МТЗ для лесной отрасли

Впрочем, это не просто пожарная машина, а целый лесопожарный комплекс ПЦ-2,0 (Ш-406), в создании которого принимали участие борисовская компания "Пожснаб", Минский тракторный завод и специалисты Лельчицкого лесхоза. Новинка получила высокую оценку специалистов.

Универсальное полноприводное шасси BELARUS Ш-406 (4х4) из семейства дорожных машин – это такой белорусский "Унимог". Его основные преимущества – высокая проходимость, маневренность и универсальность. С набором специального рабочего оборудования это шасси может использоваться для содержания и ремонта автомобильных дорог, а также в коммунальной, лесной и сельскохозяйственной сферах.

Главное предназначение комплекса ПЦ-2,0 (Ш-406) – тушение лесных пожаров различного типа. На шасси установлена специальная кузовная надстройка производства "Пожснаб" с интегрированной в нее цистерной емкостью 2000 или 2500 л. И надстройка, и цистерна изготовлены из усиленного (армированного) стеклопластика, который не подвержен коррозии. 

Пожарный насос – на выбор заказчика (НЦПН, мотопомпа, насос высокого давления с автономным приводом, насос МНВП). Для привода дополнительного оборудования предназначена гидросистема с аксиально-поршневым насосом.

Надстройка оборудована отсеками для пожарно-технического вооружения.

Кабина – 2-местная 2-дверная. Оборудована защитными ограждениями, сетками на окнах, силовой защитой и дугами. Предусмотрена система орошения – по периметру машины установлены форсунки.

Шасси комплектуется 122-сильным дизелем ММЗ Д-245.2S2. Полная масса машины – 10.100 кг. Максимальная скорость – 39 км/ч. Габаритные размеры: длина – 5600 мм, ширина – 2350 мм, высота – 3000 мм. Возможна буксировка прицепа полной массой до 7000 кг.

Но представленная машина умеет не только тушить лесные пожары. В зависимости от типа специального навесного оборудования она может выполнять различные работы по уходу, охране и защите лесных насаждений: производить скашивание растительности, измельчение веток, мульчирование, культивирование, рекультивацию противопожарной минерализованной полосы, очистку дорог от снега и т.д. Таким образом, комплекс ПЦ-2,0 (Ш-406) будет задействован в лесном хозяйстве круглый год.

Навесные устройства для специального оборудования – переднее (плита универсальная DIN 76060) и заднее (НУ-2). Привод – через вал отбора мощности (ВОМ). Масса навешиваемого оборудования на переднюю плиту (на заднюю навеску) – 1200 (1100) кг.

Кроме того, на выставке демонстрируется несколько образцов специальной лесной техники BELARUS. Вот такая погрузочно-транспортная машина (форвардер) МЛПТ-344 с шарнирно-сочлененной рамой и колесной формулой 4К4 предназначена для сбора, погрузки, транспортировки по лесосекам и волокам сортиментов, а также для их разгрузки, сортировки и складирования. Она оснащена 122-сильным мотором ММЗ Д-245.2S2 и после недавней модернизации имеет грузоподъемность 9 тонн. Гидроманипулятор Tajfun Liv L50Т с грузовым моментом 55 кН·м поднимает 620 кг груза на максимальном вылете стрелы 7 м.

Входящий в "МТЗ-Холдинг" Мозырский машиностроительный завод представил свою новинку – лесовозный полуприцеп ПЛ-14 с увеличенной до 14 тонн грузоподъемностью и возможностью установки ступичных гидромоторов на переднюю ось. На этой модели применен гидроманипулятор ГМ-42Т с грузовым моментом 38 кН·м. На максимальном вылете стрелы 6,5 м его допустимая грузоподъемность составляет 370 кг. Полуприцеп может работать в паре с энергетическим модулем МУЛ-1221 на базе 130-сильного трактора BELARUS-1221. Такой тандем предназначен для сбора и вывоза сортиментов из труднопроходимых и заболоченных мест.

В Мозыре будет выпускаться и новая универсальная лесная машина МУЛ-1025, которая предназначена для выполнения работ по лесовозобновлению и уходу за лесосекой после вырубки леса, а также (при использовании навесного и прицепного оборудования) для сбора, погрузки, разгрузки и транспортирования сортиментов, уборки порубочных остатков и др. Базой для новинки послужил 110-сильный трактор BELARUS-1025. Выставочный экземпляр оснащен уборочным лесохозяйственным оборудованием ОУЛ-24 и трелевочным приспособлением ПТ-50.

Что касается совместного белорусско-финского проекта по сборке и локализации харвестеров и форвардеров SAMPO, то он по понятным причинам пока поставлен на паузу. Возможно, это ускорит появление форвардера BELARUS нового поколения. Работы по созданию такой машины в настоящее время ведут специалисты УКЭР-2 МТЗ.

"Амкодор" показал мощные новинки

У холдинга "Амкодор" на выставке одна из самых впечатляющих экспозиций – дивизион "Лесные машины" представил шесть единиц техники. За исключением тягача трелевочного "Амкодор 2243", все остальные машины – новинки, которые либо только запущены в серийное производство, либо готовятся встать на конвейер.

Новая рубильная машина "Амкодор 2904-01" вообще представлена впервые. Это комбинация высокопроизводительного рубильного модуля JENZ HEM 561 DQ (Германия) с 490-сильным автономным двигателем Mercedes-Benz OM 471LA и высокопроходимого шасси форвардера "Амкодор", которое хорошо знакомо потребителям и проверено временем. Машина способна эффективно работать как непосредственно на лесосеке, так и на нижнем складе. Рубильный модуль отличается высокой производительностью (150 куб.м/ч насыпных материалов) и позволяет оперативно перерабатывать скопившиеся на лесосеке лесоматериалы. На выходе получается высококачественная калиброванная щепа. 

Среди других плюсов данного агрегата – управление рубильным модулем из кабины; высокая мобильность шасси позволяет быстро перемещаться между делянками; шины обеспечивают низкое удельное давление с минимальным воздействием на грунт, возможно оснащение тандемного моста гусеницами. Кроме того, шасси "Амкодор" обладает хорошей ремонтопригодностью и высоким коэффициентом технической готовности.

Другая премьера – лесопогрузчик "Амкодор FL70H", созданный на базе универсального погрузчика нового поколения "Амкодор W700C" (его впервые показали на выставке "Минск промышленный", о которой Автобизнес рассказывал на прошлой неделе). Новинка предназначена для погрузки круглых лесоматериалов на складах лесозаготовительных организаций и площадках лесоперерабатывающих предприятий в транспортные средства и в штабеля, а также для разгрузки лесовозного транспорта и разборки штабелей.

Лесопогрузчик "Амкодор FL70H" оснащен 250-сильным российским дизелем ЯМЗ-536 (Stage 3A), а вот автоматическая коробка переключения передач и ведущие мосты нового поколения произведены на заводе "Амкодор-Унимод". Комфортабельная просторная кабина производства "Амкодор-Уникаб" обеспечивает защиту оператора от опрокидывания, от падающих и проникающих предметов. Панель приборов и освещение рабочей зоны также отечественного производства. Локализация данной модели составляет 76%.

Форвардер "Амкодор FF1461" нового поколения уже готов к серийному производству. 6-колесная машина имеет грузоподъемность 14 тонн. На данной модели применены новые комплектующие собственной разработки и изготовления – манипулятор "Амкодор KF10080" с грейферным захватом "Амкодор KG29", тандемный мост серии 30Т и однобалочный мост с высоким передаточным отношением и 100-процентной блокировкой дифференциала. Это позволило увеличить локализацию до 85%.

Харвестер "Амкодор FH3061" с колесной формулой 6х6 – одна из последних новинок холдинга. Эта машина предназначена для валки деревьев диаметром до 63 см, обрезки сучьев и раскряжевки хлыстов на сортименты заранее заданной длины. Новый харвестер обладает высокой производительностью, которая на треть выше, чем у моделей-предшественников.

Все ключевые компоненты – собственного производства. Харвестерная головка – модели "Амкодор НН63". Манипулятор – "Амкодор KH20010" (вылет стрелы у него – 10 м; грузоподъемность на максимальном вылете – 1000 кг).

Новый харвестер (так же как и форвардер "Амкодор FF1461") оснащается 306-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-536 с электронным управлением и гидрообъемной трансмиссией. Ведущие мосты – производства "Амкодор".

Еще одна лесная машина из новой линейки – самоходный мульчер "Амкодор FV20A1" с шарнирно-сочлененной рамой. Он предназначен для обработки почвы при лесовосстановлении, строительстве дорог, содержании территорий под ЛЭП, а также для рекультивации сельскохозяйственных земель.

Базовый орган сменного рабочего оборудования – фреза MIDIFORST dt hyd (Италия). Максимальный диаметр срезаемого дерева – 300 мм. Глубина вспашки – 50 мм. Двигатель – ММЗ Д-260.4S3A (210 л.с.). Трансмиссия – гидрообъемная.

Сортиментовозы от МАЗа

Минский автомобильный завод представил на выставке два сортиментовозных автопоезда в новой премиальной раскраске Roman bronze.

Первый – в составе автомобиля-тягача МАЗ-631228 (6х4) и нового четырехосного прицепа МАЗ-894700 с пневматической подвеской и двускатной ошиновкой. Технически допустимая общая масса автомобиля составляет 35 тонн, грузоподъемность – 22 тонны. Полная масса прицепа – 39 тонн, грузоподъемность – 33 тонны.

Второй автопоезд – в составе полноприводного автомобиля-тягача МАЗ-630228 (6х6) с гидроманипулятором российского производства VM10L86 и трехосного прицепа МАЗ-893701 с рессорной подвеской и двухскатной ошиновкой. Технически допустимая общая масса автомобиля составляет 34 тонны, грузоподъемность – 19,7 тонны. Полная масса прицепа – 36 тонн, грузоподъемность – 30 тонн.

Оба автомобиля оснащены двигателями WP12 430Е50 мощностью 430 л.с. и 12-ступенчатами механическими коробками передач 12JSDX240TA.

Представили автозавода рассказали Автобизнесу, что МАЗ в 2021 году поставил 78 единиц техники в адрес организаций, подведомственных Министерству лесного хозяйства Беларуси. А за 8 месяцев нынешнего года в лесхозы страны отгружено 35 автомобилей-сортиментовозов и прицепов.

Сортиментовозы на шасси МАЗ

Шасси МАЗ для изготовления сортиментовозов использует также целый ряд специализированных белорусских компаний.

Так, ООО "КФ-АВТО" представило на выставке сортиментовоз на базе шасси МАЗ-631228, оборудованный собственной надстройкой и КМУ итальянского производителя IcarBazzoli модели 120.L98, грузоподъемность которого на максимальном вылете стрелы 9 м составляет 1180 кг. Грузовой момент манипулятора – 122 кН·м.

На таком же шасси МАЗ-631228 компания "БазКран сервис" из Жодино изготовила сортиментовоз, оборудованный надстройкой и гидроманипулятором собственного производства модели BAZ-105. Грузовой момент манипулятора – 98 кН·м. Грузоподъемность на вылете 3 м составляет 3250 кг, на вылете 10,5 м – 900 кг. 

Компания "Аксиом-групп" выставила автомобиль-сортиментовоз AGW64M, созданный на полноприводном шасси МАЗ-6317F9 (6х6) с 420-сильным мотором ЯМЗ-6587. Надстройка – производства ОАО "МАЗ". Манипулятор – итальянский Marchesi M10RS01.87 с грузовым моментом 101 кН·м. Максимальный вылет стрелы – 8,7 м. Грузоподъемность на вылете 8 м – 1210 кг. Технически допустимая масса автомобиля – 28.500 кг. Грузоподъемность – 11.500 кг.

Компания "СпецТракСервис" показала сортиментовоз на шасси МАЗ 631228 с гидроманипулятором TajFun Liv 120K96 и облегченной алюминиевой надстройкой STS-Forest. Манипулятор имеет грузовой момент 107 кН·м. Его грузоподъемность на максимальном вылете стрелы (9530 мм) составляет 1000 кг. Допустимая полная масса автомобиля – 33.500 кг, максимальная грузоподъемность – 18.800 кг.

В дополнение к автомобилю-тягачу "СпецТракСервис" предлагает сортиментовозный прицеп модели ATF 036 с надстройкой STS-Forest и осями турецкой компании Osman Koc. Полная масса прицепа составляет 36.000 кг, грузоподъемность – 30000 кг.

Немного экзотики

Единственный сортиментовоз на выставке с импортным шасси – AGW4MM, построенный компанией "Аксиом-групп" на базе Mercedes-Benz Actros 5 L FHS с колесной формулой 6х4. Автомобиль оснащен 510-сильным двигателем Mercedes-Benz OM471 и имеет подключаемый передний привод. Полная масса – 28.000 кг.

Сортиментовозное оборудование – производства "Аксиом-групп". Гидроманипулятор – шведский Cranab TZ 12.2 (9.3). Он имеет такие характеристики: грузовой момент - 102,8 кН·м; максимальный вылет стрелы - 9,3 м; грузоподъемность на максимальном вылете – 1100 кг.

Еще один экзотический экспонат от "Аксиом-групп" – навесной измельчитель пней (мульчер) Ellettari T200 с буром диаметром 1100 мм, смонтированный на ретротракторе Lamborghini 1256DT. Такие трактора выпускались в 1978-1984 годах и оснащались 125-сильными 6-цилиндровыми дизельными моторами.

Компания "Аммак-Бел" представила на выставке вот такой самоходный мульчер Prinoth модели Raptor300 немецкого производства. Аппарат легко справляется с корчеванием, удалением растительности возле трубопроводов и линий электропередач, прокладкой пожарных просек, рекультивацией земли в лесных хозяйствах. Гусеничная машина оснащена 275-сильным двигателем Caterpillar. Вес с мульчером – 14.850 кг. Максимальная скорость – 7,5 км/ч.

На вид игрушечные – на деле профессиональные

Сразу две белорусские компании представили себя на выставке в качестве производителей харвестеров и форвардеров малого класса для ухода за молодыми лесами – "Аксиом-групп" и "КФ-АВТО".

"Аксиом-групп", изучив финский опыт, разработала собственные машины для первых рубок прореживания линейки LOGBULLET – харвестер AGH3 и форвардер AGF3 с колесной формулой 8х8, шарнирно-сочлененной рамой и гидростатической трансмиссией. Обе машины имеют эксплуатационную массу 3000 кг и схожие габариты: длина в транспортном положении – 5500 мм у форвардера, 5800 мм у харвестера; ширина – 1700 мм; высота – 2250 мм. Харвестер AGH3 прореживает лес (деревья диаметром от 20 до 250 мм) и распиливает стволы в размер, удаляя ветки. Форвардер AGF3 вывозит готовый сортимент длиной до 3,6 м. Его грузоподъемность – 2500 кг.

Рамы, ходовая и кабины – белорусского производства. Все остальное будет закупаться по импорту: гидравлика; параллельный лесной кран MOVI P25 с низкой колонной и харвестерной головой Jobo St50; манипулятор FARMA C4.2 G2 c грейфером; 44-сильные дизельные двигатели Kubota V1505-T.

Компания "КФ-АВТО" за основу взяла модели финской компании Usewood. К выпуску планируются форвардер Usewood-Bel Combi Master эксплуатационной массой 2750 кг и харвестер Usewood-Bel Combi Master эксплуатационной массой 2230 кг. Эти машины еще уже – ширина всего 1528 мм. Двигатель – дизель Kubota V1505-T мощностью 44 л.с.