Для тех, кому проще смотреть видео, а не читать длинный текст, мы приготовили краткую видеоверсию.

– У машины непростая история в плане покупки – она, наверное, еще и не куплена, а просто переходит из рук в руки. Начиналось все довольно печально: это был автомобиль для поездок в лес за грибами, которому никогда не проводилось техническое обслуживание, не менялось масло. Потом он попал в руки моего друга, и уже тогда начались какие-то процессы по восстановлению и изменению.

С 2011 года я думал об улучшении и некотором тюнинге механической части. Как раз тогда появилась эта Toyota. Наверное, года с 2013-го машина начала претерпевать изменения: установили колеса, немного занизили путем уменьшения пружин (изначально – путем резания пружин, потом – установка винтовой подвески, на данный момент подвеска пневматическая), поставили прямоточный выхлоп. В нынешнем виде стенс-автомобиль находится три года. Каждый год что-то меняется, что-то дорабатывается.

"Началось все с поломки двигателя"

Этот RAV4 2001 года выпуска. Здесь был установлен 2-литровый 16-клапанный бензиновый двигатель. Коробка-"автомат" 140F. На данный момент здесь стоит двигатель 3S-GTE – 2-литровый 16-клапанный с турбонаддувом в стоковом виде на стоковой прошивке. Он там, в Японии, имеет 260 "сил", здесь, естественно, с доработками у него очень большой потенциал – эта мощность только растет. И коробка уже с типтроником, то есть можно переводить "автомат" в ручной режим. 

А началось все с того, что сломался двигатель. Уже тогда была мысль, как бы автомобиль приободрить, чтобы он чуть лучше ехал. Но не хватило денег и энтузиазма – и все-таки был установлен обычный штатный мотор. На нем машина проездила два месяца, и сгорел "автомат". Естественно, нужно было отдать немалые деньги за ремонт коробки. Нашелся продавец, который был готов из Японии за эти же деньги привезти настоящее японское "сердце" от Toyota Caldina, турбомотор с коробкой. Так мы купили все и установили сюда. 

Всю механическую часть, все какие-то кастомные запчасти, вплоть до гаек, сделал сам. Есть друзья, которые помогают с электрикой, обращались к профессионалам, чтобы подключить "мозги".

У капота нет классического замка, а стоят облегченные спортивные, купленные в Китае. 

Установлены фронтальный интеркулер, фильтр нулевого сопротивления, blow-off для сброса лишнего давления в системе наддува, немного доработаны топливная система и система впрыска. Думаю, сейчас ездим где-то в диапазоне 260-300 л.с. Расход топлива колеблется в пределах 9-11 литров по трассе, по городу – литров 13.

Установлены датчики контроля температуры двигателя, датчики контроля наддува турбокомпрессора, поставили манометры, чтобы знать давление в подвеске. Все это есть, но вписано в заводскую панель приборов. Скорее всего, поменяется и будет в другом виде. 

Гидравлический ручник без фиксации. Были планы "переобувать" авто на зимнее шасси и на полном приводе "хулиганить" на площадках, где у нас организовываются какие-то зимние движения по дрифту. Но от идеи выезжать на нем в холода отказался. 

"Сделали блоки управления, чтобы машина сама полностью отвечала за дорожный просвет"

Салон, кстати, отдельная тема. Был штатный серый, снимали торпедо, все отделочные материалы, чтобы покрасить в черный цвет. Да мы покрасили даже ковер. Потолок тоже был снят и покрашен. Отлично держится, ничего не сыплется. Но что касается элементов, которые находятся всегда в контакте: подлокотник, дверные карты, что-то возле руля - все стерлось моментально. 

Родные передние сиденья были отправлены в утиль, от них оставили только салазки. Сделали переходные каркасы и установили полуковши, в связи с чем возник вопрос по ремням безопасности – их некуда было защелкнуть. Соорудил сзади полукаркас безопасности, к нему приделали 5-точечные ремни. 

Довольно интересная история у дисков. Из Владивостока заказали комплект из восьми литых дисков двусоставных и из них сделали четыре трехсоставных. Ширина колеса сзади примерно 13 дюймов, 12,75, если быть точным. Вопрос с натяжкой резины и вылетом диска – это было так задумано и, наверное, так и останется. Возможно, спереди сделаю то же самое. Центр дисков – чугун, покрашен в ксералик, гайки-пики ручной работы, полки алюминиевые. Переделаны также ступицы, тормозная система спереди – от Toyota Tundra, сзади – от Camry 50.

Над подвеской ведутся работы. Мне уже сделали блоки управления, чтобы машина сама полностью отвечала за дорожный просвет: в поворотах подкачивалась, где надо – спускалась, где надо – поднималась.

А пока у меня ручная регулировка с обычного дистанционного пульта: могу машину полностью положить на "пузо" – передвигаться можно, но будем сильно скрежетать, и поднимается она спереди до 15 см, сзади конструктивно получилось так, что, наверное, на все 25 см. В принципе, на ней в грибы абсолютно реально съездить.

Спереди тут примерно 7-8 градусов развал, сзади – 13. Сцепление резины с дорожным покрытием маленькое – в дождь водить очень сложно, потому что машина ведет себя неловко, все время пытается сбиться с траектории. 

Так как автомобиль повседневный, в багажнике есть все самое необходимое: антифриз, провода "прикурить" и насос. Под искусственно сделанным полом находится вся электроника по управлению подвеской. В обшивке установлен компрессор "Беркут", который накачивает ресивер, а от него я могу подкачать любое колесо, себе или кому-то, – это очень удобно.

"Приехал покупатель и сказал: "Ай не, такiя колы ў нас не абуюць"

Во мне всегда борются эти два порыва: "все, надоело, я ее сейчас в стену разгоню" и "да, наверное, хочу еще доработать". Внешний вид, возможно, чуть-чуть изменится, но больше всего хочется сделать салон, потому что он без обшивок, не хватает внутренних отделочных элементов. Скорее всего, довести до ума подкапотку – основная цель. Отладить двигатель, впрыск, впуск. Сделать, чтобы автомобиль выходил на ту пиковую мощность, которую можем выжать из этого мотора.    

Ездил на ней на автофестивали в Смоленск (XFEST) и в Москву (Japdays). Туда-обратно своим ходом. В Москву еще как-то более-менее, но в Смоленск было очень тяжело ехать – и дороги побитые, и поломка случилась.

Проблем с ГАИ в поездках не возникало, только в Москве останавливали по поводу "скрытия номеров". Опять-таки здесь из-за конфигурации "морды" номерные знаки разместить сложно, у нас они под лобовым. Надо что-то решать с этим, надо вписать их, уже есть какие-то планы, но как именно это будет реализовано, пока не решил. С нашей ГАИ тот же вопрос возникает: останавливают нечасто, инспектора интересуются, рассматривают и с предупреждением отпускают.  

Пока что самая большая трудность возникает при езде по дорогам, где идет ремонт, – спиленный асфальт, вот этот вот бортик с нормального асфальта до покрытия, которое будет ремонтироваться. И пересечение трамвайных путей. Ни один "лежачий полицейский" пока дискомфорта не доставил. В крайнем случае переезжаю его по диагонали. 

Был момент, когда хотели продать машину. За полгода поинтересовались 2-3 человека, один из них приехал и сказал: "Ай не, такiя колы ў нас не абуюць". Есть один заинтересованный покупатель, мне кажется, по сей день готов эту машину купить, но я отказался. Думаю, все-таки не буду продавать.

Внешний вид автомобиля не оставляет людей равнодушными. Один человек может повернуться и сказать, что я дурачок, а другой – восторженно похвалить. Но реакция всегда одна и та же – оборачиваются. 

В планах дорабатывать – работы много и нет предела совершенству. Будем работать. Людям машина нравится. Мне нравится – в первую очередь, моей жене, моей дочке нравится эта машина безумно. Это наш автомобиль, он один такой, и я горжусь, что он у меня есть и именно в таком внешнем виде, кто бы что там ни говорил и ни писал.