По данным пресс-службы предприятия, АЗ "Урал" планировал увеличить производство техники в нынешнем году по сравнению с 2021 годом с 8652 до 9421 автомобиля (рост на 9%), продажи – с 8702 до 9401 грузовика. Новым планом предусмотрен выпуск не менее 8400 автомобилей.

В марте завод работал в штатном режиме с загрузкой 33-36 автомобилей в сутки, и пока изменение режима работы не рассматривается. Однако с учетом непростой внешнеэкономической ситуации руководство предприятия приняло решение пересмотреть стратегию производства. Теперь она будет опираться на три главных принципа: сохранение коллектива; стабильный выпуск проверенных временем моделей; реализация инвестиционной программы по импортозамещению.

"Проверенные временем" – это в первую очередь, конечно, относится к классическому "Урал-4320". Как отметил генеральный директор АО "АЗ "Урал" Павел Яковлев, данный автомобиль, "за многие годы эксплуатации отлично зарекомендовавший себя, по-прежнему востребован на рынке и универсален для установки различных надстроек".

Напомним, что производство модели "Урал-4320" с колесной формулой 6х6 началось еще в 1977 году. За 45 лет на конвейере грузовик неоднократно модернизировался и совершенствовался, но базовая конструкция сохранилась. Изначально "Урал-4320" комплектовался 210-сильным атмосферным дизельным двигателем КАМАЗ-740. Но после печально известного пожара на заводе двигателей КАМАЗ в 1993 году и прекращения поставок уральские грузовики стали оснащаться дизелями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода.

Для установки более крупного двигателя ЯМЗ-238 пришлось удлинить моторный отсек. Модификации с ЯМЗ-236 какое-то время выпускались с моторным отсеком исходного размера (их единственное внешнее отличие – размещение воздушного фильтра на правом крыле). Однако с середины 2000-х все грузовики семейства "Урал-4320" стали комплектовать кабинами с удлиненной "мордой" независимо от модели двигателя. В настоящее время автомобили "классического" семейства оснащаются рядными 6-цилиндровыми турбодизелями ЯМЗ-536 (Евро-5) мощностью от 228 до 273 л.с. В линейке – бортовые грузовики (как с колесной формулой 6х6, так и 4х4), седельные тягачи, самосвалы, вахтовые автобусы и шасси.

Кроме "классики", продуктовая линейка автозавода "Урал" сегодня включает семейства полноприводных автомобилей "Урал Next", "Урал-М" и "Урал-6370" с бескапотной кабиной типа "P" (бывшая Iveco), а также дорожное семейство "Урал Next 6х4". Выпускаются газомоторные "Урал CNG" (как с кабинами "Next", так и "P).

В 2019-2021 годах АЗ "Урал" разработал новое семейство дорожных автомобилей с колесной формулой 6х4 и бескапотной кабиной – были представлены самосвалы полной массой 27.500 ("Урал С34520") и 35.000 ("Урал С35510") кг, а также седельный тягач "Урал С35410", рассчитанный на работу в составе автопоезда допустимой полной массой 75.000 кг. Уральцы уже анонсировали скорый запуск новинок в серийное производство, но теперь с этим, видимо, придется повременить…

Вообще, ситуация вызывает ощущение дежавю: автозавод "Урал" уже предпринимал попытку войти на рынок тяжелых дорожных грузовиков – в середине 2000-х годов. Тогда миассцы создали целое семейство автомобилей с лицензионной бескапотной кабиной Iveco образца 1988 года, колесными формулами 4х2, 6х4, 8х4 и полной массой от 18 до 72 тонн (седельные тягачи, самосвалы, бортовые грузовики и шасси). 

В сентябре 2005 года с конвейера сошла первая серийная модель – самосвал "Урал-63685". Это была машина полной массой 33,5 тонны и грузоподъемностью 20 тонн. Самосвал комплектовался 300-сильным турбодизелем ЯМЗ-7601.10 (V-6) и коробкой передач ЯМЗ-239. Автомобиль был с интересом воспринят рынком, а в 2006-м даже занял второе место в конкурсе "Лучший отечественный грузовик года". Однако финансово-экономический кризис 2008-2010 годов в России не дал этому проекту возможности развиться – автозавод вынужден был отказаться от выпуска дорожных машин. И вот опять происходит что-то подобное…

Тем не менее, как уже было отмечено выше, несмотря на всю сложность нынешней ситуации, автозавод "Урал" намерен продолжать реализацию многомиллиардного инвестиционного проекта, предусматривающего создание собственного производства ведущих мостов и передних осей для грузовых автомобилей. Более того, по словам генерального директора Павла Яковлева, работы по проекту будут форсированы. Для этих целей уже получена финансовая государственная поддержка в виде льготного займа Фонда развития промышленности в размере 2 млрд российских рублей. Но с учетом существенного роста валютных курсов планируется получить дофинансирование.

Напомним, АЗ "Урал" уже два года не принадлежит Группе "ГАЗ". В настоящее время это 100-процентный актив "Объединенной машиностроительной группы" (ОМГ), возглавляемой Дмитрием Стрежневым. Сделка по приобретению автозавода была закрыта в начале 2020 года.