Видимость – ноль

Туман, конечно, бывает разный, и в этом тоже кроется опасность: незначительное ухудшение видимости не особо стимулирует водителя серьезно снижать скорость или предпринимать иные меры по обеспечению безопасности – в целом же все более-менее видно! В том числе поэтому в сильный туман некоторые попадают "вдруг", и это грозит сразу несколькими большими проблемами.

Прежде всего сам водитель уже может ничего не видеть на расстоянии 15-20 метров, хотя и 50-60 метров на скоростной трассе – это почти нулевая видимость с потенциальными тяжелыми последствиями. Проблема не только в том, что можно не увидеть замедлившийся или остановившийся транспорт, находящихся на дороге людей и т.д., но и в том, что точно так же в тумане "теряются" дорожные знаки, светофоры, даже разметка. В итоге возрастает риск потери ориентации в пространстве: водитель может выехать за пределы полосы или даже дороги.

И ведь все это касается не только вас, но и других – тех водителей, которые едут следом за вами, навстречу вам или приближаются к перекрестку справа либо слева. Важно понимать, что в тумане не только вы плохо видите или ориентируетесь в дорожной обстановке, то же самое происходит и с другими: вас тоже не видят, ваши маневры могут стать полной неожиданностью.

Даже если туман не столь плотный, он все равно оказывает негативное влияние на видимость. На больших расстояниях объекты перестают быть видны или различимы, становится труднее оценивать скорость движущегося транспорта и людей, цвета воспринимаются иначе. Как и в случае с дождем или темным временем суток, нагрузка на водителя увеличивается из-за повышенной концентрации внимания – и тут можно не уследить за другими факторами, что также может спровоцировать аварийную ситуацию.

Что можно предусмотреть

Во-первых, туман появляется при определенных условиях, часто – в определенное время (рано утром или поздно вечером), в одних и тех же типичных местах (рядом с реками, озерами, болотами, в низинах), так что если постоянно ездите в одно и то же время одной и той же дорогой, то вы уже заранее знаете, где ожидается "молоко".

Во-вторых, характерную белую пелену обычно видно заранее, так что часто попадание в сильный туман на большой скорости – это следствие неправильной оценки ситуации и несвоевременного принятия мер. Снижать скорость и включать противотуманные фары и фонари стоит своевременно, а не когда вы уже стали "ежиком в тумане".

Как лучше видеть и быть видимым

Раз уж начали про свет, разберемся с ним. Итак, въезжая в туман, тем более сильный, надо включить задний противотуманный фонарь. Тут, правда, есть другая проблема: некоторые водители с "противотуманками" вообще могут ехать всю дорогу, и в случае с задними фонарями это уже не дело, ведь мощные огни слепят других водителей. Так что режим светотехники все-таки должен соответствовать окружающим условиям и Правилам дорожного движения (согласно п.169 ПДД задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только при недостаточной видимости дороги).

Что касается головной оптики, то ПТФ есть далеко не во всех автомобилях, даже современных, а ходовых огней может быть недостаточно. В этом случае стоит использовать ближний свет (п.167 ПДД). Причем даже он может создавать перед автомобилем пелену, за которой ничего не видно, – в этом случае можно опустить при помощи корректора световой пучок вниз. Дальний свет использовать бессмысленно: белая пелена перед машиной станет только больше.  

А еще стоит напомнить, что туман – это взвесь мельчайших капелек воды или кристалликов льда (при низких температурах), которые попадают на лобовое стекло, ухудшая видимость. Так что в туман стоит периодически промывать и прочищать щетками стекло, даже если кажется, что оно и так чистое. В зависимости от погодных условий может помочь подогрев стекла или кондиционер – последний будет подсушивать воздух, предотвращая запотевание стекла. Повторимся: в туман может быть не заметно, что стекло нуждается в очистке, поэтому ее лучше производить превентивно.

Очень сильный туман – что делать?

Не паникуйте! Но учитывайте риски: вы мало что видите, но и другие тоже, совершать резкие маневры, сильно снижать скорость или останавливаться (пусть даже на обочине) нельзя – могут "догнать" идущие сзади машины, и тогда будет куча-мала. Однако если продолжать двигаться вслепую, вы тоже рискуете в кого-то или во что-то влететь.

Поэтому, если не успели снизить скорость заранее (и это увидели едущие позади водители), снижайте скорость в тумане, но постепенно. В дополнение к "противотуманкам" можно включить еще и аварийную сигнализацию. Выключите музыку, слегка приоткройте окна – слушайте звуки и будьте готовы просигналить, если начнет складываться аварийная ситуация.

Появление любого контура перед вами следует воспринимать как препятствие для движения. Не следует в панике бить по педалям и вращать руль для объезда – просто будьте готовы к тому, чтобы снижать скорость и маневрировать. Старайтесь придерживаться центра вашей полосы. Смещаясь к обочине, рискуете наскочить на стоящие машины или сбить пешеходов. Беря левее, можете нарваться на встречную машину.

Если вы едете за другим автомобилем, увеличивайте безопасную дистанцию. Видите, что водитель за вами "повис на хвосте"? Чуть притормаживая, стоп-сигналами намекните ему, что расстояние должно быть больше.

В сильный туман (да и вообще в условиях недостаточной видимости) очень опасно останавливаться в первом ряду или на обочине, особенно если дело происходит на загородной дороге, МКАД или скоростной трассе. Лучше остановиться на удаленной площадке или на АЗС, подальше от основной дороги.

Если в таких условиях попали в ДТП, не оставайтесь в машине и не стойте на дороге и даже на обочине – очень велик риск, что в условиях недостаточной видимости в стоящие на трассе машины въедут другие, при этом может зацепить находящихся поблизости людей. По этой же причине опасно в такой ситуации выставлять знаки аварийной остановки – в тумане вас могут не заметить и сбить. Для привлечения внимания включайте аварийную сигнализацию, фонарики, действуйте по обстоятельствам, но в первую очередь думайте о своей безопасности.

"Противотуманки" в базе объявлений Автобизнеса