Что это такое 

В общем понимании клиренс (ground clearance), или дорожный просвет, – это расстояние от земли до самой нижней точки автомобиля. И ведь такой точкой может быть и поддон двигателя, и задний редуктор, и банка глушителя…

На самом деле в официальных документах определения могут быть более точными и более сложными. Например, российский ГОСТ Р 50182-92 "Дорожный транспорт. Обозначения размеров легковых автомобилей" определяет дорожный просвет как расстояние между опорной поверхностью и самой нижней точкой центральной части автомобиля. Центральная часть – это часть, заключенная между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии автомобиля и равноотстоящими от внутренней поверхности колес.

А в Приложении II к Директиве Совета 92/53/ЕЕС от 18 июня 1992 г. и вовсе имеется два определения:

4.5.4. "Дорожный просвет между осями" – это наименьшее расстояние между уровнем земли и самой нижней неподвижной точкой автомобиля.

4.5.5. "Дорожный просвет под осью" определяется вершиной дуги окружности, которая проходит через центр пятна контакта шин с осью (внутренняя шина в случае сдвоенных шин) и касается самой нижней неподвижной точка между колесами. При этом при необходимости клиренс нескольких осей следует указывать в порядке их расположения (например, 280/250/250 для трехосного автомобиля).

От чего зависит

У современных легковых автомобилей клиренс обычно составляет 110-150 мм (антирекордсмены из масс-сектора – Peugeot 308 и Opel Astra K, у которых всего 100 мм от земли до нижней точки), хотя модели российского производства или машины с так называемым "пакетом для плохих дорог" могут иметь клиренс порядка 160-170 мм. Например, у VW Polo клиренс составляет 163 мм, у однотипной Skoda Rapid – 170 мм, а у Lada Vesta с кузовом седан – и вовсе 178 мм!

Для сравнения: у большинства кроссоверов это расстояние от 160 до 190 мм, хотя есть рекордсмены вроде Renault Duster и Subaru Forester, которые имеют клиренс 200-210 мм. Больше предлагают разве что внедорожники, если говорим про легковые автомобили, а не микроавтобусы и коммерческую технику.

Также учитывайте, что, как и в случае с другими параметрами, величина дорожного просвета может отличаться от модификации к модификации. Спортивная или стандартная подвеска, базовые или опционные шины, разный тип кузова, разные моторы и коробки – все это может оказывать влияние на расстояние от земли до самой нижней точки кузова. Тем более что эта самая точка может задаваться узлами, форма и размеры которых также зависят от модификации автомобиля.

Условно постоянная величина

Дорожный просвет должен измеряться на автомобиле, загруженном до максимально допустимой массы. Это важный нюанс, ведь при такой загрузке машина может запросто "проседать" на несколько сантиметров. И еще один момент: да, клиренс измеряется в статике, но надо понимать, что в движении он изменяется из-за того, что кузов раскачивается вверх-вниз, и это особенно важно учитывать при движении по разбитым дорогам, когда и раскачка может быть больше, и риск "приложиться" о выступающую неровность в целом выше.

И конечно, не забудем про то, что чисто пневматическая или гидропневматическая подвеска позволяет менять дорожный просвет, причем в довольно широком диапазоне. В этом случае производителем указываются крайние значения, например, 140-260 мм. А есть еще функция выравнивания дорожного просвета (обычно в универсалах и кроссоверах) – она как раз не допускает изменения клиренса даже при увеличении нагрузки.

Клиренс и геометрическая проходимость

Понятно, что чем больше дорожный просвет, тем выше шансы избежать ударов и повреждений при езде по плохой дороге или пересеченной местности. Но порой для внедорожников параметры дорожного просвета становятся таким же инструментом маркетинга, как характеристики мощности или разгонной динамики для спортивной версии, хотя на самом деле это пусть и важная, но не единственная составляющая геометрической проходимости.

Типичный пример. Возьмем два автомобиля с дорожным просветом 200 мм. Но один имеет колесную базу 2400 мм, второй – 2800 мм. Понятно, что на бездорожье будет эффективнее первая машина поскольку за счет меньшего межосевого расстояния у нее будет больше продольный угол проходимости (или угол рампы). То же и с другими важными характеристиками – углами въезда и съезда, которые зависят не только от дорожного просвета, но также от величины переднего и заднего свесов, высоты установки и формы бамперов, наличия и формы других выступающих частей кузова.

И мы уже говорили о том, что дорожный просвет меняется в движении из-за раскачки кузова. Если имеется большая амплитуда колебаний из-за мягкой длинноходной подвески, есть риск "удариться" на очередном ухабе, и хорошо, если это будет бампер, а не алюминиевый поддон.

На что влияет

С проходимостью все понятно, но ведь дорожный просвет оказывает влияние и на характеристики автомобиля. Например, чем ниже клиренс, тем лучше аэродинамика. Чем он выше, тем большие ходы подвесок можно обеспечить, соответственно можно улучшить плавность хода. Впрочем, здесь есть нюанс, и связан он с другой зависимостью.

Чем больше дорожный просвет, тем выше поднят кузов над дорогой, стало быть, тем выше расположен центр массы. А от этого зависит устойчивость автомобиля, угол опрокидывания (что важно для внедорожников), да и в целом ездовой характер. Чтобы автомобиль оставался собранным на дороге, подвеску приходится "зажимать": устанавливать более жесткие пружины и амортизаторы, менее "податливые" стабилизаторы, сокращать ходы подвески, так что в итоге плавность хода на современных кроссоверах и кросс-версиях хэтчбеков-универсалов, а также на автомобилях с "пакетом для плохих дорог" как раз может страдать, хотя тут все индивидуально.

Кстати, именно поэтому многие кроссоверы имеют скромный клиренс 160-170 мм: их создатели пожертвовали геометрической проходимостью ради лучшей управляемости и аэродинамики, то есть топливной экономичности.

Как изменить самостоятельно и стоит ли

Собственно говоря, на вторую часть вопроса мы ответили выше. Дорожный просвет – это в определенной степени компромисс между разными качествами автомобиля. Решение "выстрадано" инженерами в процессе проектирования автомобиля, разработки той или иной модификации, настройки шасси. И просто так изменить этот параметр означает разрушить достигнутый баланс. Типичный пример: "поднимая" автомобиль, тем более банально задирая вверх "корму", вы ухудшаете его устойчивость, что может обернуться неприятным сюрпризом в поворотах.

Также следует учитывать, что при увеличении или уменьшении дорожного просвета могут изменяться углы установки передних и задних колес, и далеко не всегда есть возможность их откорректировать за счет доступных регулировок. Также потребуется проверка/регулировка фар.

Что же касается доступных способов, то самый простой – установка колес иной размерности (с меньшим или большим внешним диаметром). Но чем это чревато, мы уже рассказывали. Если в двух словах, то колеса должны встать на ступицы, при этом не должны контактировать с деталями ходовой части и кузова, а переход на другую размерность означает погрешности в показаниях спидометра, опять же может измениться характер управляемости автомобиля.

Следующий вариант – установка других амортизаторов и (или) пружин. На самом деле этот подход может быть верным, если устанавливается просто другое исполнение подвески для автомобиля. Например, установка "пакета для плохих дорог" или, наоборот, отказ от него в пользу европейской спецификации или спортивного исполнения.

Третий способ – установка проставок. Это точно проще и дешевле второго варианта, но и результат может быть не самым лучшим, поскольку изменившийся клиренс не будет компенсирован другими мерами (например, при замене пружин и амортизаторов одновременно с увеличением дорожного просвета меняются и другие характеристики подвески), стало быть, как и с переходом на другую размерность шин, вы можете получить не очень сбалансированный результат.

Даже установка лифт-пакета для внедорожников изменяет баланс: да, проходимость улучшается, но устойчивость и управляемость без компенсационных мер становятся хуже. Джиперы с этим мирятся, потому что у них другие приоритеты, а их "монстры" могут вообще не выезжать на асфальт. Но для обычной эксплуатации такой подход не всегда хорош.

Наш вердикт

На наших дорогах клиренс важен. И все же это параметр, который стоит принимать к сведению, но вряд ли за ним стоит гнаться, если вам просто ездить, а не строить внедорожник для трофи или, наоборот, лоурайдер. Однако даже в этом случае подход должен быть комплексным, иначе достигнутый результат может не порадовать из-за вдруг проявившихся побочных проблем. 

Передние бамперы в базе объявлений Автобизнеса