Не только комфорт

Амортизатор – это демпфер, который гасит колебания, замедляет перемещение колеса при работе подвески: кузов не раскачивается, колеса не отрываются от дороги и не подскакивают при проезде неровностей.

Это очень важно с точки зрения не столько комфорта, сколько безопасности. Ведь именно благодаря амортизаторам колеса сохраняют контакт с дорожным полотном, причем не только на разбитой дороге, но и на идеально ровном асфальте, когда в моменты активного ускорения или замедления образуются клевки, а при прохождении поворотов – крены.

Соответственно от работы амортизаторов зависит не только плавность хода, но и устойчивость автомобиля, его управляемость, разгонная динамика и тормозной путь.

Если терзают сомнения

Если амортизатор "устал", он хуже справляется со своей задачей – подвеска начинает пропускать удары, автомобиль раскачивается на неровностях, но что хуже всего – чаще возникает разгрузка, или отрыв колеса от дороги при преодолении неровностей. Плавность хода, кстати, как раз становится выше, но в поворотах это оборачивается избыточными кренами, да и в целом кузов раскачивается при любом удобном случае. Чувствуете, что характер автомобиля изменился подобным образом? Стоит проверить амортизаторы.

Существует несколько народных способов оценить состояние амортизаторов без измерительного оборудования. Так, нажимая на кузов у проверяемой стойки, загружаете подвеску, затем смотрите, как работает подвеска. Если кузов возвращается в исходное положение и не совершает колебательных движений, значит, амортизатор рабочий. Также следует осмотреть его корпус: потеки масла укажут на то, что сальник изношен, амортизатор требует замены (хотя в ряде случаев возможен и ремонт).

Следует понимать, что подобные проверки дают вердикт на уровне "пациент скорее мертв, чем жив", то есть они позволяют убедиться в том, что амортизаторы или практически вышли из строя, или все-таки еще походят. Самая точная диагностика – инструментальная на специальном стенде. Она обнаружит "усталость" амортизатора на ранних стадиях.

Как они "уходят" и что зависит от вас

Ресурс амортизаторов зависит от целого ряда факторов, и это не только качество их исполнения. Во-первых, очень важны условия эксплуатации. Чем хуже дороги и агрессивнее стиль езды (не сбрасываясь перед ямами), тем больше ударных нагрузок, от которых страдает донный клапан. На внедорожниках, которые нещадно эксплуатируются вне дорог, нагрузки может испытывать сам корпус. На некоторых моделях задние амортизаторы установлены под большим углом, почти горизонтально – считается, что они испытывают дополнительные боковые нагрузки при работе.

Не будем забывать, что амортизатор – узел гидравлический. Зимой в условиях низких температур масло становится густым, что оборачивается слишком жесткой работой. Поэтому первые километры следует преодолевать очень аккуратно, пока амортизатор не восстановит свою работоспособность в полной мере.

Основная причина, по которой амортизаторы теряют эффективность, – выход из строя уплотнений, в первую очередь сальника штока, из-за чего, с одной стороны, амортизатор начинает терять масло и газ, с другой – внутрь попадает грязь. Абразив может прикончить и шток, а тот в свою очередь будет добивать сальник. И все это можно списать на чисто возрастные "болячки", но есть нюанс.

Сколько стоит пара амортизаторов? Допуcтим, 80$. Но вам говорят, что еще надо бы поменять отбойники и пыльники, – и стоимость ремонта увеличивается чуть ли не в полтора раза. Ай, пусть старые пока походят. В общем, пыльники часто остаются прежними – и еще одного срока службы амортизаторов они могут не выдержать. В итоге пыль, грязь, соль – все это летит на шток, ускоряя процессы износа. То же и с отбойником: если старый уже разбит, он в меньшей степени гасит удары – в итоге больше достается амортизаторам, и эти дополнительные ударные нагрузки тоже могут сказываться на их долговечности.  

Какие выводы стоит сделать в этой связи? По ямам не летать, в мороз первые километры избегать нагрузок на подвеску, контролировать состояние пыльников и отбойников и своевременно их менять.

Потекли… Только замена?

На самом деле амортизаторы можно восстанавливать. В автоспорте плановый ребилд после определенного количества "боевых" километров вообще обычная практика. Пересыпать клапаны, заменить масло, заправить газ, привести в порядок корпус, попутно и характеристики немного подправить – все это можно без проблем сделать, и такой ремонт будет в несколько раз дешевле амортизатора (если говорим про обычные узлы без магнитной жидкости и прочего).

Сложности возникают, если корпус не допускает разборки и модификации (в некоторых случаях он просто разрезается, а затем переделывается под разборный, но это возможно далеко не всегда). Проблемой также может оказаться состояние штока: если он погнут или повреждено его покрытие, ремонт экономически нецелесообразен, а замена не всегда возможна. Но в целом, если восстановление амортизатора технически возможно, этот вариант решения вопроса как минимум достоин рассмотрения, особенно с учетом ценового фактора. Недостаток в том, что на время ребилда машина остается без амортизаторов.

Все же замена. Как выбирать?

Вы наверняка знаете, что амортизаторы меняются парой. Впрочем, сами автопроизводители иногда допускают замену только одной детали. Например, в случае аварии, при гарантийном ремонте – при условии, что взамен ставится аналогичный амортизатор, а пробег второго, оставшегося стоять на автомобиле, не превышает определенного значения. Но это скорее исключение. При естественном выходе из строя одного амортизатора все же принято менять и второй, чтобы оба узла на одной оси работали одинаково.

С этим разобрались, но что поставить взамен? Не будем здесь про разные типы конструкций. Во-первых, это тянет на отдельную тему. Во-вторых, по большому счету это лишено смысла. Если вы хотите сохранить заложенные производителем параметры работы амортизаторов, просто выбирайте из тех, что будут подобраны по марке, модели и модификации автомобиля либо по его VIN. Тут акцентируем внимание на то, что важно правильно выбрать именно вашу модификацию, так как модель амортизаторов может зависеть от двигателя или типа кузова, кроме того, заводом могли быть предусмотрены разные варианты исполнения подвески (например, стандартная и спортивная).

Хотите экспериментировать с конструкцией и характеристиками – учитывайте, что это оказывает серьезное влияние на ездовой характер автомобиля. В идеале следует подходить к вопросу комплексно, подбирая заодно пружины (или иные упругие элементы) и стабилизатор поперечной устойчивости. Здесь уже могут быть проверенные решения (особенно в случае с "заряженными" версиями), но вот "метод тыка" тут точно не годится, так как он просто приведет к нарушению баланса, найденного заводскими инженерами.

Выбор марки в массовом сегменте и для возрастных автомобилей обычно определяется бюджетом. Как мы отмечали выше, срок службы амортизатора сильно зависит от условий эксплуатации, а тут еще добавим, что отчасти – и от конструктивных особенностей автомобиля: на некоторых моделях задние амортизаторы по определению ходят мало – просто из-за большой нагрузки, вызванной значительной массой кузова и специфической работой подвески, проблему решают лишь усиленные детали.

Качество исполнения самого амортизатора, конечно, тоже играет свою роль, и мы снова возвращаемся к финансовому вопросу. Если разница в цене невелика, лучше отдать предпочтение хорошо зарекомендовавшему себя бренду. Если приходится выбирать из пяти вариантов малоизвестных марок, это в любом случае лотерея.

Особенности хранения и установки

Амортизаторы рекомендуется хранить в горизонтальном положении – это необходимо для того, чтобы сальники смазывались маслом. У газовых амортизаторов, кроме того, шток утоплен в корпус и зафиксирован при помощи специального крепежа.

Двухтрубным амортизаторам требуется прокачка перед установкой, так как в процессе хранения и транспортировки масло из внутреннего цилиндра может самопроизвольно перетечь в наружный, а в высвободившееся пространство внутреннего цилиндра может попасть воздух или газ подпора.

Для приведения амортизатора в рабочее состояние его необходимо прокачать, о чем производители дают соответствующие рекомендации. После прокачки амортизаторы следует хранить в рабочем (вертикальном) положении штоком верх.

В любом случае для сохранения гарантии, как правило, требуется установка деталей на сертифицированной СТО. А при самостоятельной установке амортизатора или картриджа необходимо следовать рекомендациям производителя (инструкция должна прилагаться).

Перед покупкой можно проверить комплектность (фирменная упаковка, монтажные детали, инструкция) и визуально оценить качество изготовления амортизатора, убедиться в отсутствии следов рабочей жидкости и внешних повреждений (в первую очередь это касается штока, рабочая поверхность которого не должна иметь сколов, царапин, раковин).

Проверяя работоспособность амортизатора, необходимо учитывать, что без прокачки шток при перемещении может иметь провалы по усилию и что это не считается неисправностью. Однако штоки выбранного комплекта амортизаторов должны выходить из корпуса с одинаковой или очень близкой скоростью.

И еще раз повторим, что помимо самих амортизаторов, как правило, требуется заменить старые пыльники и отбойники. Первые закрывают от прямого попадания воды, пыли, льда и реагентов часть штока, которая нужна для хода амортизатора. Вторые позволяют сократить последствия пробоев, смягчить удар.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса