Сколько служат

Точный ресурс щеток стеклоочистителя определить сложно, скорее, даже невозможно, так как на это влияет очень много факторов. Тут нельзя привязываться ко времени – за исключением тех случаев, когда автомобиль используется пару раз в год и резина быстрее стареет, высыхает и дубеет, из-за чего физически изнашивается.

Чуть точнее привязка к интенсивности эксплуатации и пробегу. У рядового пользователя, проезжающего порядка 20 тыс. км в год, щетки требуют замены примерно каждые год-полтора, то есть служат порядка 15-25 тыс. км. Но и это очень приблизительно. Определять срок службы в количестве рабочих циклов куда точнее, однако и тут загвоздка: на ресурс очень сильно влияют различные факторы. Вот о них стоит сказать чуть подробнее, ведь если в ваших силах сократить их, вы сможете продлить жизнь "дворникам".

Как и почему изнашивается

Вне зависимости от конструкции щеток, их главный элемент, отвечающий за очистку стекла – резиновое лезвие. Секрет Полишинеля заключается в том, что оно не очищает досуха стекло, а убирает излишки воды, оставляя на поверхности очень тонкую и потому прозрачную пенку. Ее разрывы или излишки воды – это и есть разводы и плохо очищенные участки.

Понятно, что со временем лезвие изнашивается естественным путем. Но оно начинает хуже работать гораздо раньше – по ряду причин. Например, из-за загрязнений, которые на нем накапливаются. Даже если уделять внимание щеткам во время каждой мойки, это, конечно, несколько снижает остроту проблемы, но не устраняет ее полностью.

Далее – неравномерный износ самого лезвия. К этому обычно приводит состояние стекла. Если на нем имеются сколы или жесткие инородные тела (засохшая грязь, помет птиц, лед), они повреждают резиновое лезвие, и тогда о равномерном удалении излишков воды можно забыть. На самом деле срок службы щеток очень сильно снижает работа "на сухую", ведь в этот момент они собирают со стекла весь песок и грязь. Достается в этом случае и самому стеклу, которое активно "шлифуется" этим абразивом.

Добавим к этому естественное старение резины, то есть потерю эластичности, а также потерю графитового напыления, снижающего трение – и получим закономерное ухудшение очищающей способности, а также увеличение шума и вибраций при работе.

Важно, чтобы при изменении направления движения происходила перекладка лезвия (оно двухстороннее). За это отвечает та часть резиновой ленты, на которой расположено лезвие. Мы уже сказали: со временем резина стареет и изнашивается. Сначала возникают трещины, затем – разрывы, и лезвие по краям начинает отрываться от ленты. Естественно, это также влияет на качество очистки.

Можно ли продлить "дворникам" жизнь

Из вышесказанного должно быть понятно, что на срок службы щеток очень сильно влияет состояние стекла. Заметим – не только ветрового. Задний стеклоочиститель вообще оказывается в неблагоприятных условиях: ну кто включает омыватель, если там нет сантиметрового слоя грязи? Поэтому именно задняя щетка работает на износ, пусть и реже, чем передние.

Так что, если хотите продлить ресурс щеткам, следите за тем, чтобы на стекле не было сильных сколов (они шлифуются и ремонтируются), удаляйте вручную сухие загрязнения, жесткий снег и лед, а главное – избегайте того, чтобы стеклоочистители работали без омывателя по грязи или по сухому стеклу.

Раз в несколько месяцев можно снимать щетки и мыть их в теплой мыльной воде – так вы более эффективно удалите загрязнения. Можно ли использовать химические средства? Надо понимать, что помимо преимуществ они имеют и недостатки. Например, рекомендованный к применению растворитель "Уайт Спирит", с одной стороны, хорошо очистит лезвие, с другой – скорее всего, снимет остатки графитового покрытия, что не есть хорошо.

Хотя бы частично вернуть эластичность может силиконовая смазка. Но на само лезвие ее следует наносить по минимуму, с помощью салфетки или губки – и убедиться, что на поверхности не осталось жирного слоя. Иначе вы просто получите разводы на стекле.

Если лезвие имеет явные деформации, в некоторых случаях их можно устранить, подшлифовав шкуркой. А "секущиеся концы", то есть надорванные кончики, лучше просто отрезать.

Ребилд возможен, но не всегда

Вы же понимаете, что все эти телодвижения не превратят старые щетки в новые? Возможно, на время чуть улучшат их работу, позволят протянуть еще пару месяцев. Но если лезвие деформировано или изношено, оно уже не будет работать так, как должно.

Некоторые щетки допускают возможность замены только резиновой ленты. Она обойдется в разы дешевле, при этом ее установка не требует значительных усилий. И это особенно хорошее решение в случае с некоторыми задними щетками, которые целиком стоят неожиданно дорого.

Но в случае с каркасными щетками замена ленты дает нужный эффект один, возможно, два раза – а потом все равно они уже не работают так, как надо. Причина в том, что изнашиваются шарниры или деформируется стальная пластина, вставляемая в ленту. Чтобы продлить жизни шарнирам, их также надо периодически очищать от грязи и смазывать силиконовой смазкой.

Таким образом, возможно, вы сможете увеличить ресурс всей щетки до двух смен резиновой ленты. Но больше – вряд ли. В конце концов, в какой-то момент уже становится ясно, что проще и лучше поменять щетку целиком – и эффект вы наверняка прочувствуете при первом же взмахе обновленных "дворников". Ну а как продлить им жизнь, вы уже знаете.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса