– Что год выпуска не определен, записано в техпаспорте. Судить о возрасте можно лишь по деталям, на которых указывается дата изготовления.

К примеру, на днях менял лампочку, в которой перегорела нить ближнего света. Дальний, к слову, продолжал работать, но дело в маркировке – лампочка оригинальная 1995 года. И по другим деталям, на которые наносилась дата производства, видно, что они 1995 года, но так как это вариант после рестайлинга, которому Grand Cherokee подвергся как раз в 1995-м, то модельный год 1996-й.

Во всех подробностях история машины мне неизвестна. Знаю только, что, как у многих автомобилей данного класса, у него был перебит номер. В Беларусь машина попала в 1998 году, но не ездила. Поставили ее на учет только после того, как провели экспертизу и нашли истинный номер.

У нас в семье она с 2008 года. Поскольку автомобиль долго стоял, пробег на момент, когда ее купил тесть, был лишь 20 тысяч километров. Тесть проехал еще 104 тысячи, затем 4 года назад владельцем стал я. Сейчас пробег 157.078 километров.

Тесть не рыбак, не охотник – ездил в основном по городу. Я занимаюсь лесом, и первое время пользовался Grand Cherokee по полной программе: ездил по лесным делянкам, куда на другом своем автомобиле просто не смог бы добраться физически. Затем решил, что такие поездки отрицательно скажутся на состоянии машины, поэтому сейчас Grand Cherokee используется в основном как автомобиль выходного дня.

Здесь стоит бензиновый V8 объемом 5,2 литра. Это 318-й Magnum – мотор, известный, наверное, с 1960-х годов. Двигатель спокойно выдерживал эксплуатацию на легких грузовиках, что говорит о его надежности и ресурсе. Фактически это "миллионник". При скорости 100 километров в час на тахометре 1700 оборотов – конечно, будет ресурс.

Газовое оборудование было установлено до меня, в 2016 году. До этого машина ездила на бензине, но когда затраты на заправки стали кусаться, двигатель перевели на газ. Заправочная горловина находится сразу за задним колесом, над ней в багажнике установлен газовый баллон.

14,6 литра на 100 километров – это средний расход за пробег 1528 километров при режиме эксплуатации 30 процентов в городе и 70 – по трассе. Чисто по трассе на "круизе" со скоростью 100 выходит 12-12,5. По городу при динамичной езде может расходоваться и 20 литров, но в любом случае по деньгам получается почти в два раз дешевле в сравнении с ездой на бензине.

Обслуживаю автомобиль на сервисе "Джип-клуба". Там прекрасно знают эти машины в отличие от обычных СТО, которым многие нюансы, характерные именно для Grand Cherokee, тем более таких лет, как мой, просто неизвестны.

Первое ТО, которое делал я, кроме замены масла и фильтров в двигателе включало также замену масел в АКПП, "раздатке" и мостах. Оно обошлось примерно в 215 долларов.

Воздушный фильтр Bosch стоит 8 долларов, масляный Knecht – 5. Масла, если память не изменяет, в мотор входит 5,5 литра. Топливный фильтр сменный, стоит 20 долларов, но менял я его только раз, ведь машина работает не на бензине, а на газе – фильтр не загрязняется. В общем, затратным обслуживание двигателя не является.

В двигателе менялся задний сальник коленвала. Сальник копеечный, но работа трудоемкая, потому что надо снимать много деталей по соседству с двигателем и поддон в самом моторе, чтобы до сальника добраться. Еще менялись свечи и высоковольтные провода, но это, понятно, расходники.

Однажды на приборном щитке загорелась лампа давления масла. Стало несколько тревожно, но работа мотора никак не изменилась: не появилось ни шума, ни стуков. А я читал, что на этих двигателях может барахлить датчик давления. Так оно и оказалось. Датчик заменили – все стало нормально.

Подвеска перебиралась вся. На сервисе посмотрели и сказали, что по отдельности детали подвески в рабочем состоянии, но поскольку в подвеске много рычагов плюс тяга Панара, то суммарно уже не все так радужно, как кажется. Купил комплект рычагов и тяг, сайлент-блоки, две шаровые опоры. Поставили – машина действительно стала совсем другая. Раньше она была какая-то расхлябанная, при прямолинейном движении надо было постоянно подруливать.

После переборки это все ушло, хотя из-за того, что у автомобиля большой дорожный просвет и соответственно высокое расположение центра тяжести, валкость в поворотах осталась. Она не такая, как была до ремонта подвески, но есть, от этого никуда не денешься. Запчасти брал не "оригинал", а среднего качества, однако с учетом того, что сейчас машина ездит от случая к случаю, по времени прослужить они должны не меньше. Обошелся ремонт подвески в 540 долларов, из них работа – 160.

Из запчастей самая дорогая – тяга Панара. Однажды я ее уже менял. Тогда поставил за 60 долларов – отходила лишь 6-7 тысяч километров и разболталась. На этот раз купил тягу Mopar за 105 долларов. Только этой марки тягу Панара и надо покупать – она будет держаться долго.

А вот амортизаторы до сих пор "родные". Проверялись на стенде – шок-тест показал 73-75 процентов остаточного ресурса. Специалисты сказали, что при таком остатке нет никакого смысла менять амортизаторы сейчас, можно спокойно ездить.

В рулевом управлении был заменен демпфер. В тормозной системе в прошлом году менялись все трубки, металлические и резиновые, в суппортах менялись поршни. Также были заменены тормозные диски, колодки рабочих механизмов и ручника. Диски TRW стоили 55 долларов, колодки Textar – 20, демпфер – 24 доллара.

Кроме того, отреставрировал колесные диски. Сами диски стоили 168 долларов, но их покраска встала в 360. Плюс резина – в сумме колеса обошлись где-то в 900 долларов. Это была одна из самых дорогостоящих процедур, которые проводились с автомобилем.

В электрооборудовании менялся аккумулятор. За "родным", к сожалению, не уследили. До него никому не было дела, когда машина не ездила. В итоге он разрядился и в морозы распух, потому что упала плотность электролита.

А так, кроме лампочек, больше вспомнить и нечего. Из решений, которых на современных автомобилях, пожалуй, не увидишь, – лампочка подсветки моторного отделения на внутренней стороне капота.

Держатели капота тоже достопримечательность этой машины. Никаких упоров и газовых пружин – в открытом положении капот удерживают спиральные ленточные пружины с каждой стороны. Просто и надежно.

Работает все: память положения сидений и зеркал, подогревы сидений, датчик света, круиз- и климат-контроль, зеркало с автозатемнением, люк в крыше и далее по списку. Он здесь обширный, ведь это Limited – максимальная комплектация.

Салон кожаный, не перешивался – все в "оригинале". Кожа в очень приличном состоянии, особенно на заднем сиденье. Не скажу, что она сильно маркая, но испачкать ее джинсами, если они новые и нестиранные, можно. Так ведь за кожей надо ухаживать, благо очистителей и кондиционеров сейчас хватает.

Отделка салона качественная и при должном уходе тоже выглядит прекрасно, несмотря на годы. Единственное замечание – к пластиковой вставке с подлокотником в дверях. Вот тут на качестве материала сэкономили. Впрочем, подвел пластик только на подлокотнике водительской двери, где появилась трещинка. Что поделаешь – годы.

И потолок... У Grand Cherokee этих лет это беда. В моей машине еще ничего, он лишь чуть-чуть отслоился в одном небольшом месте над водительской дверью, но во многих других потолок прилично провисший.

Когда машина появилась в нашей семье, днище было как новое. Повезло, что с 1998 года по 2008-й она простояла в гараже и проехала до того, как ее купили, лишь 20 тысяч. В прошлом году я заметил дырочку в колесной арке и решил сделать антикор. Это была вторая и последняя дорогостоящая процедура, зато теперь есть уверенность, что кузов еще продержится.

Снизу снималось все, мосты, подвеска, после чего днище пескоструилось. После этого в некоторых местах стали видны как бы точечные уколы в металл, но не насквозь, а дырочка, которую я заметил, увеличилась. Но специалисты сказали, что ничего страшного. Дырочку залатали, днище и арки загрунтовали, затем обработали антикоррозийными составами. Учитывая большой объем работ, обошлась обработка с пескоструем почти в тысячу долларов.

Сверху кузов в "родной" краске, слой равномерный по всем элементам. Перекрашивать смысла не вижу, поскольку лакокрасочное покрытие в отличном состоянии. И это несмотря на то, что первое время автомобиль часто ездил в лес.

Проходимость прекрасная. Едешь, как говорится, куда глаза глядят. Трансмиссия Quadra-Trac. Раздаточная коробка с блокировкой. В "раздатке" находится вискомуфта, которая подключает переднюю ось, когда начинают пробуксовывать задние колеса.

На ходу машина мягкая. У подвески очень большие ходы. Чтобы только оторвать колеса от земли, надо чуть ли не на полметра поднимать автомобиль домкратом. Обратная сторона медали – из-за мягкости и высокого центра тяжести машина валкая, это есть.

В дальние поездки автомобиль ездил только по Беларуси, а это максимум 350 километров от Минска. Оборачивался туда-назад за день. В подобных поездках никакого дискомфорта. Знаю, что в каком-нибудь "бюджетнике" устал бы гораздо больше. А тут все в порядке и с удобством посадки за рулем, и с дополнительным оборудованием.

Одно но – спинки сидений коротковаты. Напоминают "жигули". Наверное, это не все заметят, но для человека с моим ростом подголовник оказывается ниже, чем должен быть расположен по назначению. Возможно, связано это с тем, что у автомобиля не очень высокая крыша. С одной стороны, это неплохо для езды по лесу, где, несмотря на большой дорожный просвет, машина проходит под крупными ветками деревьев и не царапает крышу, с другой – сделать более высокими спинки сидений при низком потолке, наверное, не получалось.

Жаль превращать эту машину в грузовик, но при необходимости кое-что крупногабаритное в ней перевезти можно. Багажник, правда, сейчас частично занят газовым баллоном. Плюс к этому в нем лежит "докатка" в чехле. Они оригинальные и как новые, потому что запасным колесом никогда не пользовались.

Вообще автомобиль сделан толково. Все, что нужно для комфорта водителя и пассажиров, в нем предусмотрено. Водителю ни до чего не надо тянуться, все, что ему нужно включать в процессе езды, доступно и под рукой.

Есть такие нюансы, о которых владельцы автомобилей других марок не догадываются, что они могут или даже должны в машине быть. К примеру, американцы хорошо придумали, куда девать подголовники задних сидений, когда сиденья сложены. Сзади в подушках сидений имеются гнезда для подголовников – воткнул, и все.

Крупных недостатков не вижу. На мелочи вроде пластиковой вставки в дверях или короткой спинки сидений можно не обращать внимания. Многие владельцы жалуются на свет в поездках по трассе в темное время. Причина – в пластиковых стеклах фар, со временем они мутнеют. Помогает полировка, во всяком случае меня свет вполне устраивает.

Универсальность автомобиля – вот что мне нравится в Grand Cherokee больше всего. Можно поехать в дальнюю поездку, а можно зимним утром просто покататься по свежевыпавшему снегу и не париться, что застрянешь в снежной целине. Это дорогого стоит.

И второе – приятно проехаться в старой машине, имеющей состояние новой. Машина на самом деле выглядит как новая. У всех, кто ее видел, первый вопрос: когда она перекрашивалась? Так вот нет – не красилась. Если бы она не была такой, как есть, я бы ее не покупал – зачем? Джиперские "покатушки", экстрим на бездорожье – мне это не надо.

Показывал автомобиль на выставке Vintage Day. Было порядка 230 машин. Многие очень интересные, но и моя без внимания не осталась. Все говорили, что в таком состоянии в Беларуси Grand Cherokee в 27-летнем возрасте больше нет. По слухам, где-то есть хорошо сохранившийся Grand с мотором 2.9 – допускаю, но своими глазами его не видел.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня"