«Большая семерка» прекратила поставки тягачей в Беларусь. МАЗ и КАМАЗ оказались не в состоянии полностью компенсировать эти потери – им самим пришлось перестраиваться на ходу. В результате к нам стали активно заходить китайские бренды.

На последней полноценной выставке БАМАП в 2019 году (вы же помните, потом все заморозил COVID) демонстрировались «магистральники» DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo. Дебютировал в Беларуси турецкий Ford F-Max. Минский автозавод выставил тягач пятого поколения МАЗ-5440M9 с двигателем Mercedes-Benz Евро-6. Камский автозавод обещал представить новейший КАМАЗ-54901, но вместо него прибыл региональный тягач КАМАЗ-65209 поколения К4 с колесной формулой 6х2-2. И ни одного грузовика из Поднебесной на той выставке в Минске не было.

Прошло четыре года, и на выставке БАМАП-2023 уже доминируют китайские бренды. Foton, HOWO, JAC Motors, SHACMAN, SITRAK – вот она, новая эра белорусского дальнобоя…

Новый флагман МАЗа

Минский автозавод представил на выставке свою новую топовую модель из санкционно устойчивой линейки – магистральный тягач МАЗ-54402L. Автомобиль оснащен 453-сильным двигателем и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач «МАЗ-Фаст».

Как рассказал представитель автозавода, двигатель на эту модель теперь будет устанавливаться новый, причем… отечественного производителя! Удивлены? Мы тоже. Но! На МАЗе сегодня не готовы назвать ни марку двигателя, ни его модель: «Вопрос в настоящее время решается». Возможно, через неделю-две все будет официально объявлено. Но это будет уже чисто белорусский (не лицензионный, не совместной сборки) двигатель. Кстати, и коробка передач тоже будет отечественного производства. Вот такие «сюрпризы» готовит Минский автозавод.

В кабине в глаза сразу бросается новое рулевое колесо меньшего размера – уже почти настоящий «мультируль». Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона. В остальном – вполне себе привычный интерьер. Знакомая приборная панель. Сиденья водителя и пассажира на пневмоподвеске, с подголовниками и подлокотниками. Два спальных места размером 700х2020 мм.

Дополнительное оборудование основной комплектации на МАЗ-54402L включает в себя: АБС, ПБС, ППЗУ, круиз-контроль, электропакет, независимый жидкостный подогреватель двигателя, противосолнечный козырек, противотуманные фары, тахограф цифровой, шторку ветрового стекла с ручным управлением, магнитолу. За дополнительную оплату можно заказать кондиционер, независимый воздушный отопитель кабины, циклон очистки воздуха, брызгозащиту, холодильник, систему мониторинга.

На полу – аккуратный селектор «робота». Коробка передач на выставочном образце – модели F12JZ22.

Колесная база у МАЗ-54402L увеличена с 3600 до 3800 мм. Это позволяет установить два топливных бака общей емкостью 1200 л (800+400 л). Передняя подвеска – рессорная малолистовая, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – пневматическая. Тормоза – дисковые, ведущий мост – гипоидный собственного производства. Допустимая масса тягача – 18.900 кг. Нагрузка на ССУ – 10.300 кг. Высота ССУ – 1150 мм.

Рядом с тягачом – санкционно устойчивая версия трехосного полуприцепа МАЗ-975830 с осями турецкого производства на пневмоподвеске. Его снаряженная масса составляет 6800 кг, грузоподъемность – 32.200 кг. Площадь платформы – 33,8 кв.м, объем – 89,6 куб.м. Длина – 13.700 мм, высота – 4000 мм.

На сегодня в комплектации с кондиционером и независимым воздушным отопителем кабины такой тягач стоит 240 тыс. белорусских рублей с НДС (примерно $82.000 по курсу Нацбанка), полуприцеп – 130 тысяч (примерно $44.000).

Оба выставочных экспоната уже были проданы постоянному клиенту – белорусскому УП «НАФТАН-СПЕЦТРАНС». В пятницу прямо на выставке состоялась торжественная передача автопоезда. В ближайшее время МАЗ поставит этому заказчику еще две такие «сцепки».

КАМАЗ К5 вернулся обновленным

Камский автозавод начал продавать тягачи нового семейства 54901 еще весной 2021 года. Но введение санкций против предприятия в прошлом году поставило под вопрос перспективы поколения К5 – слишком много в этих автомобилях было западных комплектующих. Тем не менее челнинцы совершили невероятное: менее чем за год они практически полностью импортозаместили семейство К5, частично локализовав производство комплектующих в России и Беларуси, частично организовав поставки из дружественных стран.

В феврале в Набережных Челнах стартовал выпуск обновленного тягача КАМАЗ-54901. А уже в апреле первые санкционно устойчивые «магистральники» К5 появились в Беларуси. На выставке БАМАП-2023 по одному автомобилю представил каждый дилер – компании «Парад-Авто» и ОДО «ВТК КАМАЗавто».

Что изменилось? На обновленных КАМАЗ-54901 установлена автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач Fast Gear F12JZ24DD, передние мосты КАМАЗ или Hande, ведущие мосты Hande HDZ, однодисковое диафрагменное сцепление Fast Gear с гидравлическим приводом и пневмоусилителем, топливная аппаратура – российских и китайских производителей.

Двигатель серии КАМАЗ-910 изначально выпускался в Набережных Челнах, но после введения санкций определенную часть комплектующих по нему также пришлось локализовывать в России. Справились. Сообщалось, что в процессе локализации двигатель модернизировали, увеличив до 13 литров рабочий объем, а также повысив мощность и топливную экономичность. Однако в Беларусь пока поступают тягачи с 12-литровыми моторами КАМАЗ-910.12-450, мощность которых составляет 450 л.с., а максимальный крутящий момент – 2060 Н·м.

В кабине каких-либо изменений в сторону упрощения и удешевления незаметно – такие же комфортабельные сиденья на пневмоподвеске (правда, в базовой комплектации – только водительское), такой же приятный на вид и на ощупь пластик приборной панели, добротные спальные места.

Абсолютно ровный пол. «Мультируль», на который вынесено управление мультимедийной системой, круиз-контролем, бортовым компьютером, навигацией и телефоном. Подрулевой переключатель коробки передач. Все это создает по-настоящему комфортные условия на рабочем месте водителя и облегчает управление автомобилем.

В комплектацию входят: датчик нагрузки на заднюю ось; кондиционер; автономный отопитель кабины; мультимедийная система (БИС); электрический подъем кабины; круиз-контроль.

Задняя подвеска – пневматическая, с электронной системой управления ECAS. Тормоза – дисковые передние и задние. Привод – электропневматический (EBS), с системой курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочной системой (ASR).

Тягач КАМАЗ-54901 по-прежнему рассчитан на полную массу 19.500 кг. При этом его снаряженная масса несколько возросла – с 9070 до 9150 кг, а нагрузка на седельно-сцепное устройство уменьшилась с 10.430 до 10.350 кг. Полная масса буксируемого полуприцепа – 34.850 кг. Максимальная скорость в составе автопоезда полной массой 44.000 кг – не менее 90 км/ч. Тягач оснащен двумя топливными баками общим объемом 1400 л (800+600 л).

Цена – от 9,5 млн российских рублей в зависимости от комплектации с учетом НДС и утилизационного сбора. В белорусских рублях – это порядка 348 тыс. (рассчитывается по курсу Нацбанка РБ). В долларах – примерно 120 тысяч. Не мало, но ведь это премиум-класс.

Одну-две машины можно купить прямо сегодня (есть на складе в Беларуси). Но если нужна партия от трех тягачей, срок ожидания может составить до 2 месяцев.

Вместо MAN – SITRAK

Компания «Белтракэндбас» – бывший официальный дилер MAN, а ныне официальный дистрибьютор в Республике Беларусь китайской Sinotruk International (входит в госкорпорацию CNHTC) – представила на выставке два магистральных тягача SITRAK C7H 4х2.

Эта модель в нынешнем году хит продаж в России. За первые четыре месяца регистрации таких тягачей, по данным «АСМ-холдинга», составили 4271 единицу – это безоговорочное лидерство, ведь результаты ближайших конкурентов FAW J6 (6х4) и КАМАЗ-43118 (6х6) – 2663 и 2492 автомобиля соответственно. Бренд SITRAK вышел на второе место по продажам грузовиков в России (6140 единиц за январь – апрель) и уступает только КАМАЗу (9874 авто за тот же период).

В Беларуси тягачи SITRAK C7H 4х2 продаются с прошлого года – первая машина была отгружена в августе. С тех пор «Белтракэндбас» реализовала уже более 200 тягачей этой модели. В портфеле компании – заказы еще более чем на 200 машин.

Можно сказать, что SITRAK C7H 4х2 – это локализованная в Китае на основе лицензионных технологий концерна MAN и адаптированная под современные требования модель TGA (производилась в Германии в 2000-2011 годах). По лицензии MAN выпускается мощный, но экономичный 6-цилиндровый рядный двигатель SINOTRUK MC13.48-50 (аналог D26 – 480 л.с.; 2300 Н·м; Евро-5). Его заявленный ресурс – более 2 млн км. Коробка передач – роботизированная 12-ступенчатая ZF TRAXON. Ведущие мосты изготовлены по технологии MAN с подшипниками SKF. Ретардер – ZF. На тягачах C7H применены высококачественные комплектующие от ведущих мировых производителей: электронная тормозная система EBS/ESC – Wabco; топливная система – Bosch; турбонагнетатель – Holset; фильтры – Hengst. Но понятно, что все эти комплектующие – продукция совместных предприятий, созданных в Китае.

Прочная и долговечная кабина C7H-G, изготовленная по лицензии MAN, имеет высокопрочный силовой каркас безопасности с энергопоглощающими деформируемыми элементами, что обеспечивает высокий уровень пассивной безопасности. Кроме того, она доработана под наши условия в плане термо- и шумоизоляции.

Кабина имеет пневмоподвеску с амортизаторами. Ее внутренние размеры: ширина – 2440 мм, длина – 2280 мм, высота – 1905 мм. Сиденья водителя и пассажира – на пневмоподвеске. Спальных места два. Панель приборов – Continental TFT. Сенсорный экран – 6,2 дюйма. Рулевое колесо – многофункциональное. Предусмотрены центральный замок, кондиционер, климат-контроль, автономный отопитель мощностью 4 кВт, электрический люк на крыше, солнцезащитные шторки ветрового стекла, цифровой тахограф DTCO 1381, USB, камеры обзора (задняя, передняя и боковые), магнитола MP5, холодильник.

В стандартную комплектацию также входят: аэродинамический пакет (включая спойлер на крыше и боковые обтекатели кабины); автоматический датчик света; светодиодные фары дальнего и ближнего света, дневные ходовые огни и габаритные фонари; солнцезащитный козырек; электрический насос подъема кабины.

Полная масса тягача – 18 тонн. Подвеска передняя – параболические рессоры (допустимая нагрузка 7 тонн). Подвеска задняя – пневматическая (13 тонн). Предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости. Топливные баки – комбинированные алюминиевые, емкостью 860 л и 560 л.

Тягач в такой комплектации (это стандарт) стоит 740.440 юаней. На сегодняшний день это эквивалентно примерно $106.000 с учетом НДС. В белорусских рублях – около 265 тыс. по курсу Нацбанка. Цветовое исполнение автомобиля на цену никак не влияет, а палитра – порядка 40 цветов.

Что касается сервисного обслуживания, то в Беларуси сегодня уже работает четыре полноценные станции: в Минске (самая крупная, с большим складом запчастей), Гомеле, Гродно и Бресте. С запчастями проблем в настоящее время нет. А вообще у бренда SITRAK уже более 100 сервисов в Казахстане, России и Узбекистане.

На складе автомобилей в настоящее время нет. Если вы готовы законтрактоваться сегодня, то машина будет поставлена к июлю. Однако со сроками все постоянно меняется. Были случаи, когда клиентам приходилось ждать в очереди 5-6 месяцев.

«Белтракэндбас» представила на выставке также шасси HOWO T5G 4X2 полной массой 18 тонн (бренд HOWO тоже относится к концерну SINOTRUK). Двигатель MC28-50 мощностью 280 л.с. здесь также лицензионный (аналог MAN D08). Но ведущий мост, роботизированная коробка передач и другие комплектующие уже китайской разработки.

Кабина TX-F изготовлена по документации MAN. В ней предусмотрено одно спальное место. Сиденье водителя – с подлокотниками и пневматической амортизацией. Рулевое колесо – регулируемое по высоте и наклону.

В стандартную комплектацию включены: круиз-контроль, радиоприемник с цветным дисплеем; функция воспроизведения музыки с USB-накопителя; система громкой связи через Bluetooth; четыре камеры (заднего и переднего вида, две боковые); центральный замок; электростеклоподъемники в дверях водителя и пассажира; зеркала заднего вида с электрорегулировкой; кондиционер; автономный воздушный отопитель; солнцезащитный козырек; противотуманные фары; дневные ходовые огни.

Такой HOWO T5G стоит 582.540 юаней (это примерно $85.000 с НДС, но это без учета утильсбора, так как это шасси). У «Белтракэндбас» уже есть клиент, который заказал 11 таких машин.

SHACMAN как SHACMAN

Магистральный тягач SHACMAN Х6000.480 (заводской индекс SX4188YY38), который на выставку привезла компания «КитБизнесАвто» из Бобруйска, не является аналогом чего-либо старого европейского. Это совместная разработка с немецким концерном MAN – флагман и самый передовой автомобиль китайской корпорации Shaanxi. Соответственно и цена на него впечатляющая – $126.000 по курсу с учетом НДС и утильсбора.

Тягач оснащен 480-сильным дизельным двигателем Weichai WP13.480E501 (рядная «шестерка» рабочим объемом 12,540 л; турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха; 2400 Н·м; Евро-5) и автоматической 12-ступенчатой коробкой передач ZF 12TX2421TD с ретардером и тремя режимами работы («Экономный», «Стандартный», «Мощный»).

Передние и задние опоры кабины – на пневматической подвеске. Установлен комплект спойлеров – с направляющими на крыше и боковые. Имеется электрический подъемник кабины.

Доступ в кабину бесключевой. Сиденье водителя – с подогревом, на пневмоподвеске, с 13 режимами регулировки. Пассажирское сиденье – складное, с двумя подлокотниками. Оборудовано два спальных места с LED-подсветкой. Сделана стандартная теплоизоляция кабины для России («северный вариант»). Установлен автономный отопитель салона (сухой фен) Eberspaecher 4 кВт. Зеркала – с подогревом и электрорегулировкой.

Комфорт на рабочем месте водителя обеспечивают: мультируль; двойной климат-контроль; активный круиз-контроль; электронный дисплей, панель приборов с мягкой отделкой; автомагнитола с сенсорным управлением и Bluetooth, USB и SIM; кнопка Старт/Стоп. Люк в крыше – с электроприводом. В базовое оснащение входит встроенный холодильник на 20 литров.

Интеллектуальные системы: система предупреждения о возможном столкновении, адаптивный круиз-контроль, система активного удержания в полосе, система контроля усталости водителя. Также в базовую комплектацию включены система контроля давления в шинах, датчики дождя и света, камеры кругового обзора. И это еще далеко не полный перечень всех опций.

Рядом с премиальным «магистральником» SHACMAN Х6000 на выставке демонстрировался и уже продававшийся ранее в Беларуси самосвал SHACMAN Х3000 (SX33186W366C) с колесной формулой 8х4 и самосвальной платформой 35 куб.м.

Этот «монстр» комплектуется 440-сильным двигателем Сummins ISM11E5440 (Евро-5) с ретардером FHB400 и усиленной 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 12JS200TA. Грузоподъемность – 28 тонн при разрешенной полной массе 47 тонн (технически допустимая – 48 тонн). Кузов – CIMC. Толщина днища – 10 мм, толщина бортов – 6 мм. Подогрев от выхлопных газов – дно и борта кузова.

Кабина Х3000 – хорошо узнаваемая лицензионная MAN. В стандартное оснащение входят: мультируль, кондиционер, электростеклоподъемники, электроподогрев зеркал, центральный замок, круиз-контроль. Стоит самосвал тоже прилично – $117.000 по курсу.

JAC K7 – это как старый добрый DAF XF105: просто и надежно

Еще одна премьера на БАМАП-2023 – магистральный тягач JAC K7, который в Беларуси будет продавать компания «Трансконсалт Сервис», ранее бывшая официальным дистрибьютором таких марок, как DAF и Ford Trucks.

JAC K7 – это мощный седельный тягач, который производится компанией JAC Motors в Китае. Он имеет современный дизайн, высокую производительность и надежность. JAC K7 оснащен 490-сильным двигателем Cummins ISGe5-490 (Евро-5) с ретардером и роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF 12TX2621TD.

Кабина оборудована всем необходимым для комфортной работы водителя. Водительское сиденье – на пневмоподвеске. Мультируль. В стандартную комплектацию входят: круиз-контроль, оповещение о повышенном сопротивлении впуска, центральный замок, полный электропакет, кондиционер, холодильник, сухой и мокрый обогреватели кабины, солнцезащитный козырек и шторка. Опрокидывание кабины электрическое.

Тормоза дисковые, предусмотрена индикация износа тормозных колодок. Установлены электронная тормозная система EBS и электронный контроль устойчивости ESC, система предупреждения об экстренном торможении ESS.

Снаряженная масса тягача – 7493 кг, полная – 18.000 кг. Максимальная допустимая масса автопоезда – 43.000 кг. Передняя подвеска – 2-листовая рессорная, задняя – пневматическая. Колесная база – 3900 мм. Высота ССУ – 1200 мм. Общий объем алюминиевых топливных баков составляет 1200 л (800+400 л). Максимальная скорость – 120 км/ч. «Экономичная» скорость – 70-90 км/ч.

«Магистральник» JAC K7 не оснащен какими-либо новомодными интеллектуальными системами, но это делает его весьма привлекательным с точки зрения стоимости. Его цена – $99.000.

Foton Auman – гены Daimler

Еще один новый игрок на белорусском рынке магистральной техники – тягач Foton Auman EST A. Это продукт совместного китайско-немецкого предприятия Beijing Foton Daimler Automotive Co., Ltd. (BFDA).

Мировая премьера этой модели состоялась на международном автосалоне IAA-2016 в Ганновере. Российская премьера прошла в сентябре 2017-го на международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS’2017. С тех пор тягач прошел несколько рестайлингов. В Беларуси продавать Foton Auman будет компания «КФ-АВТО».

В конструкции Foton Auman использованы высококачественные узлы и автокомпоненты известных производителей. Дизельный двигатель – Cummins ISG12E5 460 (рядная «шестерка» рабочим объемом 11,8 л) произведен на заводе Foton-Cummins в Пекине. Адаптивная автоматическая трансмиссия нового поколения ZF TraXon (ZF 12TX2420TD) с программным обеспечением на базе PreVision GPS обеспечивает возможность превентивного переключения передач.

Кабина оснащена 4-точечной пневматической подвеской, имеет большое внутреннее пространство и удобный интерьер. Спальных мест два. Толщина слоя шумоизоляционного материала 2 см обеспечивает максимальную защиту от внешних звуковых раздражителей.

Водительское сиденье – на пневмоподвеске с подогревом, пассажирское – складное с откидной спинкой. В стандартное оснащение входят: круиз-контроль, центральный замок, полный электропакет, обогрев боковых зеркал, монохромный дисплей TFT, радио FM/AM/USB, акустическая система (4 динамика), прикуриватель, кондиционер, холодильник, воздушный отопитель, пневматический звуковой сигнал, сигнал о непристегнутых ремнях, наружная антенна, люк в крыше с электроприводом, заднее окно. Опрокидывание кабины – с ручным и электрическим приводом.

Представленный на выставке экземпляр уже продан заказчику. В июле ожидается поступление первой партии из 10 машин. Цена на них уже зафиксирована – $94.800.

Тягачи в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!