Напомним, что после введения западных санкций ОАО «МЗКТ» в 2021 году вынуждено было прекратить выпуск автобусов среднего класса «Неман-4202». Дело в том, что модели первого (2010-2017) и второго (2018-2021) поколений строились на базе рамного шасси Iveco Daily (65C и 70C соответственно). Вся агрегатная и компонентная база – дизельный двигатель, трансмиссия, рама, передняя подвеска и ведущий мост, электрика, рулевое управление, передняя панель в кабине – производилась в Италии. На производственной площадке в Лиде (филиал АСП ОАО «МЗКТ») изготавливались кузова и устанавливались на импортные шасси. В один не самый прекрасный день поставки из Италии прекратились, производство в Лиде встало.

Автобусы «Неман-4202ХХ-511» на шасси Iveco

Однако руководство МЗКТ отказываться от перспективного автобусного направления не стало. Перед коллективом предприятия была поставлена задача разработать собственное шасси для автобуса среднего класса. И уже в сентябре 2022 года из ворот экспериментального цеха выехал на обкатку новый «Неман-420423-601», созданный на оригинальном шасси, которое принципиально отличалось от прежнего Iveco. Правда, тот первый вариант хотя и был сертифицирован, но в серию не пошел – поставщики комплектующих оказались господами недобросовестными. Автобус пришлось перепроектировать. С этой задачей на МЗКТ тоже справились. И на Дне открытых дверей, который прошел 23 июля, новый «Неман-420423-501» уже возил заводчан и гостей праздника по территории предприятия.

В первый день осени стало известно: новая модель готова к производству, начат прием предзаказов.

Насколько правильно говорить о новой модели или новом поколении автобусов «Неман»? Да, внешние отличия по кузову можно назвать косметическими. Изменения затронули головную оптику, колесные арки, крышку багажника (открывается со сдвигом вверх параллельно кузову), задние фонари и бампер.

Изменилась форма передней двери в верхней части (за счет пятого угла проем стал шире, входить/выходить высоким пассажирам будет легче) и соответственно форма переднего бокового окна. Верхнее стекло двери получило скос внизу – теперь нижняя оконная линия приобрела некую законченность. Другим стал механизм открывания/закрывания дверей.

Но всё это действительно «мелочи». Главное отличие – шасси с новым силовым агрегатом. Известно, что двигатель на новом «Немане» установлен 4,1-литровый дизельный с турбонаддувом мощностью 185 лошадиных сил (производитель на называется, однако в Беларуси он уже хорошо известен). Коробка передач – механическая 6-ступенчатая. Что важно, новое шасси обладает более высокой полезной нагрузкой: это позволило при возросшей с 5600 до 6400 кг массе автобуса в снаряженном состоянии увеличить технически допустимую максимальную массу с 7850 до 9400 кг. Благодаря этому номинальная пассажировместимость в пригородном варианте «Неман-420423-501» (а именно он первым пошел в серию) увеличилась до 39 человек (при 29 местах для сидения).

За счет нового шасси, колесная база которого возросла с 4750 до 4800 мм, немного изменились и габаритные размеры автобуса: длина увеличилась с 8780 до 8820 мм, высота – с 2975 до 3070 мм (по кондиционеру). Ширина осталась прежней – 2330 мм. Передняя подвеска – зависимая пневматическая, с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя – на пневморессорах и тоже с амортизаторами. Тормозная система – пневматическая двухконтурная, с ABS, ASR, ROP и ESP. Емкость топливного бака возросла со 115 до 130 л. Максимальная скорость автобуса – 100 км/ч.

Фото ООО СТЦ «Ураган»

В пассажирской части салона изменения, очевидно, минимальные. Сиденья – с подголовниками, подлокотниками, регулировками наклона. Имеется люк в крыше, присутствуют шторки на окнах.

А вот передняя панель и дизайн рабочего места водителя теперь иные. Сиденье – на пневмоподвеске, с подголовником и различными регулировками. В базовую комплектацию входят автономный отопитель, аудиосистема, электропривод и подогрев боковых зеркал заднего вида. Опционально будут предлагаться звуковой парктроник, камера заднего вида, кондиционеры (отдельно салонный и кабины водителя).