Все машины – производства "БКМ Холдинг". Все – с увеличенным автономным ходом. Все – модели 32100D, но… разных поколений.

В Волгоград едут "Сябры"

Волгоград закупил троллейбусы серии SYABAR ("Сябр" – так называемое третье поколение). Аукцион на поставку "рогатых" был объявлен в конце декабря прошлого года, итоги подведены в январе. Победителем тендера стала компания "Автотехкомплект" из города Дзержинска Нижегородской области, которая при начальной цене закупки 1,4 млрд рублей согласилась поставить троллейбусы за 1 млрд 393 млн рублей (таким образом, стоимость одной машины – 24.875 млн рублей).

Фото Александра Василенко / Электротранспорт Волгограда (и не только)

В соответствии с техническим заданием "Белкоммунмаш" начал изготовление троллейбусов, которые могут проезжать без контактной сети не менее 20 км и вмещать 90 пассажиров (число мест для сидения – 25).

Оборудование машин включает системы кондиционирования и отопления, активной пневмоподвески, книлинга, пневматического штангоулавливания, автоматического пожаротушения, видеонаблюдения, бескондукторной оплаты проезда, приборы ГЛОНАСС, речевые информаторы и световые маршрутные указатели, аппарель для маломобильных групп населения.

Фото Елены Брусникиной / Электротранспорт Волгограда (и не только)

С начала апреля в Волгоград из Минска на тралах стали доставлять готовые троллейбусы. Машины постепенно вводили в строй, обкатывали и брендировали. Всего в первой партии оказалось 18 троллейбусов.

Фото Андрея Самсонова / Электротранспорт Волгограда (и не только)

В пятницу, 29 апреля, новые троллейбусы в торжественной обстановке были переданы региональными властями муниципальному предприятию "Метроэлектротранс". Белорусские "Сябры" позволят не только заменить изношенный подвижной состав на новый, комфортабельный общественный транспорт, но и открыть новые маршруты, в том числе, в густонаселенный микрорайон Жилгородок.

По условиям контракта, до 10 мая в Волгоград должны прибыть еще восемь троллейбусов. Затем город получит еще две партии по 15 машин – 4 июля и 8 августа.

Отметим, что заказанные Волгоградом "Сябры" во многом похожи на троллейбусы, которые в прошлом году были поставлены в Минск. В белорусской столице таких 25 штук.

Санкт-Петербург получит "Ольгерды"

Тендер на поставку 97 низкопольных троллейбусов большого класса для питерского ГУП "Горэлектротранс" состоялся в самом конце 2021 года. В нем участвовали две российские компании: Торговый дом "Транс-Альфа" и "Автотехкомплект", представлявшая интересы белорусского производителя. "Автотехкомплект" предложил лучшую цену и выиграл тендер. В конце января был заключен контракт на сумму 3.356.248.500 российских рублей, т.е. средняя цена за один троллейбус составила 34,6 млн российских рублей. Скажете, многовато?

Но, во-первых, это троллейбусы нового поколения из линейки "Ольгерд" (Olgerd). Во-вторых, более высокой цене поспособствовали особые требования, выдвинутые заказчиком.

Фото BKM Holding. Первые серийные "Ольгерды" модели 32100D были поставлены в 2021 году в Болгарию

Начнем с автономного хода, который должен обеспечиваться тяговыми литий-ионными аккумуляторными батареями. В техническом задании указывалось, что с номинальной нагрузкой, включенным гидроусилителем, компрессором, отоплением/кондиционированием при повторно-кратковременном режиме движения троллейбуса, повторяющемся при каждом рейсе на маршруте, автономный ход должен быть не менее 20 км, с возможностью расширения на магистральных участках до 25 км. Причем данные величины пробега на автономном ходу, должны обеспечиваться на протяжении всего гарантийного срока тяговых аккумуляторных батарей (не менее 8 лет или 4 тыс. полных циклов заряда-разряда, или 80 тыс. км в режиме автономного хода, в зависимости от того, какое условие наступит раньше).

Фото BKM Holding

Далее. Срок службы самого троллейбуса должен составлять не менее 20 лет (обычно нормативный срок эксплуатации – это 10-12 лет, значит, как минимум каркас кузова должен быть сделан из нержавейки). Кроме того, заказчик установил, что кузов должен иметь ресурс для проведения модернизации на весь срок службы.

Большое внимание заказчик уделил созданию комфортных и безопасных условий для работы водителей. Предусмотрены травмобезопасная рулевая колонка с регулировкой по высоте и углу наклона и многофункциональное рулевое колесо, с программируемыми органами управления. Троллейбус должен быть оснащен датчиком дождя для автоматического режима стеклоочистителя и датчиком света для автоматического включения освещения салона, наружной световой оптики.

Кресло водителя должно иметь: обивку из ткани; поясничную поддержку; регулируемый электроподогрев; регулировки по высоте, по углу наклона подушки и спинки; продольную регулировку; демпфирующий элемент вертикальных нагрузок с регулировкой по весу водителя; регулируемые откидные подлокотники по углу наклона; регулируемый по высоте и углу наклона подголовник; ремень безопасности; быстрый сброс воздуха для облегчения выхода водителя. 

Должна быть установлена система контроля бодрствования водителя (в случае поступления соответствующего сигнала от нее должно сниматься тяговое усилие, включаться аварийная сигнализация, а при достижении скорости 0 км/ч – остановочный тормоз). Причем должна быть предусмотрена возможность расширения функциональности системы активной помощи водителю и ресурс для ее модернизации.

Фото BKM Holding

Вошли в число заказанных опций также система прямого замера давления в шинах с выводом информации в кабине водителя и автоматическая система обнаружения аварийного повышения температуры или пожара, оповещения и управления средствами пожаротушения в ручном и автоматическом режимах.

Заказчик затребовал установку диагностической системы с контролированием и запоминанием параметров: тока, высоковольтного и низковольтного напряжения, скорости, положения органов управления, состояния дверей, температуры воздуха салона, кабины и ошибок. Вся эта информация должна записываться и храниться не менее 30 суток. При этом работники парка должны иметь к ней оперативный доступ.

На троллейбусах будет установлена и система учета прямой и обратной электрической энергии с возможностью дистанционного обмена данными.

Бортовое навигационно-связное оборудование (БНСО) должно включать в себя роутер-коммутатор, модем и транспортную информационную систему. А еще системы: видеорегистрации и видеонаблюдения; кругового обзора; навигационного оборудования; подсчета пассажиропотока; приоритетного проезда; электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП); радиоинформирования пассажиров с ограниченными возможностями "Говорящий город". Еще одна заказанная опция – система автоматического штангоулавливания. 

Предусмотрены раздельные системы климат-контроля в кабине водителя и пассажирском салоне троллейбуса, с возможностью работать независимо друг от друга и обеспечивать заданные условия в ручном и автоматическом режимах.

Двери пассажирского салона – поворотно-лавирующего типа с электрическим приводом, предусматривающим функцию антизажима с активной кромкой и регулировку зажатия с усилием не более 5 кг. Система адресного открытия – естественно, да.

В общем троллейбусы получат полный набор самого современного оборудования и систем.

Для полноты картины добавим, что в салоне предусмотрено 30 мест для сидения (без учета трех откидных сидений), а общая пассажировместимость составит не менее 80 человек (из расчета 8 чел./кв.м).

Поставки "Ольгердов" в Санкт-Петербург начнутся в мае нынешнего года. Последняя партия должна поступить в июне 2023 года.