Спонтанная покупка

– Осенью прошлого года мы продали нашу Skoda Rapid, до истечения гарантии на которую оставалось 6 месяцев. Clarity взамен была куплена в какой-то степени случайно. Наш приятель пригонял себе автомобили из США, некоторое время на них ездил и продавал. Он и рассказал нам об этой модели. Начали читать, изучать – заинтересовало. Ведь Honda Clarity – будто автомобиль из будущего. Японцы выпустили эту модель в трех модификациях: полностью электрическую, работающую на водородных элементах и подзаряжаемый гибрид. Последний как раз и представляет интерес для большинства: в машине соединились преимущества "электричек" и практичность обыкновенных автомобилей.

В итоге посмотрели, что и почем продается у нас, и решили позвонить по одному из пяти объявлений. Дальше встретились с продавцом, покатались – вроде ничего. Затем проехались еще раз на другой такой же и решились на покупку.

Не стали заказывать автомобиль из Штатов, а купили тот самый первый, который смотрели здесь. Ждать, тратить время и нервы на восстановление не хотелось, да и оставаться надолго без машины не было желания. С авто из США, покупаемыми по фотографиям, никогда не понятно, какие там на самом деле повреждения, сколько в реальности обойдется ремонт. Наверное, мы переплатили, зато сразу сели и поехали.

Машина, выпущенная в 2019 году, с пробегом 30 тысяч километров обошлась в 23.400 долларов. Можно было взять дешевле, но в альтернативном варианте категорически не понравился серый цвет. Продавец сам показал нам, в каком виде автомобиль приехал из США. У него был удар в заднюю левую дверь, также пострадало крыло. 

Никаких вложений за то время, что она у нас, Clarity не потребовала. Масло, фильтры, зимняя резина, щетки, коврики, зарядное устройство и кабель – все.

Покупка ковриков – отдельная история. У нас оригинальных ковров на эту модель просто нет, из США в прошлом году заказать было невозможно, в итоге получилось купить в Украине, где Clarity оказалась весьма популярной, так как там бензин ощутимо дороже.

У Honda Clarity всего две комплектации, у нас "младшая". В ней нет полностью кожаных сидений и их электроприводов, встроенной навигации и дублирования навигационных подсказок на приборной панели от Google Maps или Waze с подключенного смартфона. 

Машины для США и Канады тоже отличаются. В канадских версиях дополнительно присутствует подогрев задних сидений и батареи. Но в любом варианте есть дистанционный запуск с ключа, благодаря чему зимой салон прогревается к моменту посадки в него. Это очень удобно. В Rapid были подогревы сидений, обогрев лобового стекла и зеркал, но нужно было садиться в холодную машину и ждать, пока все отогреется. И очищать от льда и снега. А Honda Clarity оттаивает буквально за 10 минут. Так что зимой максимум приходилось счищать снег с крыши и капота. Но для этого батарея не должна быть полностью разряжена.

Батарею до нуля не разрядить

Clarity – это Plug-in Hybrid, все устроено примерно так же, как в Toyota Prius Prime. Бензиновый и электрический двигатели должны работать в паре, в этом основной принцип "плагина". Вместе они отдают 200 с лишним лошадиных сил. Можно ездить только на электротяге, максимально экономя бензин, но тогда заряжать "Клару" придется каждый день. А вот эксплуатировать ее как обычный гибрид не совсем правильно: мощности полуторалитрового мотора для автомобиля весом две тонны недостаточно. Разница в динамике с заряженной и разряженной батареей существенная.

Компьютер в Clarity сам определяет оптимальный вариант использования двигателей – это нечто среднее между экономичностью и динамичностью. При этом водитель может самостоятельно переключаться между режимами: экономичным, гибридным (HV) или спортивным, в котором динамика у машины заметно возрастает, как и расход. Есть и режим зарядки батареи от двигателя внутреннего сгорания, он работает на скорости более 70 и уровне заряда батареи не выше 50 процентов.

Емкость батареи составляет 17 киловатт-часов, но до нуля она никогда не разряжается – всегда остается небольшой резерв. Поэтому, когда машина сигнализирует, что запас электроэнергии иссяк, в батарею "закачается" только 14 киловатт-часов. Если использовать лишь электродвигатель, этой емкости хватит на 70-80 километров летом, а зимой где-то на 40.

Но "плагин" на то и "плагин", чтобы передвигаться на нем не так, как на обычной "электричке", и детально просчитывать все поездки и маршруты. Поэтому мы ездим как нам нравится. Зимой средний расход – 5,8 литра на 100 километров в режиме HV с далеко не всегда заряженной батареей. Если бы батарея всегда была заряжена, а мы целенаправленно старались экономить, наверняка получилось бы достичь расхода 2,5 литра на "сотню", о котором рассказывают владельцы Clarity в интернете.

За февраль было потрачено 30 рублей на электричество и 230 рублей на бензин. Когда мы ездили на Rapid, на топливо уходило около 400 рублей в месяц. Это притом что средний пробег не изменился, а топливо с тех пор подорожало.

"Зарядки" в неудобных местах

Покупая такую машину, нужно понимать, что ее надо будет регулярно заряжать. На помощь приходят "Маланкi" и станции других операторов, например, альтернативные "столбики" уже есть в Новой Боровой, на рынке "Новый Лебяжий" в Таборах и в других местах. Когда нам нечего было заряжать, создавалось впечатление, что зарядных станций очень много. Но как только мы купили Clarity, пришло понимание, что их недостаточно. Сейчас у нас активно устанавливают быстрые "зарядки", а вот медленных с разъемом Type 2 не хватает. Даже Tesla многие стараются заряжать на медленных станциях, чтобы продлить ресурс батареи. Да и киловатт-час электроэнергии дешевле. Плюс аксессуары – те же переходники – тоже стоят в разы меньше.

Расположение "зарядок" крайне нелогичное. Очень много нужных нам станций Type 2 находится в неудобных местах, около каких-то госпредприятий. Зато на паркингах торговых центров их практически нет. Раньше "столбик" был в подземном паркинге ТЦ Arena City, но его убрали. Есть станция около гипермаркета Green в Шабанах, возле МОМО на АЗС "Белоруснефть".

Поэтому владение подзаряжаемым гибридом, а тем более настоящим электромобилем, заставляет пересматривать маршруты и менять привычные локации. Если раньше мы ездили в условный торговый центр ALL, то теперь часто заезжаем в Galleria Minsk, где на третьем уровне паркинга есть зарядная станция.

На литых дисках установлены аэродинамические колпаки

Очевидная проблема – нет запрета занимать место около зарядной станции автомобилем с ДВС. Ты приезжаешь зарядиться, а там стоит обычная машина. Благо 90 процентов водителей относятся с пониманием и после звонка, если конечно оставлен номер телефона, переставляют автомобили. Есть и такие владельцы "электричек", которые ставят машину на зарядку и оставляют ее на сутки. Машина там уже десять раз зарядилась, а он спит. Более того, доводилось видеть картину, когда заряжается Tesla Model X, к ней подъезжает парень на Mercedes S-класса и ставит его на место "Теслы", на которой уезжает. Забронировал, наверное.

Бачок для стеклоомывающей жидкости – катастрофа

В машине нравится динамика, но есть нюанс: Clarity очень быстро ускоряется до 60-70 километров в час, а потом ускорение идет не так интенсивно. Для понимания: за Tesla на ней не угнаться, за пятилитровой "семеркой" BMW тоже, но большинство автомобилей на старте окажутся сзади. В городе мы никуда не спешим, но хорошая динамика важна при ускорении на полосе разгона и при маневрах на трассе.

Когда изучали историю модели, прочитали, что она делается исключительно в Японии, поэтому по качеству материалов превосходит многих чистокровных "американцев". Подвеска комфортная, салон просторный, материалы отделки приятные и качественные, в наличии куча помощников вроде удержания в полосе и адаптивного круиз-контроля. 

Как и на всех Honda, есть камера в правом зеркале, которая облегчает маневрирование. А еще у нее кузов на 80 процентов из алюминия.

Шумоизоляция не очень, но если ее действительно делать по уму, это сильно добавит машине веса, соответственно возрастет расход, снизится динамика. Однозначно не нравится древняя "тормозная" медиасистема на базе старого Android. Но все решается подключением телефона кабелем, и тогда на экране будет интерфейс Apple CarPlay или Android Auto.

Ну и градусы по Фаренгейту на приборной панели и экране. Спидометр можно переключить с миль в час на километры, а температуру воздуха в градусы по Цельсию на американской версии легально изменить нельзя. Пишут, что это "лечится" перепрошивкой, но лезть в "мозги" машины желания нет. Канадцам, кстати, в этом плане повезло больше – у них по умолчанию километры и градусы по Цельсию.

В Clarity довольно вместительный багажник, в котором есть окошки в салон и на улицу

Еще один важный момент – очень дорогие запчасти. Машина застрахована по КАСКО, которое себя уже окупило. Случился небольшой парковочный инцидент, пострадали две детали на решетке радиатора: сеточка и хромированный элемент. Эти две пластмасски обошлись в 450 долларов. И 100 долларов за замену, так как надо было разбирать весь перед.

Но самое большое неудобство этого автомобиля – бачок для стеклоомывающей жидкости объемом всего 1,3 литра. Связано это, видимо, с тем, что под капотом мало места. Поначалу это вводило в шок: "жижа" быстро заканчивается, стекла грязные, зеркала грязные – катастрофа. Останавливаешься на дороге и начинаешь заливать "омывайку". Проблема решилась нанесением антидождя на мойке. Реально помогло, теперь доливать жидкость в бачок стали один-два раза в месяц. Поэтому, когда эффект стал исчезать, купили баллончик и все делаем самостоятельно.

Бензобак в машине тоже небольшой – 27 литров. Но неудобств это не доставляет, ведь общий запас хода при полном баке и полностью заряженной батарее порядка 500 километров.

В спинках передних сидений предусмотрены кармашки для телефонов

За внешний вид эту машину многие называют космолетом. На нее обращают внимание. Особенно когда движется на электротяге на малой скорости, ведь она еще и поет. Honda Clarity издает приятную мелодию, чтобы обратить внимание пешеходов, которые не слышат звука работающего двигателя. Самое интересное, что при первом изучении информации о модели в интернете дизайн машины нам не понравился. Но в жизни, особенно в черном цвете, она вполне гармонична и солидна. 

Центральная консоль оказалась удобной – управлять режимами с помощью кнопок легко. А под консолью есть полочка, куда можно положить смартфоны, перчатки, другие мелочи, и они не будут видны.

В целом впечатления от автомобиля положительные: он динамичный, технологичный, большой. А еще теплый. Плюс подзаряжаемый гибрид позволяет заметно экономить на бензине, не заставляя при этом ездить от одной "зарядки" до другой.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, ул. Петруся Бровки, 30, +375 (29) 602-30-30)