«Пожснаб» поднимает планку все выше

Известный далеко за пределами Беларуси производитель пожарной, специальной и специализированной техники – борисовская компания «Пожснаб» – представила на выставке пять пожарных автомобилей, в том числе две абсолютные новинки – автолестницу АЛ-52 и пожарную автоцистерну АЦ 8,0-40 (6302), которая для тушения пожаров может использовать… морскую воду!

пожарная автолестница АЛ-52

Пожарная автолестница АЛ-52 предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте до 52 метров. Именно на такую высоту – высоту 17-этажного здания! – может подниматься рабочая люлька при полностью выдвинутой стреле.

Грузоподъемность люльки при неприслоненной лестнице составляет 270 кг. Предусмотрен лифт со складной клетью, который поднимается по лестнице от земли и до самого верха. Угол поворота стрелы лестницы – 360° при круговом вращении.

пожарная автолестница АЛ-52

Место оператора находится на поворотном основании слева от стрелы. У оператора и в люльке установлены цветные дисплеи с численной и графической индикацией. На них отображаются высота и угол подъема, длина, угол поворота и вылет лестницы, уровень поворотного основания, перегрузки пакета стрел. Выдвижные опоры управляются с кнопочного пульта, есть также дублирующее ручное управление. Аварийная гидростанция имеет автономный привод.

пожарная автолестница АЛ-52

Базовое автомобильное шасси – МАЗ-6312ХХ с колесной формулой 6 х 4, которое может оснащаться двигателями мощностью от 330 до 430 лошадиных сил. Кабина – двухместная. Боевой расчет – 2 человека. Кузовная надстройка – каркасная (сталь) с обшивкой из стеклопластиковых панелей. Технически допустимая общая масса спецавтомобиля – 35 т (распределение по осям: 9000 + 26 000 кг). Габаритные размеры автолестница АЛ-52 имеет такие: длина – 12 000 мм, ширина – 2550 мм, высота – 4000 мм.

Новая пожарная автолестница – действительно уникальный продукт: ни в Беларуси, ни у наших соседей техника с такими возможностями еще не выпускалась. В производственной линейке «Пожснаба» имеются модели для проведения аварийно-спасательных работ на высотах 50–75 метров, но это коленчатые автоподъемники (АПК-50, АПК-59, АПК-75). А самая высотная серийная автолестница – АЛ-32 с высотой подъема 32 метра.

В настоящее время пожарная автолестница АЛ-52 проходит испытания. После сертификации она будет поставлена на серийное производство и начнет поставляться в подразделения МЧС Республики Беларусь. Как подсказали ABW.BY представители компании «Пожснаб», произойдет это в ближайшее время.

Пожарная автоцистерна АЦ 8,0-40

Пожарная автоцистерна АЦ 8,0-40 (6302) создавалась в рамках государственной научно-технической программы «Современные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В ее основе – полноприводное облегченное шасси МАЗ-63022J с колесной формулой 6 х 6 и централизованной подкачкой шин. Двигатель развивает мощность 393 л.с. Трансмиссия – механическая. Ошиновка колес – односкатная. Технически допустимая масса автомобиля – 30 000 кг, фактическая масса – 25 000 кг. Максимальная скорость – 90 км/ч.

Пожарная автоцистерна АЦ 8,0-40

Кузовная надстройка – модульного типа, отсеки (в том числе цистерна для воды на 8000 литров) изготовлены из усиленного армированного стеклопластика, который не подвержен коррозии. Благодаря этому появилась возможность использовать для тушения пожаров морскую воду. Да, в Беларуси такая суперспособность не пригодится, а вот в Приморском крае России машина оказалась востребованной. В конце прошлого года подразделения краевой противопожарной службы получили первые три пожарных цистерны АЦ 8,0-40 (6302). Планируются дальнейшие поставки.

Пожарная автоцистерна АЦ 8,0-40

Представленная на выставке пожарная автоцистерна АЦ 5,0 (5309) – одна из самых массовых моделей в линейке «Пожснаба». Построена на базе полноприводного шасси МАЗ-5309C5 с колесной формулой 4 х 4. Двигатель – 328-сильный ЯМЗ-536. Максимальная скорость – 80 км/ч. Вместимость цистерны для воды и пенобака (оба интегрированы в кузовную настройку) – 5000 и 300 литров соответственно. Кабина – металлопластиковая 2-рядная, 4-дверная, 6-местная. Для обслуживания двигателя шасси второй ряд кабины поднимается вместе с базовой кабиной при помощи гидравлических цилиндров. Материал изготовления дубль-кабины и настройки – усиленный армированный стеклопластик.

Маневренный городской автомобиль быстрого реагирования (АБР) построен на среднетоннажном шасси МАЗ-4371 с колесной формулой 4 х 2. Его габаритные размеры (длина/ширина/высота): 7000/2550/3300 мм. Мощность двигателя – 170 лошадиных сил. Максимальная скорость – 85 км/ч. Надстройка, а также интегрированные в нее цистерна для воды на 500 литров и 50-литровый пенобак изготовлены из усиленного армированного стеклопластика. АБР оснащен установкой высокого давления белорусского производства и полным перечнем необходимого пожарно-технического вооружения. Боевой расчет – 6 человек. Дубль-кабина – металлопластиковая, с возможностью подъема.

Пожарная автолестница АЛ-32

Пожарная автолестница АЛ-32 на шасси МАЗ-5440ХХ (4 х 2) обеспечивает максимальную рабочую высоту подъема люльки не менее 32 м. Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной стрелы при максимальном вылете 18 м составляет 300 кг, с прислоненной вершиной – 640 кг. Люлька в транспортном положении укладывается на пакет стрел. Предусмотрена возможность демонтажа люльки. Пакет стрел изготовлен из высокопрочной стали (Strenx, Domex). Кузовная надстройка – каркасная (сталь) с обшивкой стеклопластиковыми панелями. Боевой расчет – 2 человека. Мощность двигателя – 270 лошадиных сил. Максимальная скорость – 85 км/ч. Габаритные размеры (длина/ширина/высота): 11 000/2550/3450 мм.

Завод современной пожарной техники

Базирующий в Орше завод современной пожарной техники работает с 2012 года. Предприятие занимается конструированием и производством пожарной и аварийно-спасательной техники. Налажен серийный выпуск пожарных автолестниц (АЛ), автомобильных пожарных коленчатых подъемников (АКП) и совмещенных с лестницей коленчатых подъемников (АПКЛ) с диапазоном высот от 24 до 52 метров; пожарных автоцистерн (АЦ) малого, среднего и тяжелого класса с объемом воды от 2,5 до 11,0 куб. м; автомобилей быстрого реагирования (АБР) и аварийно-спасательных автомобилей (АСА) различных классов. Завод также производит дыхательные аппараты, компрессоры, гидравлический аварийно-спасательный инструмент.

пожарная автолестница с высотой подъема 52 м на шасси МАЗ-6312ХХ

На выставке в Минске оршанцы продемонстрировали свой вариант пожарной автолестницы с высотой подъема 52 м на шасси МАЗ-6312ХХ с колесной формулой 6 х 4 и пожарную автоцистерну на полноприводном шасси МАЗ-6318ХХ с колесной формулой 6 х 6.

Военные «Волаты»

Минский завод колесных тягачей показал на выставке легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-217 и бронетранспортер МЗКТ-690003-010.

Бронеавтомобиль МЗКТ-490100-217

Бронеавтомобиль МЗКТ-490100-217 представляет собой модификацию известного ЛБА Volat V1 для внутренних войск. Его отличительные особенности – усиленный передний буфер, новая лебедка самовытаскивания с номинальным тяговым усилием 8000 кгс с функцией ручной размотки барабана; цельносварной бронированный боевой модуль на крыше с кронштейном под установку пулемета калибра 12,7 мм; светодиодные блок-фары с двумя дополнительными галогенными фарами-прожекторами в переднем козырьке над лобовыми стеклами и светодиодная фара дальнего света; прямоугольные бойницы – по одной в боковых и задней дверях и по три на каждом борту в задней части корпуса; съемная защита лобовых стекол.

Кроме того, автомобиль получил установленный на раме цельносварной бронированный поддон и алюминиевые литые колесные диски новой конструкции с экономией веса 60 кг на каждое колесо.

Бронеавтомобиль МЗКТ-490100-217

На капоте появилась съемная платформа (трап) с двумя откидными секциями, оборудованными противоскользящими элементами. Они предназначены для оперативного преодоления десантом различных препятствий, проникновения в пассажирский транспорт и штурма первых этажей зданий через окна при выполнении спецопераций. При этом каждая секция платформы может фиксироваться в вертикальном положении, что обеспечивает дополнительную защиту экипажа.

ЛБА МЗКТ-490100-217 комплектуется 240-сильным дизельным двигателем ЯМЗ и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Схема размещения экипажа в обитаемом отсеке – 2+2+4. Передние сиденья водителя и командира – подрессоренные, с возможностью регулировки продольного положения и угла наклона спинки. Сиденья второго ряда и задние – подвесные, с креплением к потолку и боковым стенкам корпуса, а также с откидной подножкой. Все сиденья энергопоглащающие. Максимальная скорость бронеавтомобиля – 100 км/ч. Запас хода – 1000 км.

ЛБА МЗКТ-490100-217

Бронетранспортер МЗКТ-690003-010 – это модификация с штатным боевым модулем БМП-2, который включает автоматическую 30-мм пушку, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, ПТУР Конкурс (4 штуки) и дымовые гранаты (6 штук).

Накануне выставки Госкомвоенпром сообщил о завершении предварительных испытаний опытного образца бронетранспортера МЗКТ-690003-021, который разрабатывается в ОАО «Минский завод колесных тягачей» в интересах Министерства обороны. Специалисты Вооруженных Сил Республики Беларусь проверили возможности отечественного БТР по преодолению водной преграды. Машина испытания выдержала, подтвердив характеристики по дрейфу и маневрам на воде. МЗКТ-690003-021 оснащен боевым дистанционно-управляемым модулем «Адунок БМ30.2».

Инкассаторский МАЗ и его «двойник» Sollers Atlant

Как мы уже сообщали, завод «МАЗ-Купава» на базе фургона МАЗ-365022 разработал и изготовил автомобиль для перевозки ценностей «Купава» 393150. На выставке «Национальная безопасность. Беларусь-2024» состоялась его официальная премьера

автомобиль для перевозки ценностей «Купава» 393150

Инкассаторский МАЗ имеет броневую защиту 2 класса. Салон автомобиля выполнен с полускрытым бронированием. Кроме водителя, в нем могут разместиться три сотрудника инкассаторской службы. Отсек для перевозки ценностей выполнен в виде капсулы с полезным объемом 5,6 куб. м.

бронированный инкассаторский Sollers Atlant

На выставке демонстрировался и «двойник» МАЗа – такой же бронированный инкассаторский Sollers Atlant. Внешнее сходство просто поразительное! Основные отличия – во внутреннем оформлении. Очевидно, автомобилям придется конкурировать на рынке Беларуси.

Автомобили спецслужб, УВД и ГАИ

Кроме того, на выставке можно было познакомиться с автомобилями, которые работают в Следственном комитете, Госкомитете судебных экспертиз, на таможне.

ГУВД Мингорисполкома и столичная Госавтоинспекция представили свою служебную автомототехнику – 6 легковых машин и 2 мотоцикла.

На выставке также работал тренажер «Перевертыш». Он предназначен для подготовки личного состава МЧС к ликвидации последствий ДТП. Но проверить свой вестибулярный аппарат на нем могли все желающие.

Мы рассказали только о том, что имеет отношении к автомототехнике. А выставка «Национальная безопасность. Беларусь-2024» – это еще масса всего интересного. Было представлено разнообразное стрелковое оружие и боеприпасы, актуальные разработки беспилотных летательных аппаратов и комплексов противодействия им, средства связи и автоматизированного управления войсками, средства разведки, радиолокации и РЭБ. Словом, посмотреть было на что!