Бульдозеры – одна из специализаций тракторного завода «ДСТ-Урал», который также известен своими трубо- и кабелеукладчиками, колесными и гусеничными погрузчиками. В производственной программе предприятия – семь моделей бульдозеров. Самым тяжелым из них до недавних пор был 44-тонный ТМ10.11 ГСТ 25 (D25).

Новый бульдозер D30 имеет эксплуатационную массу 52-54 тонны. В базовой комплектации он оснащается 17,24-литровым турбодизелем ТМЗ 8487.10-03 мощностью 450 лошадиных сил экологического стандарта Stage 1. Максимальное тяговое усилие – 750 кН. Опциально возможна установка еще более серьезных моторов – 480-сильного Weichai WР13 (Stage 3а) или 560-сильного ТМЗ 8487.10-05 (Stage 1).

Однако новый D30 выделятся из ряда себе подобных не только мощью и размерами, но также некоторыми интересными особенностями конструкции.

Во-первых, у него гидростатический привод трансмиссии, который позволяет передавать крутящий момент на обе гусеницы без разрыва потока мощности и автоматически регулировать скорость движения в зависимости от нагрузки. Благодаря этому обеспечивается плавное передвижение и точное управление навесным оборудованием. Электронная система управления автоматически регулирует скорость перемещения и тяговое усилие в соответствии с изменяющейся нагрузкой.

Во-вторых, на D30 применена треугольная схема гусениц с трехточечной опорой гусеничных телег с балансирной балкой. За счет этого бортовые редукторы находятся высоко над землей, что минимизирует их повреждение абразивом и ударными нагрузками от разрабатываемой породы. Закрепленные на качающихся каретках опорные катки – на подшипниках скольжения, со смазкой на весь срок эксплуатации. Предусмотрен гидравлический механизм натяжения гусениц.

На бульдозере установлена шестигранная кабина повышенной обзорности, подрессоренная, с системой очистки стекол и фиксацией дверей в открытом положении. С помощью ручного насоса кабину можно поднять на 45 градусов для доступа к механизмам. У водителя – эргономичное, подрессоренное, полностью регулируемое сиденье с двухточечным ремнем безопасности и датчиком ремня.

Управление движением и навесным оборудованием осуществляется с помощью четырехпозиционных джойстиков. На сенсорном экране отображается текущая информация о работе всех систем бульдозера. Предусмотрены автоматический контроль условий эксплуатации и индивидуальная настройка параметров бульдозера. Цветной ЖК-дисплей – с настройками низкой и высокой яркости. В стандартную комплектацию входят кондиционер, комбинированный охладитель/нагреватель, дополнительный салонный фильтр.

В базе на бульдозер устанавливается полусферический отвал объемом 13,6 куб.м, ножи которого изготовлены из высококачественной стали и построены по модульному принципу. Возможна также установка сферического 17-кубового отвала и угольного отвала объемом 22 куб.м. Рыхлитель бульдозера рассчитан на тяжелые горные работы и имеет высокое усилие проникновения.

Премьерный показ нового бульдозера «ДСТ-Урал» D30 состоялся на выставке «Стройдорэкспо-2023», которая проходила в Новочебоксарске 14-15 сентября.

Бульдозер «Четра» Т-40. Фото «Четра».

Отметим, что в России под брендом «Четра» выпускаются и более тяжелые бульдозеры. В продуктовой линейке чебоксарского завода «Промтрактор» (входит в концерн «Тракторные заводы») есть модели эксплуатационной массой 62,33 тонны (Т-35) и 70,28 тонны (Т-40). Последняя оснащается турбодизелем эксплуатационной мощностью 590 лошадиных сил и гидромеханической трансмиссией.

В Беларуси серийный выпуск бульдозеров наладил холдинг «Амкодор». Пока на заводе «Амкодор-КЭЗ» в Коханово выпускается одна модель DC201 эксплуатационной массой 16,8 тонны (с рыхлителем – 18,8 тонны), которая комплектуется 180-сильным дизельным двигателем ММЗ Д-260.9S2 и гидростатической трансмиссией. Но в планах холдинга есть и более тяжелые машины.