От локомотивов и электропоездов к троллейбусам

Да, выпуском троллейбусов решил заняться холдинг "Синара – Транспортные Машины" (СТМ), ведущий в РФ производитель на рынке железнодорожной техники. Компания объединяет производственные площадки по выпуску локомотивов, электропоездов и путевой техники. Теперь СТМ начинает выпуск колесного городского общественного транспорта собственной конструкторской разработки.

Первым в линейке техники был представлен троллейбус "Синара-6254" – его презентация состоялась в ходе Петербургского международного экономического форума.

Новый троллейбус отвечает всем требованиям современности: салон оборудован USB-слотами для зарядки мобильных устройств, системами информирования, откидной аппарелью для маломобильных групп населения, дополнительным освещением, а также климатическими системами, обеспечивающими комфортную температуру и влажность в салоне в зимние и летние периоды.

Одна из отличительных черт троллейбуса – увеличенная на 15% площадь остекления, которая не только дает пассажирам дополнительный обзор, но и придает самой машине особый футуристичный вид, отвечающий мировым трендам дизайна транспортных средств.

Помимо этого, уровень потолка в троллейбусе "Синара" на 80 мм выше, чем у существующих на рынке аналогов. Данный критерий обеспечивает дополнительный объем воздуха внутри салона, создает эффект простора, а также крайне удобен для высоких пассажиров. В салоне установлены анатомические кресла с антивандальным покрытием.

Троллейбус имеет высокую емкость аккумуляторов 93,6 кВт·ч, что позволяет ему проходить до 80 км автономно, без потребления из контактной сети.

Современная система управления электродвигателем обеспечивает максимальную общую энергоэффективность троллейбуса в среднем на 15% выше, чем у аналогов.

Количество посадочных мест в салоне увеличено до 37, расширенные дверные проемы (1400 мм по каркасу) гарантируют комфортную и быструю посадку и высадку пассажиров, включая маломобильные группы населения.

Первый опытный образец транспортного средства был создан на производственных мощностях предприятия "СТМ-Энергорешения", расположенного в Санкт-Петербурге. На той же площадке до конца года планируется произвести установочную партию из 20 троллейбусов. Эти машины будут эксплуатироваться в Челябинске – поставка запланирована в рамках реализации подписанного осенью прошлого года концессионного соглашения по созданию и эксплуатации троллейбусной инфраструктуры в столице Южного Урала.

В дальнейшем серийное производство колесной техники СТМ будет организовано на производственных площадках Челябинского трубопрокатного завода (входит в Трубную металлургическую компанию), где уже сегодня ведутся активные работы по модернизации помещений и подготовке инфраструктуры.

Посмотрим на "аналоги"

Что и говорить, новая "Синара" смотрится весьма эффектно. А вот какие троллейбусы предлагают другие производители.

Фото паблика "Питертранспорт"

АО "Транс-Альфа" из Вологды (ранее Вологодский механический завод и АО "Стройтранс") в рамках III Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, который проходил в Санкт-Петербурге с 19 по 21 мая, представило троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" с обновленным дизайном. 

Фото паблика "Питертранспорт"

Общая пассажировместимость – до 107 человек (но это для простой версии без УАХ), мест для сидения – от 30. Длина кузова – 12.000 мм. Мощность тягового асинхронного электродвигателя – 180 кВт. Автономный ход – 60 км (пассажировместимость для этого варианта производитель не приводит). До конца июня 2023 года завод "Транс-Альфа" должен поставить 166 таких троллейбусов в Санкт-Петербург местному ГУП "Горэлектротранс" (первые машины уже прибыли в городе на Неве). Правда, модель сертифицирована с ведущим портальным мостом и передней портальной осью производства ZF. Успели закупить на всю партию?

Фото Даниила Курашова

ПК "Транспортные системы" с 2020 года выпускает троллейбус 6281 "Адмирал". Производство организовано на площадке Энгельсского завода электрического транспорта, ставшего реинкарнацией обанкротившегося завода "Тролза" (ранее ЗиУ). "Адмирал" создан на базе модели Тролза-5265.02 "Мегаполис", выпускавшейся в 2016-2019 годах. Такие машины эксплуатируются в Иванове, Красноярске, Омске, Пензе, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове и Душанбе.

Фото Даниила Курашова

Длина троллейбуса – 12.375 мм. Количество мест для сидения – 25-30. Пассажировместимость – 96 человек (5 чел/кв.м). Увеличенный автономный ход – до 20 км. Предусмотрена возможность установки электродвигателей разных производителей мощностью от 115 до 180 кВт.

Фото ПАО "КАМАЗ"

Свой первый троллейбус КАМАЗ представил в прошлом году. Модель 62825 (так же как и электробус 6282) изготовлена в кузове автобуса НЕФАЗ-5299-40-52 второго поколения длиной 12.400 мм. Троллейбус оснащается накопителями энергии, позволяющими автономно передвигаться до 20 км. Зарядка батарей (литий-никель-марганец-кобальт) происходит во время движения от контактной сети – за 30 минут до 100% емкости. Система рекуперации энергии при торможении позволяет возвращать часть потраченной энергии для вторичного применения. Мощность асинхронного электродвигателя переменного тока – 180 кВт.

Фото ПАО "КАМАЗ"

В салоне имеется кнопка связи с водителем, система информирования пассажиров, камеры видеонаблюдения и спутниковая навигация, система климат-контроля, USB-разъемы для зарядки телефонов. Общая пассажировместимость – 85 человек, при этом предусмотрено 34 места для сидения. Серийное производство троллейбуса КАМАЗ-62825 планировалось начать в I квартале 2022 года. Но пока никакой информации об этом от производителя не поступало.

Белорусы тоже участвуют

Производство троллейбусов с участием Минского автозавода и "БКМ Холдинга" ("Белкоммунмаш") организовано в Уфе, Нижнем Новгороде и Красноярске. Белорусам такие СП дают возможность реализовать льготы, предоставляемые российским производителям Минпромторгом РФ (в их числе – обеспечение конкурентных преимуществ в конкурсных закупочных процедурах).

Фото АО "УТТЗ"

Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ) после своего возрождения в 2019 году наладил выпуск троллейбусов модели 6241, взяв за основу кузов дорестайлингового автобуса НЕФАЗ-5299, а в 2021 году перешел на выпуск троллейбусов "Горожанин" модели 6241.01, которая была разработана в сотрудничестве с ОАО "МАЗ" на базе кузова второго поколения.

Фото АО "УТТЗ"

"Горожане" могут поставляться как с системой автономного хода (пробег на одной зарядке батарей до 30 км), так и без нее. В варианте с максимальным автономным ходом и кондиционированием кабины водителя и пассажирского салона вместимость троллейбуса составляет 90 человек (при 31 сидячем месте). Мощность тягового асинхронного электродвигателя – 200 кВт. Задний мост – портальный, с двойной передачей ZFAV 133/80. Передняя подвеска зависимая.

"БКМ Холдинг" ("Белкоммунмаш") совместно с российскими партнерами в Нижнем Новгороде и Красноярске организовал производство троллейбусов линейки "Сябр" (третье поколение).

Фото ЦНИИ "Буревестник"

В Нижнем Новгороде сборочное производство действует на площадке ЦНИИ "Буревестник". Здесь по лицензионному договору будут выпускаться троллейбусы моделей 321000 и 32100D.

Фото Александра Черных

В Красноярске партнером "БКМ Холдинга" выступила компания ООО "Белрус". Первый троллейбус 32100D местной сборки был представлен 18 мая.

По внешнему виду и нижегородский, и красноярский троллейбусы полностью соответствует модели 32100D с увеличенным автономным ходом, которую "БКМ Холдинг" в 2021 году поставил в Минск. Такая машина может проезжать 15-20 км на участках без контактной сети, объезжать места ДТП. Подзарядка происходит во время движения. Троллейбусы оснащены климатической установкой, камерами видеонаблюдения, мониторами информационной системы, портами с USB-зарядкой для гаджетов и Wi-Fi. В салоне предусмотрено 25 мест для сидения, общая пассажировместимость – 90 человек.