Символично, что выпуск юбилейного мотора совпал с празднованием дня рождения Заволжского моторного завода – получился отличный подарок коллективу моторостроителей в честь 64-летия!

Заволжский моторный завод был построен в 1956-59 годах в поселке Заволжье (с 1964 года – город) Горьковской (ныне Нижегородской) области. Первые модели двигателей для ЗМЗ были разработаны на Горьковском автозаводе.

Первенец заволжских моторостроителей – четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-21 для "Волги" ГАЗ-21 – был собран в небольшой комнате литейного цеха 4 ноября 1959. В следующем году началось промышленное производство этого мотора, которое продолжалось вплоть до 1976 года.

В 1960 году для разработки новых двигателей на ЗМЗ был создан отдел главного конструктора.

С начала 1960-х годов ЗМЗ начал поставлять двигатели не только для Горьковского, но также для Ереванского и Ульяновского автозаводов, Павловского, Курганского и Рижского автобусных заводов. Были запущены в производство V-образные 8-цилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-53 для самых массовых советских грузовиков ГАЗ-53А, а также ЗМЗ-66 для легендарного армейского ГАЗ-66. Началось создание нового легкового двигателя ЗМЗ-24 для автомобиля ГАЗ-24 "Волга".

Уже в декабре 1968 года завод выпустил первый миллион 4-цилиндровых двигателей, а в 1975-м – 1.000.000-й двигатель V8.

В 1969 году ЗМЗ передал Ульяновскому моторному заводу техническую документацию на производство двигателей для внедорожников УАЗ.

В 1980-е годы на Заволжском моторном был создан новый 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ-406, а на его основе – целый модельный ряд для автомобилей ГАЗ и УАЗ.

В ноябре 2005 года впервые запущен в производство дизельный двигатель ЗМЗ-5143.

В 1990-2000-е двигатели ЗМЗ устанавливались на всю линейку автомобилей УАЗ, коммерческие "ГАЗели" и "Соболи", легковые "Волги", грузовики ГАЗ и автобусы ПАЗ. Но с введением более высоким экологических стандартов применимость моторов ЗМЗ стала стремительно сокращаться.

При переходе на Евро-5 грузовые автомобили ГАЗ-3309 и ГАЗ-33088 стали комплектоваться только дизельными моторами ЯМЗ и ММЗ. В начале 2022 года Заволжский моторный завод был вынужден прекратить выпуск бензиновых двигателей V8, которыми до последнего комплектовались автобусы семейства ПАЗ-3205.

В настоящее время двигателями ЗМЗ оснащаются только легковые и коммерческие автомобили Ульяновского автозавода.

В конце прошлого года в СМИ получила развитие тема скорого закрытия Заволжского моторного завода по причине нерентабельности и технической отсталости. Но после введения западных санкций у ЗМЗ, похоже, есть шансы продолжить свою работу.