Что это такое и как работает

Аббревиатура ABS расшифровывается как anti-lock braking system, русскоязычный вариант практически аналогичен: AБC – антиблокировочная система. Название раскрывает предназначение системы – не допускать блокировки колес при торможении, что позволяет сохранять курсовую устойчивость автомобиля и обеспечивать стабильное торможение даже на "миксте", то есть на покрытиях с разным сцеплением.

Принцип действия работы системы таков. При помощи датчиков отслеживается скорость вращения колес. Если в момент торможения одно или несколько колес резко замедляются, электронный блок управления "видит" это по сигналам от датчиков и подает команду в гидроблок. Срабатывают клапаны – и затормаживание замедлившегося колеса прекращается. Как только колесо возобновляет вращение, подача тормозной жидкости по соответствующему каналу возобновляется – и тормозной механизм снова начинает срабатывать.

Как раз во время выполнения этого цикла и раздается характерный хруст из-под капота от гидроблока, а педаль тормоза начинает "пульсировать" под ногой. Любопытно, что некоторые водители, впервые столкнувшись с подобным "явлением", не понимают, что происходит с автомобилем, а то и вовсе прекращают процесс торможения, думая, что что-то сломалось.

Первые системы были очень простыми, одно- и двухканальными: контроль и управление процессом торможения осуществлялись по осям. Да и частота работы была относительно невысокой. Именно их могли "переиграть" опытные водители и автогонщики. Но современные системы ABS уже четырехканальные и высокочастотные (до 20 циклов срабатывания в секунду), они гораздо точнее и эффективнее любого подготовленного пилота.

Главная польза

Здесь следует уточнить, что главная польза от ABS заключается в сохранении контроля над автомобилем при торможении. Означает ли это, что система обеспечивает максимально короткий тормозной путь? Далеко не всегда.

На ровном твердом покрытии, таком как асфальт или бетон, автомобиль с ABS наверняка будет иметь более короткий тормозной путь, чем машина без этой системы. Ведь блокировка колес ведет к срыву в скольжение, когда "зацеп" окончательно теряется. Если же водитель попробует разблокировать колеса, снижая давление на педаль тормоза или вовсе поднимая ногу, какое-то время автомобиль будет проезжать без торможения – в итоге общий тормозной путь увеличится.

На неровном или скользком покрытии многое будет зависеть от настройки ABS, а именно от того, насколько сильным может быть замедление колес, чтобы торможение прекращалось. Но в любом случае результат будет стабильным: из 10 торможений все будут примерно одинаковыми. А вот без ABS разброс результатов будет большим – в свое время мы это подтвердили на практике.

Наконец, рыхлые покрытия, такие как снег или гравий. Здесь, с одной стороны, та же история с повторяемостью результатов с ABS, в то время как без нее попытки могут быть разной степени удачности. И скорее всего, без ABS автомобиль остановится быстрее, потому что заблокированные колеса "закопаются" в рыхлом покрытии.

Но как при этом будет выглядеть процесс торможения? Без ABS велик риск боковых уводов и даже возникновения заноса или разворота по причине того, что сцепление колес с дорогой может быть неравномерным, а одно из колес может заблокироваться раньше остальных. А при блокировке передних колес вы получите их скольжение – и не сможете маневрировать.

Для возвращения контроля над автомобилем придется приотпускать педаль тормоза или вовсе на какое-то время прекратить торможение, к тому же быть готовым к корректирующим действиям рулем. Такие же проблемы возникнут и на скользком покрытии, а также при торможении на миксте. И все это требует от водителя как минимум некоторого опыта езды в подобных условиях, а в идеале – специальной подготовки.

С ABS не только торможение более стабильное, но и контроль над автомобилем сохраняется. Вы можете и тормозить, и одновременно маневрировать. Именно это – главная задача системы.

Дополнительная нагрузка

Вдобавок к ABS современные автомобили оснащаются дополнительным функционалом, повышающим эффективность торможения. Во-первых, это система распределения тормозных усилий (EBD), которая, по сути, является усовершенствованной версией ABS и позволяет реализовать весь потенциал тормозной системы. Во-вторых, Brake Assist – так называемый ассистент торможения – распознает быстрое перемещение педали тормоза как желание водителя выполнить именно экстренное торможение и увеличивает давление в тормозных магистралях.

В обоих случаях речь идет скорее о дополнительных программах, нежели о конструктиве, ведь все равно используется техническая база (датчики, ЭБУ, гидроблок) ABS. И точно так же вся эта "инфраструктура" используется в других электронных ездовых помощниках, таких как ESP, Traction Control или электронная имитация блокировки дифференциала.

Надежность

Гидроблок выполнен на высоком уровне и обычно не преподносит проблем. Отказы в работе системы, как правило, связаны с электронной частью, конкретно – с отказом датчиков и потерей контактов в цепях между ними и блоком управления. В части случаев имеют место просто механические повреждения, а на старых машинах иногда банально сгнивает проводка или окисляются контакты из-за негерметичных или поврежденных разъемов. Может случиться повреждение зубчатых венцов на ступицах колес, впрочем, это тоже касается старых машин. А иногда сбои в работе системы вызваны элементарно загрязнением датчиков, что решается их очисткой.

В любом случае ABS относится к числу надежных систем, а восстановление ее работоспособности обычно не бьет больно по карману. Это важно, поскольку, повторим, те же датчики и гидроблок используются и другими системами активной безопасности, так что выход из строя одного из компонентов приведет к невозможности их работы.

Неработающая и отсутствующая – разные вещи

Если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, в его конструкции имеется механический регулятор тормозных усилий (так называемый "колдун"), который предотвращает перетормаживание задних колес при активном замедлении, что предохраняет от дестабилизации автомобиля в момент торможения. В автомобиле с ABS такого устройства нет, так что при выходе системы из строя риск перетормаживания задних колес сохраняется. Кроме того, чувствительность привода тормозов в вариантах исполнения без ABS и с ABS может быть разной.

Мы это все к тому, что управлять замедлением, особенно при экстренном торможении, проще и безопаснее на автомобиле без ABS, чем на машине с неработающей ABS. Это прозрачный намек для тех владельцев, кто не спешит восстанавливать работу системы. В целом же представить современный автомобиль без ABS невозможно, так как эта система является одним их ключевых элементов активной безопасности, пусть даже в обычной жизни рядовой автомобилист с ее работой сталкивается редко.