новейшей кабиной, современной электроникой, двигателем Евро-6 и роботизированной коробкой передач, вне всякого сомнения, послужит отличным учебным пособием для студентов автотракторного факультета БНТУ, которые завтра придут работать на Минский автозавод инженерами.