Минский автозавод, выпускавший целую линейку междугородных и туристических автобусов, после ухода из-за санкций Mercedes-Benz, ZF и Allison так и не представил модификации с альтернативными силовыми агрегатами, хотя для моделей МАЗ-231 и МАЗ-232 такие вроде бы были предусмотрены. МАЗ-251 снят с производства – ему на смену должна прийти модель третьего поколения, но ее премьера все откладывается.

Компания «КМ ГРУП» из Борисова, занимающаяся продажей и обслуживанием в Беларуси автобусов производства Группы ГАЗ (торговые бренды ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ), предложить в настоящее время в этом сегменте может только КАВЗ-4238 (ЛИАЗ прекратил выпуск моделей "Вояж" и "Круиз").

Про НЕФАЗ и «Волгабас» и говорить не стоит – для Беларуси это вообще экзотика. Западные же бренды стали просто недоступны…

Но свято место пусто не бывает, и на рынке Беларуси начинают потихоньку осваиваться производители из Поднебесной.

Например, компания "КитБизнесАвто" из Бобруйска уже продает, причем не первый год, современные междугородные и туристические автобусы из Китая. Начиналось все с бренда Yutong. В настоящее время "КитБизнесАвто" – официальный дилер Zhongtong и Higer.

Zhongtong LCK6127H ComPass. Фото ФК «Гомель»

Только с начала нынешнего года автобусы Zhongtong LCK6127H ComPass приобрели футбольные клубы «Динамо-Минск» и «Гомель», туристическая фирма «АнитаВу» из Минска и ОАО «Пинский автобусный парк».

Новенький Higer KLQ6128LQ в ОАО «Автобусный парк г. Барановичи». Фото телеграм-канала «Автобусы Беларуси»

Автобусы Higer KLQ6128LQ, по данным телеграм-канала «Автобусы Беларуси», обновили парки транспортного дочернего унитарного предприятия «Белавтотурист», частного перевозчика из Полоцка и ОАО "Автобусный парк г. Барановичи".

На выставке БАМАП-2023, которая на прошлой неделе проходила в Минске, представились еще два новых игрока из Поднебесной.

Компания «КФ-Авто», до сих пор больше известная грузовой техникой для лесной и строительной отраслей, продемонстрировала туристический автобус Ankai A9 (заводской индекс HFF6124KA), который был разработан в Китае совместно cо специалистами Setra, а потому отличается европейским стилем кузова и салона.

Мировая премьера этой модели состоялась на выставке Busworld в 2018 году. К сожалению, пандемия COVID-19 затормозила продвижение Ankai A9 на рынках СНГ в 2020-2021 годах. Тем не менее за четыре года работы в России новый автобус зарекомендовал себя надежным и простым в эксплуатации.

Автобус оснащен экономичным дизельным двигателем Weichai WP10.375E53 мощностью 375 л.с. с ретардером Telma и механической 6-ступенчатой коробкой передач QIJIANG (аналог ZF). Объем топливного бака – 520 л. Каркас кузова изготовлен из марганцевой стали по технологии монокок. Передняя и задняя панели, крыша и боковины выполнены из нержавеющей стали. Предусмотрена обработка всего кузова в десяти катафорезных ваннах..

При длине 12 метров в салоне предусмотрено 51 пассажирское место (шаг между рядами сидений увеличен, благодаря чему обеспечивается более комфортное размещение). Кресла с обивкой из экокожи имеют регулировку по наклону спинки, боковую поддержку головы, съемные подголовники и оборудованы трехточечными ремнями безопасности.

Объем багажного отделения составляет без малого 9 куб.м. Небольшое количество силовых поперечин облегчает загрузку громоздких чемоданов, а параллелограммный механизм позволяет открывать полутораметровые багажные люки даже на тесной стоянке.

Водитель на рабочем месте должен чувствовать себя комфортно. Аналоговые спидометр и тахометр на приборной панели сочетаются с электронным дисплеем, который информирует водителя о состоянии основных систем, в том числе о статусе дверей и люков, о заблокированном стояночном тормозе.

Справа от многофункционального рулевого колеса находится монитор системы видеонаблюдения (установлено четыре камеры), ниже в торпедо встроена ручка переключения передач; слева размещен блок диагностики двигателя. Различные настройки водительского кресла, рулевого колеса и рулевой колонки позволяют отрегулировать рабочее место под любой рост и комплекцию.

В базовую комплектацию входят: автономный отопитель, климат-контроль, кондиционер, круиз-контроль, кулер, люк, мультимедийная система, индивидуальный блок комфорта для каждого пассажира (кондиционер и освещение), два потолочных дисплея, место гида, USB-порты для зарядки телефонов в каждом ряду, заводская тонировка, сигнализация, холодильник. Нет только туалета. Стоимость автобуса с таким оснащением весьма привлекательная – от 450 тыс. белорусских рублей с учетом НДС и утильсбора.

Кстати, первый Ankai A9 уже нашел своего покупателя в Беларуси: как сообщили в компании "КФ-АВТО", автобус приобрел санаторий «Чабарок», расположенный в Барановичском районе Брестской области.

Междугородный автобус Golden Dragon XML6122J из новой серии Triumph для изучения спроса привезла на выставку БАМАП-2023 российская компания «Техцентры Сотранс». Эта модель при длине 12.380 мм вмещает 55 пассажиров. Сиденья – с 3-точечными ремнями безопасности, регулируемыми спинками, подлокотниками, подножками и сеткой на спинке. Могут поперечно сдвигаться в проход для большего комфорта пассажиров.

В салоне предусмотрены багажные полки, два люка в крыше с вентиляцией и электроприводом. Стеклопакеты – с тонировкой. Мультимедиа: DVD-плеер и два 19-дюймовых цветных монитора спереди и у второй двери. Автобус оборудован кондиционером с возможностью автоматического поддержания заданной температуры и мощной системой обогрева..

Сиденье водителя – на пневмоподвеске с 3-точечным ремнем безопасности и подлокотниками. Установлен цветной монитор, на который выводится изображение с камер движения задним ходом и средней двери. Зеркала заднего вида – с электроуправлением и подогревом.

Автобус оснащен 330-сильным дизельным двигателем Cummins ISL9.5-340E51A (Евро-5) с ретардером и 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 6DSX180T. Максимальная скорость – 105 км/ч. Объем топливного бака – 400 л. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные. ABS WABCO. Дополнительное оборудование: кулер, холодильник, USB-зарядное устройство, розетка 220 В (2 шт.), спальное место водителя.