Что такое перегрев?

Это достижение двигателем температуры, которая оказывается выше рабочей. Последняя никогда не устанавливается в пределах одного-двух градусов, диапазон гораздо больше. На старых моделях моторов он регулируется с помощью термостата и вентиляторов. В современных двигателях термостатов может быть несколько, производительность водяного насоса (или даже нескольких насосов) при необходимости может меняться – в итоге и контроль, и регулирование оказываются более точными и оперативными.

В общем, всё, что выше установленных производителем значений, можно считать перегревом. Тем более что современные двигатели и так работают на грани оного.

Каковы последствия перегрева?

Это зависит как от конструктивных особенностей двигателя, так и от того, какой перегрев, локальный или общий, насколько он продолжителен и, конечно же, насколько высока температура. Все-таки клин мотора – это крайне редкое явление, скорее следствием станут задиры на стенках цилиндров. Или же дело ограничится пробитой прокладкой ГБЦ, иногда – деформацией или повреждением самой головки. Но тут тоже вопрос конструктивных особенностей. Например, на рядных «шестерках» BMW при перегреве идет «винтом» длинная и узкая ГБЦ, на 4-цилиндровых моторах той же марки вероятность этого куда ниже.

Почему современные машины более уязвимы, чем старые?

Об этом мы уже вскользь упомянули: современные моторы и так работают на грани перегрева. Их рабочая температура может достигать 110-120 градусов – так обеспечиваются высокие показатели мощности и топливной экономичности. Но любой сбой в работе системы охлаждения, даже не ее неисправность, а просто снижение эффективности по тем или иным причинам (об этом чуть ниже) грозит обернуться печальными последствиями для двигателя.

Но и без этого постоянно высокие температуры негативно сказываются на ресурсе пластиковых и резиновых деталей, а наличие горячих узлов по соседству (например, турбины или выпускного коллектора) еще больше усугубляет ситуацию.

Стоит ли верить указателю температуры?

В старых моделях автомобилей он был достаточно честным и точно отображал реальную температуру, но в современных может показывать «норму» и при 80°С, и при 100°С. Так что замена стрелочного прибора на графику или вообще на контрольные лампы (синяя означает «холодный» двигатель, красная – перегрев) кардинально картины не меняет: все равно точной информации о температурном режиме двигателя водитель не имеет, хорошо, если такую возможность предоставляет сервисный режим меню.

Летом риск перегрева действительно выше, чем в остальное время года?

Да, и не только по причине того, что при более высокой температуре воздуха охлаждение моторного отсека и радиатора хуже. Летом обычно работает кондиционер, который, во-первых, увеличивает нагрузку на двигатель, во-вторых, снижает эффективность системы охлаждения, ведь радиаторы обеих систем установлены один за другим.

Еще один фактор – летом в принципе больше мусора, который попадает в соты радиатора. Тополиный пух, песок, насекомые. Казалось бы, что тут такого? Но эффективность системы охлаждения опять же снижается, особенно если у автомобиля – целый «бутерброд» из радиаторов.

Мы сами всё портим?

И это тоже. Самое элементарное – не учитываем те риски, которые несут повышенные нагрузки. И это даже не про гонки или буксировку прицепов. Кто задумывается о том, что, стоя летом в пробке с включенным кондиционером, мы доводим двигатель буквально до полуобморочного состояния? И да, гонки, буксировка прицепов и прочие нагрузочные режимы в условиях высокой температуры воздуха даются двигателю особенно тяжело.

Есть и другие «пакости» со стороны владельцев. Например, внесение в конструкцию автомобиля изменений, которые могут оказать косвенное или прямое влияние на температурный режим двигателя. Например, установка нештатной защиты мотора может ухудшить «продуваемость» подкапотного пространства. Считается, что негативный эффект дают и дополнительно устанавливаемые перед радиатором сетки, и этот вопрос мы в свое время даже разбирали.

Но все-таки дело в системе охлаждения?

Да. Мы уже перечислили факторы, которые могут снизить ее эффективность, что при определенных обстоятельствах способно привести к перегреву. Но основной причиной перегрева обычно всё же является именно неисправность системы охлаждения (СО). Причем варианты могут быть разными:

  • снижение уровня охлаждающей жидкости из-за ее утечек (тут виновниками могут быть прокладки или шланги в СО);
  • недостаточная/отсутствующая рециркуляция охлаждающей жидкости из-за поломки помпы или засорения/блокировки каналов СО;
  • движение охлаждающей жидкости по малому кругу СО из-за отказа термостата;
  • недостаточное охлаждение из-за забитого пухом радиатора или неисправности вентилятора (механического – из-за привода/муфты, электрического – из-за отказа датчика, потери контакта, собственно отказа двигателя вентилятора).

Есть и другие причины (возникновение паровой пробки, выдавливание жидкости из-за негерметичной прокладки ГБЦ, некоторые неисправности двигателя провоцируют его перегрев), но обычно все более прозаично.

Что же делать?

Своевременно обслуживать систему охлаждения, то есть соблюдать интервалы замены антифриза, периодически осматривать патрубки, радиатор, термостат и помпу на предмет утечек, при необходимости очищать радиаторы. И конечно, не забывайте следить за температурным режимом двигателя, особенно если инструментарий (указатель или данные в сервисном меню) это позволяет.

Радиаторы в базе объявлений Автобизнеса