Наш читатель задался следующим вопросом: "Занимаюсь на даче строительством дома, приходится часто возить стройматериалы на легковой машине. Чем чреват перегруз и каковы особенности управления машиной, перегруженной и пустой, к чему быть готовым? Как рассчитать, сколько мешков цемента можно перевезти в конкретном авто, как правильно разместить в нем груз? Стоит ли для баланса класть один мешок в салон?"

Сколько потянет?

Начнем с расчета грузоподъемности автомобиля. Тут ничего сложного: из разрешенной полной массы вычитаем снаряженную – получаем искомое значение. Полная масса указывается в свидетельстве о регистрации автомобиля, снаряженную можно узнать из руководства по эксплуатации либо найти данную информацию в каталоге, в крайнем случае просто "загуглить". Только учитывайте, что в зависимости от модификации разница в значениях может запросто составлять 30-150 кг.

Возьмем, к примеру, довольно популярный лифтбек Volkswagen Polo с двигателем 1.6 MPI и механической коробкой передач. В зависимости от варианта исполнения (комплектации) снаряженная масса составляет 1195-1285 кг, полная – 1650-1680 кг. Таким образом, грузоподъемность будет в пределах 395-455 кг.

Хорошая новость состоит в том, что снаряженная масса включает вес не только самого автомобиля, но и всех заправленных технических жидкостей (масел, антифриза, топлива), а также штатного инструмента и запасного колеса. Более того, в эту характеристику включена масса водителя (75 кг). Так что все "свободные" килограммы – в пользу пассажиров и груза. Выходит, 16-18 мешков цемента по 25 кг каждый теоретически загрузить можно.

Где найти баланс?

При этом, однако, надо учитывать, как повлияет такая загрузка на ездовой характер автомобиля. С полной массой машина будет медленнее разгоняться и хуже тормозить, в поворотах будет стремиться наружу – на скольком покрытии это будет провоцировать срыв колес в скольжение, а в случае перегруза будет иметь еще более выраженный характер.

Не будем забывать и про то, что подвеска в таком случае будет работать с большей нагрузкой, что следует учитывать при проезде неровностей. Кстати, напомним о том, что при полной массе некоторые производители требуют повышать давление в колесах. Ну а в целом постоянные поездки "под завязку" и тем более с перегрузом будут сказываться на сроке службы деталей подвески, рулевого управления и тормозов. В какой-то степени это может повлиять на долговечность двигателя и коробки передач. Впрочем, для этого так ездить надо месяцами, а то и годами.

Отдельно скажем про распределение веса. Если весь тяжелый груз закинуть в багажник, можно перегрузить заднюю ось, что опять же скажется на поведении автомобиля. Если большая часть груза окажется за пределами колесной базы (а багажники седанов и универсалов обычно такую развесовку и провоцируют), он начнет работать как своего рода маятник, что чревато провокацией заноса в поворотах.

Иначе говоря, закинуть все полтора десятка мешков с цементом в грузовой отсек фургона – это нормально, а вот в багажник легковушки – не самое лучшее решение. Часть мешков (по два-три) можно отправить "в ноги" переднего и задних пассажиров – так и центр тяжести понизите, и нагрузку более равномерно распределите.

И пару слов о багажнике на крыше. Как правило, он рассчитан на груз до 50 кг, так что важно не перегружать и надежно закреплять как сам багажник, так и его содержимое. И следует учитывать, что даже 30-40 кг заметно влияют на центр массы автомобиля (а значит, и на его устойчивость), особенно если у вас компактная легковушка.

Вообще, если приходится периодически возить большие и тяжелые стройматериалы, задумайтесь об использовании прицепа или о грузовой доставке. Возможно, это будет даже дешевле, чем приводить в порядок салон и техническую часть после постоянных "грузоперевозок", на которые легковой автомобиль не сильно рассчитан.