Зачем это нужно

Сторонники мойки двигателя приводят сразу несколько аргументов в пользу данной процедуры.

Во-первых, это красиво, с чем нельзя не согласиться. Но хочется спросить в ответ: не тот ли это случай, когда красота требует жертв (об этом чуть ниже)?

Во-вторых, вы же помните, что чистота – залог здоровья? Или как там: в здоровом теле – здоровый дух? Да, это все про человеческий организм. Если же перенести на технику, то держать двигатель в чистом виде тоже полезно, причем сразу по нескольким причинам. Внешние загрязнения ухудшают теплообмен, затрудняют поиск утечек технических жидкостей с одной стороны, а с другой – сами грозят утечками тока, поскольку в этой "шубе" из масла, твердых частиц, соли и прочего вполне могут быть и токопроводящие вещества.

По этой же причине стоит держать в чистоте и корпус аккумуляторной батареи. И вообще, а это уже в-третьих, правильнее говорить про мойку подкапотного пространства, в процессе которой чище становится не только двигатель. Весьма полезно время от времени промывать радиаторы, избавляя их от грязи и пыли, а также удалять весь мусор из-под пластикового жабо перед лобовым стеклом, иначе дренажные отверстия рано или поздно просто засорятся.

Несмотря на некоторую иронию с нашей стороны, мы согласны с тем, что держать в чистом виде подкапотное пространство не такая уж плохая идея. С другой стороны, мы понимаем и тех, кто едко вспомнит поговорку про кота, которому делать нечего. А главное – они обязательно будут пугать всевозможными последствиями. Вот к ним и перейдем.

Чем это чревато

Потенциально – всякими ужасами вроде залитого блока управления, сбоями системы зажигания (катушки, свечи), окислением в будущем контактов в разъемах и не только. На самом деле иногда так и случается, но крайне редко. Пообщавшись не только с мойщиками (как всякий кулик, они клятвенно заверяли, что такие случаи крайне редки и мойка двигателя – вещь совершенно безвредная), но и с сервисменами (которые как раз припомнили пару не самых веселых для владельцев пострадавших машин историй), мы пришли к выводу, что мойка моторного отсека может иметь определенные риски, которые следует учитывать как владельцу автомобиля, так и исполнителям.

Да, блоки управления, датчики, разъемы и прочие компоненты электрооборудования обычно выполняются герметичными. Тем более что в моторном отсеке вода может оказаться не только во время мойки, но и, например, при преодолении луж (в этом случае брызги будут снизу). Но, во-первых, у каждого производителя свое понимание герметичного исполнения. Во-вторых, со временем корпус того же блока или разъема может быть поврежден в силу разных обстоятельств. В-третьих, старения материалов, появления микротрещин в уплотнителях и изоляции тоже никто не отменял. Так что быть полностью уверенным в том, что во время "водных процедур" влага не доберется до микросхем и разъемов, никак нельзя, особенно на возрастном автомобиле.

Считается, что более уязвимы бензиновые автомобили, оснащенные системой зажигания (она как раз достаточно чувствительна к избыточной влажности и попаданию воды). Но еще раз: есть риск заливания блоков, разъемов и так далее – тут и без системы зажигания уязвимых мест хватает. И не будем забывать по впуск, куда воде тоже путь должен быть заказан. Кстати, почему мы все про воду? Во время мойки используются самые разные, в том числе довольно агрессивные, вещества – далеко не все материалы с ними "дружат". Химия тоже должна выбираться по делу.

Как тогда мыть

Все это означает, что к вопросу мойки подкапотного пространства надо подходить ответственно. Например, исключить или свести к минимуму работу с аппаратом высокого давления: сильный напор может повредить соты радиатора, сорвать провода и залить что угодно – никакой целлофан не спасет! По-хорошему исполнитель должен точно представлять, что он делает, и тем более знать, чего делать нельзя ни в коем случае.

Если решили воспользоваться услугами автомойки, выбирайте организацию с хорошей репутацией и специализацией по такого рода работам. Кстати, некоторые компании используют очистку паром, что считается более безопасным для электрооборудования. В любом случае многое зависит от качества выполняемых работ. Ну и от технического состояния автомобиля тоже. Тут и мойщики, и мастера едины во мнении: больше проблем со старыми машинами, у которых уже имеются те или иные вопросы по подкапотной электрике. В этом случае мойка просто выявляет слабые места.

Если в роли исполнителя вы сами, изучайте возможные способы (их несколько), внимательно читайте и выполняйте инструкции используемых химсредств. Существует два основных подхода по самостоятельной мойке. Первый, более безопасный, предполагает минимальное использование воды. В этом случае загрязнения удаляются с помощью пылесоса и ветоши, салфеток, а также точечным применением воды и химии. Съемные детали (декоративную крышку двигателя, корпус фильтра, крышку блока предохранителей, патрубки впускного тракта) можно снять, промыть, просушить и вернуть на место. Как можно догадаться, это довольно трудозатратный способ, конечный результат во многом зависит от вашей усидчивости и дотошности. Но риск повредить что-то по части электрики минимален.

Второй подход – классический. Наиболее уязвимые детали (аккумулятор, блок управления, на старых бензиновых машинах – трамблер и коммутатор) дополнительно изолируются подходящими материалами, закрывается впускной патрубок. В любом случае на эти детали воду по возможности лучше не подавать или использовать минимальный напор. Стоит ли обесточивать бортовую сеть? С одной стороны, это снижает риски, с другой – современные автомобили не очень-то любят отключаться от аккумулятора, как минимум могут сбиваться настройки разных устройств (аудиосистемы, бортового компьютера и т.д.), так что выбор за вами.

Технология мойки зависит от инструкции применения химических средств – здесь важно не только их целевое использование, но также способ нанесения/удаления, время выдержки, температура двигателя и прочие условия. В общем, читайте инструкцию.

Не спешите

По окончании мойки наступает следующий немаловажный этап. Необходимо просушить подкапотное пространство. Лучше всего удалить остатки воды, вытерев детали ветошью, продуть разъемы и свечные колодцы сжатым воздухом. В идеале можно обработать контакты специальными средствами, предотвращающими их окисление.

При первом запуске после мойки бензиновый двигатель может подтраивать – это означает, что вода где-то добралась до элементов системы зажигания. С прогревом двигателя через какое-то время проблема обычно уходит. Но долго мучить мотор в таком режиме тоже не стоит, так как пропуски зажигания могут повредить катализатор. А еще поначалу может попискивать приводной ремень навесного оборудования. Как только он просохнет, звук пропадет.

Как правило, на этом все неприятности и заканчиваются. Но если вдруг после мойки двигатель наотрез отказывается заводиться, не стоит предпринимать настойчивые попытки его запустить. Прежде разберитесь, с чем это может быть связано, особенно если есть потенциальная возможность попадания воды во впуск. Проверьте состояние воздушного фильтра (он должен быть сухим), убедитесь, что все клеммы и разъемы подключены, блоки реле и предохранителей сухие. Дальнейшие действия будут зависеть от результатов визуального осмотра и того, какими симптомами сопровождались неудачные попытки запуска. 

Когда "приехали". СТО в базе объявлений Автобизнеса