Да, официально свой 80-й день рождения Минский автозавод отметит 9 августа. Но на предприятии приняли решение в честь такой важной даты устроить праздничную неделю: каждый день проводить знаковые мероприятия, посвященные этому юбилею. И начать решили именно с парада техники, причем задумали его так, чтобы каждый заводчанин при желании мог стать его участником.

Нет, 2 августа не объявили выходным – весь завод работал над выполнением обычных плановых заданий. Но маршрут по территории предприятия проложили таким образом, что колонна техники объезжала все самые важные производства: термомеханический завод, завод автомобильных агрегатов, автосборочный завод, кузнечный завод, литейный завод, прессово-кузовной завод, автобусный завод, инструментально-штамповый завод.

У каждого из перечисленных заводов парадная колонна притормаживала в заранее оговоренном месте. Здесь технику встречали работники МАЗа. Для кого-то из автозаводцев специально сместили рабочий график, чтобы была возможность увидеть парад; у кого-то в это время был обеденный перерыв. Но людей везде собиралось много. Играла музыка, «мазовцы» искренне поддерживали участников парада, активно снимали происходящее на смартфоны.

Отметим, что в маршрут проезда парадной колонны был включен и Минский рессорный завод, который является филиалом ОАО «МАЗ». Он расположен неподалеку на Партизанском проспекте. Отсюда и началось движение техники. На автозавод колонна въезжала со стороны улицы Социалистической через так называемые Царские ворота, затем поворачивала на улицу Механическую (да, на МАЗе есть свои улицы). Здесь, перед термомеханическим заводом, была первая остановка.

Ну как остановка – презентация. Известный журналист и телеведущий Юрий Гроеров (это его голос звучит во время парадов военной техники и памятных шествий ко Дню Победы и Дню Независимости Республики Беларусь) рассказал об истории завода на примере его машин.

При этом организаторы парада позаботились о том, чтобы каждая единица техники в праздничной колонне имела свой исторический антураж: водители и пассажиры были одеты в стиле того времени, когда была рождена или выпускалась данная модель; фоном шла музыка той эпохи, звучали песни.

В этой исторической инсталляции были задействованы художественные коллективы ДК «МАЗ» и артисты белорусской эстрады, в том числе заслуженная артистка Беларуси Ирина Дорофеева.

Таким образом, парадная колонна фактически превратилась в своеобразный передвижной музей истории Минского автозавода. Осмотрим его экспонаты?

Открывал парад техники легендарный самосвал МАЗ-205. Именно с этой модели началось массовое производство отечественных грузовиков на Минском автозаводе. Первые пять самосвалов были собраны в экспериментальном цехе к 7 ноября 1947-го и прошли в парадной колонне по главной магистрали возрождающейся после войны столицы БССР, возвестив о рождении белорусского автомобилестроения.

Да, производство самосвалов было передано в Минск с Ярославского автозавода. Да, МАЗ-205 был копией ЯАЗ-205 и имел всего несколько внешних отличий (горизонтальные прорези радиаторной решетки уступили место вертикальным, русского медведя на капоте заменил белорусский зубр, плюс появилась эмблема МАЗа). И выпускать грузовики оказалось делом непростым: в том же 1947 году было изготовлено всего 18 единиц МАЗ-205, годом позже – 206 машин. Но в 1949 году заработал главный сборочный конвейер, и счет грузовиков пошел на тысячи.

В 1952 году был собран 10-тысячный автомобиль семейства МАЗ-200, в 1959 году – 100-тысячный, в 1964 году – 200-тысячный! Первые два «юбиляра» – самосвалы. Это была самая массовая модель в линейке Минского автозавода. МАЗ-205 оказался крайне востребован в карьерах, на заводах и строительных площадках, где использовался для перевозки песка, щебня и бетона. Ни одна крупная стройка в СССР не обходилась без этих самосвалов. Их производство продолжалось до 31 декабря 1965 года. Последний сошедший с конвейера МАЗ-205 сегодня можно увидеть на постаменте перед центральной проходной Минского автозавода. А в параде принимал участие экземпляр, предоставленный автоцентром «Виктория» из Беларуси.

Но в семействе МАЗ-200 выпускались не только самосвалы. Не менее известны и востребованы были тяжелые бортовые грузовики МАЗ-200 (один из них находится в коллекции заводского музея – он и принимал участие в параде), седельные тягачи МАЗ-200В, полноприводные лесовозы МАЗ-501.

На шасси МАЗ-200 производились топливозаправщики, автоцистерны, автокраны, пожарные машины, другая специальная техника, в том числе военная. Например, вот такие азотно-добывающие станции АДС-50 на шасси МАЗ-200Ш1. Эти машины использовались в составе многих ракетных комплексов ВС СССР начала 1960-х, применялись для производства азота для оборонной и космической промышленности. Кстати, в параде принимал участие очень редкий экземпляр – на ходу и в отличной сохранности. Его для парада предоставил Музей ретроавтомобилей «ВБВ» из Солнечногорска (Московская область). А посодействовал этому официальный дистрибьютор Минского автозавода в Российской Федерации ООО «МАЗ-РУС».

Кроме того, в параде принимали участие автомобили МАЗ второго поколения – самосвал МАЗ-5549 (его также предоставил Музей ретроавтомобилей «ВБВ») и бортовой МАЗ-5335 из заводской коллекции).

Напомнил о себе уникальный капотный тягач МАЗ-6440PA, выпущенный в 2012 году. Он был оснащен двигателем ММЗ Д-283.4E4-22 (V8) мощностью 600 лошадиных сил и автоматической коробкой передач Allison 4500R. Так же, как и первый «капотник» МАЗ-6440PA образца 2011 года, он хранится в заводском музее.

Прошли в парадной колонне серийные самосвалы МАЗ-5550C5 и МАЗ-65012J, седельные тягачи МАЗ-54402L и МАЗ-541SA5 так называемого пятого поколения.

Пассажирская техника была представлена крутым туристическим лайнером МАЗ-350 на 61 пассажирское место и серийным электробусом МАЗ-303E22 (такие уже работают в Жодино).

Конечно же, вышли на парад и спортивные грузовики – МАЗ-5309RR и МАЗ-6440RR. Первый стал серебряным призером «Дакара-2018». Второй финишировал третьим на «Дакаре-2020» и выиграл в прошлом году Международное ралли «Шелковый путь».

Но самой главной фишкой парада, безусловно, стал «космический» МАЗ-X с гибридной силовой установкой. Это совместная разработка Минского автозавода и белорусских компаний «АМБ-Инжиниринг» и «Универсальная мобильность». Магистральный «тягач будущего» был официально представлен на выставке «Белагро-2024» в июне, ABW.BY уже подробно писал о нем. Тем не менее МАЗ-X по-прежнему вызывает массу восторгов и неизменный интерес при встрече. Хотите познакомиться с ним поближе – приходите на день открытых дверей на Минский автозавод сегодня, в субботу, 3 августа. Только паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) не забудьте взять с собой.