Итак, новый самосвал получил индекс 757459. Что-то очень знакомое… Ну да, в конце 2020 года был впервые представлен полноприводный четырехосный седельный тягач МАЗ-МАН 747559 (цифры те же, только в другом порядке – смотрите не спутайте). Автомобиль создавался по заказу российской компании "Сургутнефтегаз" и, говорят, неплохо зарекомендовал себя при эксплуатации в условиях сибирского бездорожья.

Похоже, конструкторские наработки по этому тягачу на предприятии использовали при создании нового самосвала. Однако при всей похожести это уже разные машины, и дело не только в самосвальной платформе.

Тягач МАЗ-МАН 747559 оснащался 480-сильным двигателем MAN D2676 LF09 (Евро-5; 2300 Н·м). На самосвалах МАЗ-МАН 757459 планируется устанавливать «мощные и надежные ДВС, произведенные в Беларуси». Мощность будет варьироваться от 460 до 550 лошадиных сил. На заводском сайте марка и модель ДВС не указаны, говорится только, что это «рядный 6-цилиндровый дизель, оснащенный системой турбонаддува с клапаном сброса избыточного давления выхлопных газов на входе в турбину и промежуточным охладителем подаваемого в цилиндры воздуха. Система подачи топлива – Common Rail». Однако на сайте компании «Сибмаркет спецтехники», которая называет себя «официальным дилером бренда МАЗ-МАН на всей территории России», удалось обнаружить объявление о продаже самосвала МАЗ-МАН 757459. И там в характеристиках заявлен 13-литровый дизельный двигатель Weichai WP13.550E50 мощностью 550 лошадиных сил. Отсюда можно сделать вывод, что менее мощный вариант – 460-сильный WP12.460E50 (или его белорусский аналог).

Что касается коробки передач, то, как и в случае с седельным тягачом, на самосвалах может устанавливаться механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF, синхронизированная, с дополнительными опорами и тросовым приводом рычага КПП. Однако возможен и вариант с китайской 12-ступенчатой Fast Gear. Раздаточная коробка – ZF VG2000/396 или ZQC 2000.

Самосвальная 20-кубовая платформа прямоугольного типа изготовлена из высокопрочных сталей: днище – Hardox 400 (или аналог), толщина не менее 8 мм; борта – Strenx 700 (или аналог), толщина не менее 6 мм. Гидравлика опрокидывания кузова – НYVА или аналог в северном исполнении. Предусмотрены: обогрев платформы выхлопными газами (управление – с помощью распределительной заслонки); упоры кузова в поднятом состоянии; устройство для укрытия груза тентом.

Кабина – дневная 2-местная. В базовое оснащение входят: кондиционер; круиз-контроль; независимый воздушный обогреватель; автомагнитола; электростеклоподъемники; зеркала заднего вида с подогревом; сиденье водителя повышенной комфортности, на пневмоподвеске, с интегрированным трехточечным ремнем безопасности и подголовником. По требованию заказчика производится утепление и шумоизоляция кабины.

Славящаяся своей прочностью фирменная рама изготовлена из лонжеронов U-образного профиля (высота 310 мм, толщина 8 мм) с усилителями (до 10 мм из высокопрочной стали) в нагруженных местах. Болтовые соединения – повышенного класса прочности. Заявленный ресурс рамы – 1,5 млн км.

Ведущие мосты на самосвале – китайской компании HanDe Axel. Передние рассчитаны на нагрузку 9 тонн, задние, с планетарными колесными редукторами на пяти сателлитах для сверхтяжелых условий эксплуатации – 16-тонные. Имеются блокировки межосевого и межколесных дифференциалов.

Самосвал МАЗ-МАН 757459 может поставляться как с односкатной ошиновкой задних колес, так и с двускатной. В первом случае полная масса ограничена 42 тоннами, во втором достигает 50 тонн. При этом снаряженная масса самосвала, как сообщается, не превышает 20,9 тонны.

А конкуренты кто?

На заводе МАЗ-МАН не скрывают, что основной рынок сбыта для нового четырехосного самосвала – северные регионы России. С кем «белорусу» придется там конкурировать? Похожие модели есть у нескольких российских производителей.

Самосвал ХАНТ 8051В5Х с кабиной МАЗ. Фото ООО «Завод тяжелых машин»

Завод тяжелых машин из Миасса уже несколько лет производит полноприводный самосвал ХАНТ с колесной формулой 8х8 на мостах HanDe Axel. Модель 8051В5Х оснащается 430-сильным двигателем Weichai WP12.430E50 и 12-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 12JSD220TA. При снаряженной массе 18 тонн грузоподъемность самосвала составляет 32 тонны. Объем кузова – 19 куб.м.

КАМАЗ-65953 (8х8). Фото ПАО «КАМАЗ»

Камский автозавод рассчитывает в конце нынешнего года запустить в серийное производство новую линейку тяжелых самосвалов семейства К5, в которой нашлось место и модели полной массой 50 тонн с колесной формулой 8х8. Перспективный КАМАЗ-65953 уже прошел все испытания и был готов встать на конвейер, но реализация проекта затормозилась из-за западных санкций. Самосвал планируют оснащать двигателями КАМАЗ-910 мощностью от 450 до 550 л.с. Грузоподъемность модели – 32.000 или 31.300 кг в зависимости от варианта колесной базы. Автомобиль также способен буксировать 30-тонный прицеп.

Iveco AMT 753910 выпускались до 2022 года. Фото АМТ N.V.

Компания АМТ N.V. (бывшее СП ООО "Ивеко-АМТ") планирует в ближайшей перспективе возобновить выпуск тяжелых самосвалов с колесной формулой 8х8 на своем заводе в Миассе. До 2022 года там выпускались вот такие Iveco AMT 753910 с 450-сильными моторами Cursor 13. В настоящее время конструкторы АМТ N.V. работают над созданием санкционно-устойчивого четырехосника (модели с колесной формулой 6х6 и 6х4 уже выпускаются).

Еще один «белорус» – МАЗ-65262L (8х8). Фото maz-rus.com

Ну и не стоит забывать о новом полноприводном самосвале МАЗ-65262L, который уже продается в России. В зависимости от типа платформы его грузоподъемность составляет 30-32 тонны. Автомобиль оснащается 460-сильным двигателем и автоматической коробкой передач.