О чем "расскажут" колеса

Начнем с элементарного. Иногда спустившее колесо быстрее услышать, чем по поведению автомобиля понять (по боковому уводу или ухудшившейся динамике, управляемости), что что-то не так, особенно в случае с задним колесом. Ведь далеко не во всех новых и свежих автомобилях есть система мониторинга давления в шинах. Так что характерное "хлоп-хлоп-хлоп" может стать очень явным сигналом.

То же самое и с посторонним предметом в шине: тук-тук-тук, изменяющий в зависимости от скорости темп укажет, что между шашками протектора попал осколок стекла, а возможно, болт или саморез. Это поможет избежать прокола или обнаружить его своевременно. Ведь продолжительная езда на частично спущенной шине может привести к ее перегреву и повреждению металлокорда.

А еще стук при движении может предупредить об ослабшем креплении колеса и, возможно, убережет от аварийной ситуации.

Поскрипит и перестанет?

Посторонний шум, скрежет при срабатывании тормозов тоже могут предупредить и уберечь от лишних затрат. Например, если между колодой и диском попал посторонний предмет или сама колодка уже полностью изношена и начинает работать не фрикционной накладкой, а металлической частью. Если вовремя услышать и обратить внимание на тормоза, убережете диски.

Но, конечно, не каждый скрип, писк или постукивание говорит о чем-то страшном. Поскрипывающие тормоза или побрякивающие суппорты только раздражают, но к проблемам не ведут. То же и с шумной работой подвески: поскрипывают резинки, постукивают "на холодную" амортизаторы – не страшно, "зазвучали" стойки стабилизатора – не критично. Но как минимум уже повод заняться подвеской. Главное – не пропустить, когда застучит шаровая опора или рулевой наконечник.

Что там еще? При движении стал нарастать гул, который меняет тональность в зависимости от поворота? Судя по всему, на подходе ступичный подшипник. Слышится характерный хруст при движении с сильно вывернутыми (на парковке, при развороте) колесами? Скорее всего, это уже просится на замену один из внешних ШРУСов. Да, и то и другое "потерпит", но затягивать с заменой тоже не стоит.

Хороший стук сам вылезет

Применительно к двигателю это может иметь довольно дорогие последствия. Но тут ведь тоже надо отличать разные звуки, которыми может настораживать мотор. Постукивает сразу при запуске, затем стихает? Наверное, это один или несколько гидрокомпенсаторов сообщают о близкой "кончине". А если в двигателе нет гидрокомпенсаторов?

Некоторые автомобилисты могут перепутать – и мчаться к мастерам со слезами на глазах. Версии самые разные, от "перекладки поршней" до "вкладышей", а все оказывается намного проще и "дешевле" – про такие случаи сервисмены рассказывали. Хотя и эти "страшные" стуки тоже порой случаются, их важно не проворонить.

Но ведь далеко не каждый автомобилист в состоянии отличать, где что стучит, визжит или скрипит и насколько это критично. Что же, в таком случае обращайтесь к более опытным товарищам или к специалистам, которые в состоянии распознать по звуку те или другие проблемы.

Двигатель может не только стучать, но и “хрустеть”, и "стрекотать". И это тоже могут быть разные как по тональности, так и по значимости звуки. Одно дело если начинают шуметь таким образом муфты фазовращателей, и со всем другое – если приводная цепь ГРМ. А на некоторых моторах, например, “на холодную” она именно так и стрекочет. И это уже тревожный признак: так и до перескока из-за растянутой цепи либо ослабленного натяжителя дело может дойти.

Постоянно срабатывающий вентилятор системы охлаждения, когда окружающая температура и условия движения не способствуют перегреву, тоже должен насторожить. Тем более на современных автомобилях, где указатель температуры двигателя или слишком задемпфирован, или вообще отсутствует в комбинации приборов. А то, что срабатывает вентилятор, вы поймете как раз по шуму, хотя может быть и небольшая вибрация.

О чем шепчет ремешок

Может попискивать или "шелестеть" приводной ремень навесных агрегатов. Характерный писк при попадании воды (в дождь или после мойки) – обычное дело, ничем это не чревато. Но если ремень начал издавать такие звуки постоянно или при включении мощных электропотребителей/кондиционера, при увеличении нагрузки на двигатель, это может говорить или об ослаблении его натяжения, или об износе.

Дальнейшие последствия зависят от того, какие агрегаты приводит этот ремень и какова вообще конструкция двигателя. В одних случаях максимум, чем рискует водитель, – получить хронический недозаряд аккумулятора из-за проскальзывающего ремня в приводе генератора (контрольная лампа в этом случае может даже не загореться). Кстати, частично разряженный аккумулятор тоже можно диагностировать по звуку – начинает медленнее "крутить" стартер (последний, между прочим, также может порой "порадовать" весьма неожиданными и не очень приятными звуками, возвещающими о грядущем ремонте).

Но в других случаях последствия могут быть куда более серьезными: недостаточное натяжение, соскакивание или обрыв ремня может привести к неэффективной работе или остановке водяного насоса, что спровоцирует перегрев двигателя. А в некоторых случаях соскочивший ремень приводных агрегатов может попасть под ремень ГРМ, а это уже грозит "встречей" клапанов с поршнями.

Бубнит выпуск…

Глушитель, кстати, тоже обычно не отваливается внезапно. Сначала слышны характерные "похрюкивания", отстрелы при сбросе "газа", затем выпуск начинает "сипеть", звук становится все громче, пока не загрохочет по-настоящему. Постепенно начинает "сифонить" и гофра – по мере прогрессирования ее разрушения. В общем, обычно достаточно времени, чтобы заранее заняться выпускной системой, а не оказаться перед фактом, что у тебя вдруг появился "прямоток", а банка или труба волочится по земле.

Также надо учитывать, что нарушение герметичности в районе выпускного коллектора может иметь и другие негативные последствия: нарушается температурный режим в моторном отсеке, может нарушаться правильная работа системы наддува, а также системы нейтрализации выхлопных газов и т.д.

Когда коробка подает голос

Посторонний звук при работе педалью сцепления обычно указывает на неисправный выжимной подшипник. А попробуйте слишком быстро и с неполным выжимом "вколотить" передачу – услышите характерный хруст коробки, особенно с "уставшими" синхронизаторами. Коробка гудит на тех или иных передачах, меняя тональность при изменении подачи "газа"? Это подшипники. Если шум прогрессирует, это тревожный звонок, который игнорировать нельзя, потому что от небольшой, в общем-то, проблемы дело можно довести до капитального повреждения коробки.

Наш вердикт

Как видим, слушать автомобиль можно и нужно, потому что это иногда полезно, особенно если техника в возрасте, а вероятность тех или иных неисправностей высока. Но даже свежий автомобиль не гарантирует от ряда неприятностей, и о них тоже может сообщить изменившийся звук работы двигателя, трансмиссии или появившийся посторонний шум.

Услышали что-то подозрительное, но не уверены, насколько это серьезно, можно с этим ездить или нет? Как минимум спросите более опытных автомобилистов, а то и наведайтесь в автосервис. Как заметил один консультант, лучше выглядеть "ламером", обращаясь по каждому стуку, чем "умником", запоровшим мотор.

Если самому не справиться. СТО в базе Автобизнеса