Напомним, что в прошлом году в России было продано 97,9 тыс. коммерческих автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны. Реализация тяжелых грузовиков (полной массой 14-40 тонн) составила 79 тыс. единиц.

Падение на 30-40%, предсказанное Когогиным, означает сокращение рынка на 24-32 тыс. единиц. То есть продажи ожидаются на уровне примерно 47-55 тыс. машин тяжелого класса.

Здесь стоит отметить, что КАМАЗ, МАЗ и АЗ "Урал" совместно реализовали в 2021 году в России, по данным агентства "Автостат", 45,4 тыс. новых грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны. Если же говорить только о тяжелых грузовиках указанных брендов, то их количество будет лишь немногим меньше, так эти три автозавода выпускали в основном как раз автомобили массой более 14 тонн.

Получается, КАМАЗ, МАЗ и АЗ "Урал" смогут как минимум сохранить производство автотехники на прошлогоднем уровне? Ведь из-за западных санкций рынок России покинули или сделают это в ближайшее время все европейские бренды (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo), японские Hino и Isuzu, а также Ford Trucks.

Пока ничего не можем сказать о перспективах МАЗа и АЗ "Урал", но КАМАЗ, по словам Когогина, сильно снижать утвержденный ранее план выпуска грузовиков на 2022 год в штуках не планирует.

Да, возникли большие сложности с производством автомобилей поколений К4 и К5, но Камский автозавод рассчитывает на существенный рост объемов производства машин поколения К3.

"Что касается наших продаж, основная сложность будет с поколениями К4 и К5. В бизнес-плане этого года у нас было 16 тыс. автомобилей К4 и К5 – по 8 тысяч машин каждого поколения. Производство машин К4 мы хотели завершать в этом году, максимум – до середины 2023 года, поэтому ситуация с К4 была для нас не слишком критичной. Но основная история – с поколением К5. В этом году был план выпустить 8 тыс. единиц, в следующем – 14 тыс. И, конечно, в сложившейся ситуации мы потеряли этот объем", – признался генеральный директор ПАО "КАМАЗ".

По словам Когогина, компания не перестала производить грузовики современных поколений, но резко снизила их выпуск и сейчас вырабатывает запасы соответствующих комплектующих. По итогам 2022 года КАМАЗ рассчитывает выпустить порядка 3-5 тыс. грузовых автомобилей поколений К4 и К5 вместо запланированных 16 тыс. 

"Это болезненно для нас, поскольку дорогие машины формировали основной денежный поток", – отметил Сергей Когогин.

Восстановление производства машин поколения К5 является ключевой стратегической задачей для КАМАЗа, и в первом квартале 2023 года планируется начать выпуск флагманской модели на новой компонентной базе, уже без участия иностранных партнеров.

Однако это не позволит обеспечить рост показателей по выручке, поскольку автомобили поколения К5 почти в два раза дороже, чем К3. В результате выручка КАМАЗа по итогам 2022 года снизится из-за сокращения производства наиболее маржинальных современных моделей К4 и К5 в пользу более простых К3, а также падения экспортных поставок.

Так, экспорт грузовиков КАМАЗ в этом году может снизиться на 20% с планируемых 5 тыс. машин.

Несмотря на возникшие проблемы, поставки грузовиков КАМАЗ поколений К4 и К5 продолжаются и Беларусь – такие автомобили присутствуют в портфолио дилеров

"Ориентируемся, что цифра будет между 4 и 5 тыс. Мы не хотим терять в экспорте, для нас это принципиальный вопрос", – заявил Сергей Когогин.

По его словам, клиентскую базу в экспорте КАМАЗ не потерял и продолжает исполнять подписанные ранее контракты. При этом основная проблема – это платежи в условиях санкционных ограничений.

Кроме того, при текущем укреплении рубля конкурентоспособность продукции КАМАЗа на внешних рынках снижается, что, в свою очередь, также влияет на прибыль от экспорта, которая в 2022 году в лучшем случае будет нулевая.

Между тем, как отметил Сергей Когогин, есть ряд рынков, которые будут заняты, если КАМАЗ прекратит на них работу, и потом придется потратить годы на возвращение на них. Поэтому принимаются все меры для продолжения экспорта.

Весной КАМАЗ начал поставки в Беларусь новых среднетоннажников "Компас" – такие грузовики уже появились у одного из белорусских дилеров

А что же будет с запущенным в прошлом году проектом "Компас"? Как отметил Сергей Когогин на конференции официальных дилеров ПАО "КАМАЗ", выход автомобилей этого семейства на рынок РФ можно считать вполне успешным. "Компас-9" и "Компас-12" продаются с начала 2022 года и уже имеют широкую гамму доступных надстроек. Совместно с партнерами – заводами-изготовителями спецтехники выполнен большой объем работ. Сегодня клиентам доступны все наиболее популярные типы техники на базе шасси "Компас-9" и "Компас-12": шторно-бортовые автомобили, бортовые автомобили, бортовые автомобили с КМУ, изотермические фургоны, рефрижераторы, мусоровозы. В конце года эта линейка дополнится новыми моделями.