Напомним, свой первый городской автобус третьего поколения Минский автозавод представил в 2019 году. Это был "проевропейский" МАЗ-303266 с каркасом из нержавеющей стали, люксовыми отделочными материалами и непривычными полуторными сиденьями в салоне, "теплыми" кнопками и системой антизащемления в дверях, стеклянными люками в крыше, USB-портами для зарядки гаджетов на всех рядах сидений, суперсовременным кокпитом водителя с новой приборной панелью, мультифункциональным рулевым колесом и поворотным сиденьем.

Первенец новой линейки был оснащен 299-сильным двигателем Mercedes-Benz OM 936 LA экологического стандарта Евро-6 и суперсовременной (на тот момент) 6-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF Ecolife 1200B.

Годом позже появилась "бюджетная" модификация МАЗ-303065, адаптированная под условия эксплуатации в ЕАЭС – с 285-сильным двигателем Mercedes-Benz OM926LA класса Евро-5 и некоторыми упрощениями в конструкции (зависимая передняя подвеска в базе, стандартные сиденья в салоне и люки в крыше, стальные диски колес и др.).

Фото ОАО "МАЗ"

Весной 2021 года была изготовлена опытно-промышленная партия из 10 автобусов МАЗ-303065 – их распределили по городам Беларуси (четыре в Минск, по одному – в Барановичи, Бобруйск, Витебск, Молодечно, Светлогорск и Слоним).

Но из-за западных санкций модели 303266 и 303065 стали неактуальными – Минский автозавод не может больше закупать моторы Mercedes-Benz, коробки передач и портальные мосты ZF. Это же касается и автобусов МАЗ второго поколения – ушли в историю модели 203015/203115, 203016/203116, 203965/203C65.

МАЗ-203047 на тестах в Казани. Фото Дмитрия Кояша/ fotobus.msk.ru 

Первый антисанкционный автобус второго поколения Минский автозавод представил минувшей весной – МАЗ-203047 с 292-сильным дизельным двигателем WP7.300E51, гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач FС6A145RB, портальным ведущим мостом китайского партнера и передней портальной осью собственного производства. Такие автобусы уже работают в России и Беларуси.

Рендер ОАО "МАЗ"

А сейчас, как рассказали Автобизнесу на Минском автозаводе, к выпуску готовится автобус третьего поколения в антисанкционном исполнении. Это будет городской МАЗ-303047, который получит такую же агрегатную базу.

Рендер ОАО "МАЗ"

Пассажировместимость нового автобуса в зависимости от компоновки салона может составлять от 95 до 101 человека. При этом число мест для сидения – 27, 29 или 31. Судя по приведенной схеме планировки салона, в МАЗ-303047 сидений на низком полу не предусмотрено – все будут устанавливаться на подиумы. Чем обусловлено такое решение, нам не объяснили.

Но для пассажиров куда удобнее была планировка в том же МАЗ-303065 – 14 мест на ровном полу.

Рендер ОАО "МАЗ"

Будет доступен к заказу и пригородный МАЗ-303147. Его главное внешнее отличие – две двустворчатые двери для пассажиров.

Рендер ОАО "МАЗ"

В салоне может быть установлено 32 или 34 кресла. Предусмотрена накопительная площадка с оборудованным местом для инвалидной коляски. Общая пассажировместимость – от 91 до 105 человек в зависимости от компоновки салона и комплектации (например, оснащение климатической установкой умешает пассажировместимость на 5 человек).

Точные сроки выхода первого МАЗ-303047 назвать нам не смогли. Но, скорее всего, модель будет сертифицирована уже в этом году – к автобусам МАЗ третьего поколения есть большой интерес в России. Два автобуса из новой линейки уже работают в Санкт-Петербурге – самый первый МАЗ-303266 и еще один МАЗ-303065 приобрело СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (эксплуатант – филиал " Колпинский автобусный парк"). На подмосковных маршрутах проходит испытания МАЗ-303065 с заводским номером 002 (о нем мы рассказывали ЗДЕСЬ).

Еще один антисанкционный автобус Минский автозавод представил на выставке "Белагро-2022" – "среднеклассник" МАЗ-257S40 в школьном исполнении. Вместо двигателя Cummins он получил 190-сильный WP4.1NQ190Е50, выпуск которого налажен на заводе в индустриальном парке "Великий камень".

Скоро ожидается пригородная версия МАЗ-257040 с таким же мотором. Принципиальное отличие от предшественника – новый задний мост, позволивший увеличить полную массу до 12.500 кг. Теперь 257-й МАЗ может перевозить и стоящих пассажиров, а общая вместимость увеличилась до 48 человек.